Сценический костюм «Тэтим» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Платонова М. А., Малгарова З. С. Сценический костюм «Тэтим» // Юный ученый. — 2017. — №3.2. — С. 90-93. — URL https://moluch.ru/young/archive/12/930/ (дата обращения: 17.10.2019).



Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.

Прежде чем создать эскиз модели, модельеру нужно ознакомиться с законами композиции костюма и знать традиции народной одежды. В настоящее время якутскую одежду в современном развитии исследователь народной одежды, кандидат исторических наук Р.С Гаврильева различает на три основных направления: 1. Тип традиционной одежды, предназначенный функционально для обрядовых целей. 2. Модельная одежда – создание современной национальной одежды, с использованием элементов узора, фасона, цвета народной одежды, но придерживаясь требований моды. 3. Сценическая одежда – костюмы для фольклорных и танцевальных коллективов.

В нашей школе, как во многих других образовательных учреждениях существует фольклорная группа: замечательные девочки с потрясающими музыкальными данными. Они участвуют во всех школьных мероприятиях, районных конкурсах. Выступая сольно, они не сталкиваются с проблемами внешнего вида: причёска, красивое платье, модельные туфельки. Но для фольклорной группы нужен сценический костюм, где все выглядели бы эстетично и едино.

В марте состоялся районный ежегодный конкурс «Надежды Олёкмы» и я приступила к реализации проекта – необходимо было придумать и изготовить костюмы для участниц конкурса с элементами декора с национальным колоритом. Сшила костюм для сестренки, заодно придумала всем модель.

Актуальность проекта: Необходимость создания образца костюма для фольклорной группы, участницы районного конкурса «Надежда Олёкмы». Сохранение и изучение традиций народа Саха применение этих знаний на практике.

Цель проекта: создание сценического костюма с национальным колоритом для солиста школьной фольклорной группы.

Задачи: изучить официальные, научные, литературные источники информации по теме проекта; изучить историю традиционного декоративно- прикладного творчества, орнаменты, значение цветов; обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия, применить полученные знания на практике; спроектировать и изготовить дополнительные элементы костюма ( наколенник – сутуруо, манжеты – бөҕөх, головной пояс – бастына).

Новизна проекта заключается в совмещении современного костюма и якутской национальной одежды. Изготовление элементов с национальным колоритом, подчёркивающих индивидуальность костюма участника конкурса.

Гипотеза: если создать стиль единой концертной формы для участников выступлений и конкурсов с элементами национального колорита, то единый стиль в одежде объединит конкурсантов достижении цели конкурса.

Объектом исследования выступает традиционная якутская одежда.

Научный предмет исследования: использование принципов построения традиционной одежды в дизайн – проектировании современного костюма.

Метод исследования: изучение литературы, применение на практике техники шитья.

Моё будущее изделие должно быть: современным, оригинальным, нарядным; дополнено элементами национального колорита; соответствовать направлению современной моды; подчеркивать фигуру и индивидуальность.

А также соответствовать основным требованиям, предъявляемым к одежде.

Гигиеническим. Вещи должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Изделие должно быть легким, достаточно свободным и удобным.

Эксплуатационным. Эксплуатационным требованием является продолжительность срока носки одежды.

Эстетическим. Они состоят в том, что вещь должна быть красивой и современной. При создании одежды мне нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Описание костюма

Жилет, приталенный с рельефом, с V – образным вырезом, с баской, застёжка на пуговицах. Имеет на плече декоративную вставку в виде крыльев. По краям и линиями рельефа и талии обработаны тесьмой и пайетками. Вокруг талии пришита тесьмой и украшена меховыми помпонами. На спине имеет якутский орнамент.

Шорты (сыалдьа) прямые, на резинке, низ обшит тесьмой и металлическими заклепками. Застежка манжета (бөҕөх) и наколенника (сутуруо) на шнурке, украшена орнаментом, тесьмой и бисером.

Выбор силуэта для жилета

Что такое «силуэт»? Силуэт – это плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды. Именно в силуэте отражается направление моды. По силуэту можно разделить на прямые, расширенные и приталенные.

Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия. Моя модель состоит из жилета и шорта. Ширина шорта рассчитывается по обхвату бедер. Для того чтобы построить чертежи а затем выполнить выкройки, необходимо правильно снять соответствующие мерки. Для определения размера изделия необходима мерка: С r II.-35

Моделирование жилета

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Термин "моделирование" происходит от слова "модель", то есть образец, создаваемый художниками, модельерами и конструкторами.

Изменение в жилете нанесение конструктивных линий.

На основе чертежа можно смоделировать огромное количество силуэтов: приталенных, полуприталенных, прямых или расширенных; длинных и коротких, с кокетками сзади и спереди, с разрезами и складками различной формы. Построение чертежа жилета выполнялось таким образом, что были получены чертежи сразу двух частей: переднего и заднего полотнищ. Для моделирования эти части нужно разделить (разрезать), поскольку моделируется каждая часть в отдельности.

