Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Анучина А. С., Астафьева Г. Г. Одежда народов Сибири // Юный ученый. — 2017. — №3. — С. 156-159. — URL https://moluch.ru/young/archive/12/906/ (дата обращения: 21.08.2019).



Введение

Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее. А в Сибири сформировался такой тип одежды, который определился из общерусских форм и видов одежды исконных народов, проживающих в Сибири.

Цель — изучить особенности национального костюма, исторически сформировавшегося в Сибири, одежду северян в настоящее время.

Задачи:

‒ проследить этапы формирования русского костюма у народов Сибири;

‒ изучить одежду жителей района, её изменение во времени;

‒ описать одежду североенисейцев в настоящее время.

Методы исследования: изучение литературы, материалов сети Интернет, интервьюирование старожилов и жителей посёлка, наблюдение, анализ собранных материалов, описание.

Исследованию данной темы посвятил свои работы Б. Е. Андюсев. Им отмечено, что в Сибири установился сложный комплекс одежды [1]. Г. Г. Астафьева в своей работе описывает культуру, быт, одежду коренных народов нашего района — эвенков [3]. Н. И. Дроздов, Е. В. Артемьев, Г. Ф. Быконя описывают в своих трудах быт, хозяйство русских первожителей [3].

Одежда русских старожилов Сибири

В Сибири, в силу специфических условий природы, климата, истории, контактов групп «засольщиков» между собой и с местным населением, образовались особенные этнографически сложные комплекты одежды, обуви, головных уборов. Особое влияние на процесс формирования одежды и обуви оказала территориальная отдалённость Сибири, замкнутость пространства. При этом важно отметить, что среди перечисленных причин такой одежды у сибиряков, на первое место необходимо поставить природно-климатические факторы. Определённый отпечаток на культуру одежды русских сибиряков наложило взаимодействие России с другими государствами.

Б. Е. Андюсев в своём пособии по краеведению [1] отмечает, что требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были довольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом лёгкой одежды, не стеснявшей движения. Одежда должна была хорошо защищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызывать сильного потоотделения. Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появилась зимняя шапка с «ушами». Многообразие видов одежды у жителей Сибири связанно и с их профессиональной деятельностью: например, «даха» (доха) — у ямщиков, «лузаны» — у охотников и т. д.

Высокий уровень жизни сибиряков, будь то горожан или крестьян, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для жителей Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток и, обязательно у каждого должна была быть в наличии праздничная «покупная» одежда. Особенно это касалось сибирячек. Они позволили себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России. Будучи, по сути, консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. Сибиряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет от мороза «храниться».

Мужская одежда

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полотнище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недостаточна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже шились без вставок.

Вырезанные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними — с боку. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками — «схватцами» [1]. Значительно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуговицы с «воздушными» петлями.

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из овчины, телятины, толстого сукна. Кафтаны, шубы, полушубки, тулупы были как «нагольные», так и «крытые». «Нагольными» называли шубы и кафтаны, не покрытые материалом. Кафтан, в отличие от других одежд, плотно прилегал к телу и имел расширяющийся подол. Зимние виды одежды имели большой ворот и большую длину. Многие носили в морозы «снизку» — сшитые вместе две верхние одежды. Особенным видом головных уборов мужчин-сибиряков были колпак из оленьего меха, лесовица (лесовушка), накухтарница, нашейник. Данные уборы были более промысловыми, изготавливались из сукна, самокатанной шерсти, меха. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платками или куском холста. Важнейшим элементов головного убора в Приенисейском крае были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки), служившие для защиты от мошки и комаров.

Женская одежда

Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более проще, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой.На голову сибирячки чаще всего повязывали платки.

При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязанная косынка, подшалок — платок из «гарусной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, холщовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы назывались безументом, или подвязальником. Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укладывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без головного убора, с непокрытыми волосами — это считалось позором и верхом неприличия (аналогия: «распущенные волосы — распутная женщина»).

Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства. Поверх рубахи сибирячки надевали поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Общераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, произошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно прохладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.

Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесенных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы — кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались на свадебные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVII–XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники — своеобразные чепцы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.

Но все же наиболее оригинальной и теплой была «даха» (доха). Шилась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят и более, с объемным воротом, длинными рукавами и широким запахом. Доха вошла в обиход лишь во второй половине XIX в. Одолеть санную дорогу во время сильных морозов, не накинув на шубу доху, путешествуя из Сибири в Москву или Петербург, было невозможно. В России в таких случаях пользовались тулупом, но по мере возрастания роли сибирских капиталов в российской экономике все чаще появлялись на столичных улицах рослые, крепкие бородатые мужчины в необычной для средней полосы одежде — дохе. В 1880–90-е гг. доха вошла в моду не без влияния американских золотоискателей, которые, также как и русские промышленники, перенимали отдельные бытовые привычки местного населения, руководствуясь здравым смыслом и опытом аборигенов. Модные щеголеватые дохи конца XIX в. шили из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке. Поверх другой верхней одежды доху накидывали не застегивая. Тогда же появились и дохи из собачьих, волчьих или бараньих шкур. В европейской части России доху надевали только во время поездок, а в Сибири и на Дальнем Востоке они были обычной зимней одеждой, причем предпочитали дохи волчьи и сверху, и изнутри. По документам XVIII–XIX вв., отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, во время «ямшины», в лесу. Это объясняется, естественно, тем, что старожилы-сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживания в самых суровых условиях.

