Изучение микроклимата школьного двора | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Герус, А. А. Изучение микроклимата школьного двора / А. А. Герус, Ж. У. Касенова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.1 (12.1). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/1005/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

С наступлением зимы учащиеся и их родители сталкиваются с проблемой разногласия метеосводки, представляемой городской авиаметеостанцией и показаний собственных термометров. Чем же вызваны данные расхождения? Вероятнее всего тем, что микроклимат города в целом и каждого двора в частности имеет свои отличительные особенности. Возникают затруднения по решению вопроса о посещении школьных занятий. Микроклимат города и микроклимат школьного двора для нас очень важны, ибо среди этих микроклиматов проходит основная часть нашей жизни.

 

Целью настоящей работы является изучение микроклимата школьного двора, как составляющей микроклимата города, а также выявление и определение степени влияния на него антропогенных факторов, на основании режимных микроклиматических наблюдений.

Для достижения намеченной цели мною был проведен регулярный сбор и систематическая обработка метеорологических данных (температуры, скорости ветра, облачности в черте города). Проведен анализ и сравнение полученных мною результатов с результатами городской метеостанции.

В результате исследований выяснилось, что показатели среднедневной месячной температуры воздуха школьного двора, как составляющей части города, выше в среднем на 0,9°С за весь период наблюдения, чем на авиаметеорологической станции. Показатели скорости ветра на 0,9 м/с меньше, чем на авиаметеорологической станции. Объяснение причин данных разногласий найдено в изученных мною литературных источниках.

  1. Введение

Современный город оказывает сильное влияние на климатические составляющие. Он формирует свой местный климат, а на отдельных его улицах и площадях создаются своеобразные микроклиматические условия, определяемые городской застройкой, покрытием улиц, распределением древесно-кустарниковых насаждений и другими факторами. Большая часть нашей жизни проходит в школе и школьном дворе, поэтому необходимо обращать внимание на этот микроклимат. Лабытнанги пока нельзя назвать крупным городом, но в настоящее время он развивается быстрыми темпами. Появляются новые жилые микрорайоны, возрастают мощности ТЭЦ, во много раз увеличилось количество автотранспорта. Безусловно, все вышеперечисленные изменения не могут не отразиться на микроклимате города в целом и школьного двора в частности.

Целью моей работы стало изучение микроклимата школьного двора, как составляющей микроклимата города, а также выявление и определение степени влияния на него антропогенных факторов на основе режимных микроклиматических наблюдений. Для достижения намеченной цели необходимо  решить ряд задач:

1. Проводить регулярный сбор и систематическую обработку метеорологических данных: температуры, скорости ветра (по шкале Бофорта), облачности в черте города с февраля по март, сравнить собранные данные с данными авиаметеорологической станции за аналогичный период времени;

2. Выявить наиболее значимые факторы антропогенного влияния на микроклимат школьного двора;

3. Изучить литературу о микроклимате городов;

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Мною были использованы методы:

1. Работа с научно-публицистической литературой по данной теме.

2. Измерение температуры воздуха на школьном дворе ЛабДиском, измерение силы ветра у земной поверхности по шкале Бофорта, определение облачности в октантах.

3. Анализ полученной информации

Гипотеза: «Действительно ли микроклимат школьного двора отличается от микроклимата города?»

Микроклимат. Факторы, оказывающие влияние на формирование городского (дворового) микроклимата.

Под микроклиматом (от «микро» и «климат») понимают климат приземного слоя воздуха, обусловленный микромасштабными различиями внутри местного климата. С удалением от земной поверхности различия микроклимата быстро убывают. Они сильно зависят и от погоды, усиливаясь в ясную тихую погоду и сглаживаясь в пасмурную погоду, в отсутствии инсоляции и при ветре [1]. Изучение микроклимата требует организации густой сети метеорологических наблюдений и сопоставлении этих наблюдений с показаниями постоянно действующей, опорной метеорологической станции, характеризующей соответствующий местный климат. На формирование городского (дворового) климата оказывают влияние:

1. Прямые выбросы тепла и изменения режима солнечной радиации; пылегазовые выбросы промышленных предприятий и транспорта;

2. Пересеченность местности, создаваемая городской застройкой, большая доля вертикальных поверхностей, что приводит к взаимному затенению домов и образованию котловинных условий на фоне равнинного рельефа.

3. Микроклимат школьного  двора, если не углубляться излишне в детализацию микроклиматов, в основном является производным от микроклимата нашего города.

В первую очередь от микроклимата нашего города зависит температурный режим дворов. Впрочем, и здесь могут быть свои исключения из правил. Тогда как во дворах, лежащих между двумя параллельными домами очень часто действует эффект аэродинамической трубы. Из-за этого эффекта микроклимат двора становится очень ветреным. Например, существуют дворы – колодцы, в которых последние сугробы могут растаять тогда, когда в городе уже появилась первая листва на деревьях. Во дворах – «колодцах» микроклимат отличается почти полным штилем. Отсюда и разногласия в показаниях термометров, которые особенно часто вызывают споры в дни с неблагоприятными погодными условиями [3].

II. Исследовательская часть

Наблюдения за метеорологическими параметрами (температурой наружного воздуха, скоростью ветра, облачностью) проводились мной ежедневно в 8.10 часов местного времени в период с 10 февраля по 10 марта 2015 г. В такие же сроки и такой же период наблюдений использовались обработанные метеорологические данные из дневников погоды авиаметеорологической станции.