Моделирование жилета:

Перевела переднее полотнище жилета на кальку и выполнила его в разворот. Для того чтобы перевести нагрудную выточку на пройму и соединила в фасонные линии – рельеф.

Мерки для построения основы жилета

Различные силуэты жилетов получают на основе базового чертежа путём моделирования, а степень облегания изделия по фигуре зависит от прибавок к меркам. Необходимые мерки для построения конструкции жилета:

- Сб (полуобхват бёдер) =33 см.

- Оп (обхват плеча)= 21 см

- Дп (длина плеча) = 9 см

- Ди (длина изделия) = 45 см

Прибавки:

Пб (прибавка к полуобхвату бедра) =3 см.

Поп (прибавка к обхвату плеча) =7 см.

Технологические операции.

Технологическая последовательность обработки.

1. Разработка модели. Эскиз.

2. Снятие мерок.

3. Построение чертежа основы шорта и жилета.

4. Моделирование чертежа основы шорта и жилета.

5. Подготовка выкройки к раскрою.

6. Подготовка ткани к раскрою:

- раскладка лекал на лоскутках кожи;

- обмеловка лекал;

- откладывание припусков на швы;

- раскрой изделий.

7. Подготовка изделия к примерке:

- прокладывание контрольных стежков;

- сметывание вытачек;

- сметывание боковых срезов полотнища шорта;

- сметывание плечевых и боковых швов жилета;

8. Проведение первой примерки:

- устранение недочетов; отметить длину изделия.

9. Обработка изделия после примерки на швейной машине:

- стачивание рельефных швов;

- стачивание плечевых и боковых швов жилета;

- обработка срезов тесьмой и отделочной строчкой;

- стачивание боковых швов полотнищ шорта;

- обработка срезов тесьмой и отделочной строчкой;

10. Обработка срезов шорта и жилета:

- обработать срезы жилета тесьмой

- низ шорта обработать тесьмой

- верхний срез шорта обработать на резинке

13. Оценка готового изделия.

14. Самоконтроль.

10. Результаты работы

11. Пришить готовый орнамент на спине жилета, на манжете и на наколеннике.

12.Украсить меховыми помпонами, пайетками и бисером костюм.

Таблица 1

Расчет полной себестоимости изделия

Наименование затраты

кол-во

Расчет стоимости

1

Кожа для жилета и шорта

1,5 м

2

Отделочная жаккардовая тесьма для костюма

7 м

35р * 7 м =245р

3

Пуговицы

1 шт

30 р

4

Нитки черного цвета

1 шт

20 р

5

Орнамент (большой)

1 шт

50р

6

Орнаменты (маленький)

4 шт

35р*4=140р

7

Бисер

2 упак

50*2=100р

8

Металлические заклепки

10 шт

20*10=200р

9

Пайетки

1 упак

5р * 2 м = 10 р

10

Сутаж

2 м

30*2=60р

11

Мех (чернобурка)

12

Электроэнергия

8 кВт

8кВт*3,83 р = 30,64 р

Итого

885,64р

Потребность в данном изделии очевидна. Себестоимость проекта невелика, и если создавать такие конструкции в группе, то и энергозатраты существенно уменьшатся. Если заказать такой костюм частным мастерицам, то себестоимость костюма обошлось бы два раза дороже моего.

Мне он обошёлся в 885,64 рублей. Мой вариант и выгодней, так как сделала я все своими руками. Так как по принципу «из маленького – большое» и «из старого – новое» я выбрала кожу (натуральная), из старой и вышедшей из моды куртки мамы.

Вывод

В ходе работы над проектом «Сценический костюм «Тэтим» была достигнута основная цель – создан образец единого стиля в одежде фольклорной группы «Чуораанчык» Кыллахской школы.

Для достижения цели были решены следующие задачи: изучила официальные, научные, литературные источники информации по теме проекта; изучила историю традиционного декоративно- прикладного творчества орнаменты, значение цветов; обобщила теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия, применила полученные знания на практике; спроектировала и изготовила дополнительные элементы костюма ( наколенник – сутуруо, манжеты- бөҕөх, головной пояс – бастына).

Костюм с элементами национального колорита получилось красивым, стильным и оригинальным и полностью соответствует назначению – для солистки фольклорной группы.