А в долгую дорогу одевали тулупы.Тулуп — просторная, как правило, очень длинная верхняя одежда мехом внутрь (обычно не крытая), с большим меховым воротником; домашняя меховая одежда, крытая тканью. Строго говоря, тулуп — это нагольная, т. е. мехом внутрь, и ничем не крытая шуба, для которой основным материалом служит овчина. Но еще в допетровскую эпоху в городах зажиточные люди крыли любую меховую одежду тканями различного качества — сукном, шелком или простой крашениной, а знать расшивала камнями и металлическими бляхами. Это было связано с тем, что простые люди носили меховую одежду только в холодное время года, богатые же — как признак своего имущественного и социального положения — даже летом. Без тулупа не отправлялись в дорогу, и просторный, не отрезной по талии тулуп просуществовал до начала XX в., вытесненный из деревни заимствованной у северных народов дохой.

«Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на «свою» погоду, время года, так и определенные занятия людей» [3]. Летом носили картузы, катанушки — шерстяные шляпы, малахаи из сукна, самокатки — катаные из шерсти шляпы, татарки — четырехклинные тканевые шляпы, суконные фуражки и др. Зимой носили меховые головные уборы — барловы, бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи, татарки, прошитые мехом, треухи меховые, чебаны с меховой опушкой, шапки «стяжные» и «верверетовые».

В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись и без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязанки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т. д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибирские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».

Дроздов Н. И., Артемьев Е. В., Быконя Г. Ф. отмечают, что на комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей [5]. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме — «кухлянку» из меха оленя.

Общераспространенными у сибиряков стали различные виды меховой обуви — «торбоза», «унты», «тяжи», кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения, взрослые и дети, мужчины и женщины, носили валенки, по-сибирски — «пимы», «катанки». Со второй половины XIX в. сибиряки — мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины — «парочки» — юбки с кофтой, модные «калоши». А. П. Щапов писал: «Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодежи». Быконя Г. Ф. в «Истории Приенисейского края» отмечает, что «сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь [4]. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!». Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и покупают привозные одежды.

Одежда старожилов, дошедшая до наших дней

Душегрейка — женская праздничная и повседневная одежда из сукна, нанки, шелка, стеженная ветошью.

Жакетка плюсова — праздничная женская одежда из стеженного плиса.

Жилет — праздничная мужская одежда из нанки, плиса, шерсти.

Запон — женский фартук с нагрудкой.

Куртачок — повседневная мужская и женская одежда из сукна на холщовой подкладке. Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, стеженная ветошью или шерстью.

Полушубок, тулуп — нагольный и крытый дабой, крашенной или фабричным сукном.

Безрукавка — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытого штофом, плисом.

Дошка — повседневная и праздничная женская одежда из шкур собак, диких коз.

Обувь кожаная

Бахилы — мужские повседневные мягкие сапоги.

Ботинки — женская праздничная обувь (с середины XIX в.).

Бродни — мужские повседневные мягкие сапоги.

Обутки — мужская и женская повседневная короткая обувь; в Сибири — нарицательное название всякой повседневной короткой обуви.

Унты — мужские повседневные и праздничные сапоги из собачьих шкур или камусов.

Бокари — мужские и женские мягкие сапоги из оленьих камусов с кожаной подошвой.

Практические исследования

Одежда сибирских поселенцев, дошедших до нашего времени

Одежда

Количество носивших,%

Шуба, доха

30

Валенки

80

Унты

10

Платок

30

Телогрейка

30

Бродни

10

Анкетирование

  1. Какую одежду русских старожилов вы знаете? (Доха, валенки, тулуп, бахилы, платок).
  2. Какая одежда русских старожилов есть у вас в гардеробе? (Валенки, платок, тулуп, бахилы, верхонки, унты).
  3. Какую одежду прошлого века вы бы хотели носить? (Доха, платок, валенки).

Ответы:

1. Валенки, тулуп, платок.

2. Валенки, платок.

3. Валенки.

Заключение

стиль 70

В Сибири в 17–18 веках, в силу специфических условий природы, климата, истории, контактов групп русскоязычного населения между собой и с местным населением, образовались особенные этнографически сложные комплекты одежды, обуви, головных уборов. Со второй половины XIX в. сибиряки — мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века — женщины — юбки с кофтой. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельского населения. Мода в Сибири быстро менялась, и плюшевые жакетки (просуществовавшие в сибирских деревнях до 60 г.г.) сменились на элегантные курточки, пальто и шубы. Женские сапоги — это уже не ботинки — женская праздничная обувь, а порой настоящее произведение. От одежды прошлого почти уже ничего не осталось, в основном это зимняя и рабочая одежда сибиряков и коренных народов Севера. Например, таких как: шуба, валенки, бахилы, шаль, перчатки, унты.

Литература:

  1. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Красноярск 1999 г стр. 174.
  2. Андюсев Б. Е. Сайт «Сибирское краеведение».
  3. Астафьева Г. Г. Население Северо-Енисейского района. http://astgal1955.ucoz.ru
  4. Быконя Г. Ф. История Приенисейского края. XVII век — первая половина XIX века. Учебное пособие и материалы для внеклассного чтения по курсу «История родного края» для учащихся общеобразовательных школ. — Красноярск, 1997 г.
  5. Дроздов Н. И., Артемьев Е. В., Быконя Г. Ф. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. — Красноярск, 2005 г.


Задать вопрос