C:\Users\Ольга Викторовна\Desktop\сценический костюм.jpg C:\Users\Ольга Викторовна\Desktop\20161214_213411.jpg

Рис.1. Сценический костюм «Тэтим» с элементами национального колорита

Литература:

  1. Современная якутская одежда /Петрова С.И.; Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова. Фак. Якут. Филологии и культуры. Каф. Фольклора и нац. Культуры. – Яукутск: Изд-во ДНиСПО МО РС(Я), 2001. -24с.
  2. Өбүгэ Кэрэтин утумнаан…/ С.П. Чоросова. – Дьокуускай: Бичик, 2014 -48 с.( Иис- уус алыба).
  3. Саха ойуута бичигэ = Узоры и орнаменты саха / Мандар Уус; [авт.идеи И.М.Андросов]. -2-е изд., -Якутск: Бичик, 2010-144 с : ил
  4. Ыhыах таҥаhа / З.Д. Понохова. – Дьокуускай : Бичик, 2011. – 44 с.- (Иис-уус алыба).
  5. Өбүгэбит таҥаhын сөргүтэн/ Зинаида Понохова. – Дьокуускай : Бичик , 2006. – 44 с., илл.
Основные термины (генерируются автоматически): национальный колорит, фольклорная группа, сценический костюм, тесьма, жилет, обработка срезов, народная одежда, головной пояс, единый стиль, отделочная строчка.


Похожие статьи

Народный праздничный костюм белгородчины

На формирование стиля одежды Новооскольского района большое влияние оказали переселенцы из Украины.

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры... Цель нашей работы: Изучение народной праздничной одежды Белгородской области на...

Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских...

3. Сценическая одеждакостюмы для фольклорных и танцевальных коллективов.

Обязательным элементом народного костюма является пояс. Именно в женском костюме

народный костюм, традиционная одежда, передняя часть сарафана, передняя верхняя часть...

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Введение. Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Ижемский народный костюм: история, традиции, современность

Ижемский костюм, как и другие народные костюмы, отражает местный колорит, а зависел

Национальный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа

Мужской костюм узбеков состоял из нательной рубашки и штанов, верхнего халата, пояса, головного...

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной...

Фольклорная одежда — это натуральные ткани, ручные кружева, вязаные изделия, вышивка, изделия из кожи и различные аксессуары.

Неповторимость, силуэтные формы, орнаменты, раппорты, цветовой колорит дают возможность дизайнеру создавать мировые произведения...

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

Изучение предметов, составляющих народный костюм, очевидно необходимо синхронизировать в соответствии с основными

Таким образом, применение метода реконструкции, как материальной, так и виртуальной, в конструктивном анализе народных...

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке...

В статье рассматривается актуальность этнического стиля, использование в отделке костюма традиционных славянских орнаментов

В настоящее время народная одежда жива как объект изучения учёных и музейных работников, в качестве сценического костюма фольклорных...

Разработка национального свадебного костюма для девушки на...

Известно, что казахский национальный костюм является культурным наследием народа Казахстана, так как он

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры... Мужской костюм узбеков состоял из нательной рубашки и штанов, верхнего халата, пояса...

Калмыцкий традиционный женский костюм | Статья в журнале...

Поясу бюс в калмыцком костюме придается особое значение: он неотъемлемая часть

В калмыцком национальном костюме замужней женщины различают два вида одежды

Костюм – это часть культуры общества, художественный образ, отвечающий эстетическим...

Похожие статьи

Народный праздничный костюм белгородчины

На формирование стиля одежды Новооскольского района большое влияние оказали переселенцы из Украины.

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры... Цель нашей работы: Изучение народной праздничной одежды Белгородской области на...

Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских...

3. Сценическая одеждакостюмы для фольклорных и танцевальных коллективов.

Обязательным элементом народного костюма является пояс. Именно в женском костюме

народный костюм, традиционная одежда, передняя часть сарафана, передняя верхняя часть...

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Введение. Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Ижемский народный костюм: история, традиции, современность

Ижемский костюм, как и другие народные костюмы, отражает местный колорит, а зависел

Национальный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа

Мужской костюм узбеков состоял из нательной рубашки и штанов, верхнего халата, пояса, головного...

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной...

Фольклорная одежда — это натуральные ткани, ручные кружева, вязаные изделия, вышивка, изделия из кожи и различные аксессуары.

Неповторимость, силуэтные формы, орнаменты, раппорты, цветовой колорит дают возможность дизайнеру создавать мировые произведения...

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

Изучение предметов, составляющих народный костюм, очевидно необходимо синхронизировать в соответствии с основными

Таким образом, применение метода реконструкции, как материальной, так и виртуальной, в конструктивном анализе народных...

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке...

В статье рассматривается актуальность этнического стиля, использование в отделке костюма традиционных славянских орнаментов

В настоящее время народная одежда жива как объект изучения учёных и музейных работников, в качестве сценического костюма фольклорных...

Разработка национального свадебного костюма для девушки на...

Известно, что казахский национальный костюм является культурным наследием народа Казахстана, так как он

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры... Мужской костюм узбеков состоял из нательной рубашки и штанов, верхнего халата, пояса...

Калмыцкий традиционный женский костюм | Статья в журнале...

Поясу бюс в калмыцком костюме придается особое значение: он неотъемлемая часть

В калмыцком национальном костюме замужней женщины различают два вида одежды

Костюм – это часть культуры общества, художественный образ, отвечающий эстетическим...

Задать вопрос