Температура наружного воздуха на школьном дворе измерялась при помощи ЛабДиска. Устанавливала на ЛабДиске 100 измерений и проходила по школьному двору, затем в кабинете «Сколково» ЛабДиск подключала к компьютору. С помощью программы Globilad производится управление регистратором данных ЛабДиск и отображение экспериментальных данных. После проведенных измерений и обработке на ЛабДиске определялась среднедневная месячная температура. На авиаметеорологической станции используются данные автоматического финского датчика типа HP220D с диапазоном измерения от плюс 60°С до минус 60°С. Влияние солнечной радиации на значения термометра исключено, так как имеется специализированный защитный экран.

Наблюдения за скоростью ветра проводила по шкале Бофорта, визуально возле школы № 8 ул. Гиршгорна 53а. На метеостанции наблюдения производятся по приборам ветра ИПВ-01.01 установленных на метеорологических мачтах высотой 8 м, ориентированных на географический север. Полученные данные о скорости ветра сравнивались с данными метеостанции.

Количество облачности определялось также визуально по октантам, т.е. небо покрыто полностью (сплошная облачность – 8 октантов) – облачно, облаками покрыта большая часть неба (значительная – 5-7 октантов) – переменная, небо частично покрыто облаками (незначительно, рассеянная-0-4 октанта) – ясно (облаков нет).

Метеорологические данные, полученные в наблюдаемый период, обработаны с помощью компьютера по программе Globilad. В моей работе использовались обработанные данные метеостанции по направлению ветра.

По полученным мною результатам строились таблицы, графики.

Я в своей работе провела наблюдение и проанализировала три метеорологических фактора, формирующих микроклимат школьного двора: температуру, скорость ветра, облачность.

2.1. Анализ данных температуры воздуха за наблюдаемый период и их сравнение с данными городской авиаметеостанции.

1. Среднедневная температура наружного воздуха в моих наблюдениях в течение месяца выше от 0,9°С (с 10 февраля по 10 марта), чем по данным авиаметеорологической станции.

2. Лучше всего контрасты температуры между городом и школьным двором выражены в спокойную антициклональную погоду. Они исчезают при сильном ветре или сплошной облачности. Особенно повышает город минимальные температуры. Разность минимальных температур на городской и загородной станциях может достигать нескольких градусов. Так по моим данным максимальная разность между дневной минимальной температурой метеостанции и школьного двора за исследуемый период составила 2°С (рис. 1).

Рис. 1. Контрасты температуры между городом и школьным двором

За пределами города температура воздуха всегда ниже чем в городе. Причины кроются в следующим:

1. Крыши и стены домов, мостовые и другие элементы города, поглощая радиацию, нагреваются в течение дня сильнее, чем почва и трава, и отдают тепло воздуху, особенно вечером;

2. Поступление ультрафиолетовых лучей сильно ослабляется за счет мутности атмосферного воздуха и высоты застройки (с другой стороны, в городе к рассеянной радиации присоединяется радиация, отраженная стенами и мостовыми);

3. Изменение радиационного баланса, дополнительное поступление тепла в атмосферу при сжигании топлива и малый расход тепла на испарение приводит к повышению температуры внутри двора, по сравнению с температурой на метеостанции, расположенной за пределами города.

С ростом города, т.е. с увеличением его застройки, температура в городе будет расти, т.к. возрастает загрязнение окисью углерода, основным источником является автотранспорт. Количеств автотранспорта в городе Лабытнанги постоянно растет. Так зарегистрированного автотранспорта в городе Лабытнанги на 2014 г. было 12710 единиц, а на 01.01.2015г. зарегистрировано 13218 единиц, без учета автотранспорта, работающего в нашем городе из других городов.

Известно, что средний автомобиль за год сжигает около 200 кг кислорода, выбрасывает более 2 кг окиси серы и 100 кг несгоревших углеводородов и окислов азота. Не трудно подсчитать, во сколько раз увеличилось поступление вредных веществ в атмосферный воздух, которым мы дышим и без которого не сможем прожить и несколько минут.

При устойчивой стратификации атмосферы, в особенности при инверсиях температуры, дым может накапливаться в приземном слое атмосферы в таком количестве, что оказывает вредное физиологическое воздействие [5].

Указанные выше факторы являются причиной образования так называемого «острова тепла» над двором и его показатели изменяются во времени и пространстве под влиянием фоновых метеорологических условий и местных особенностей города.

2.2. Анализ данных скорости ветра за наблюдаемый период и их сравнение с данными городской авиаметеостанции.

Как видно из приложения 5 скорость ветра по моим наблюдениям по сравнению с данными метеостанции:

  1.                Меньше на 0,2 м/с (минимальное значение) и на 1,7 м/c (максимальное значение).

Как мне стало известно из научной литературы данный вывод закономерен, так как город влияет и на ветровой режим. За пределами города повторяемость сильного ветра практически в двое больше, чем в городе – эффект плотности застройки города. Рост города вширь, строительство новых микрорайонов приводит к увеличению шероховатости подстилающей поверхности, в результате чего уменьшается скорость ветра.

  1.                Дневная средняя скорость по моим наблюдениям и данным  метеостанции составляет в среднем 3,3 м/c. (рис. 2).

Рис. 2. Дневная средняя скорость по наблюдениям исследователя и данным метеостанции

 

Количество дней со скоростью ветра 0,2-2 м/с – 19 дней в месяц.

 

2.3. Анализ данных облачности за наблюдаемый период и их сравнение с данными метеостанции.

Количество облачности определялось также визуально по октантам, т.е. небо покрыто полностью (сплошная облачность – 8 октантов) – облачно, облаками покрыта большая часть неба (значительная – 5-7 октантов) – переменная, небо частично покрыто облаками (незначительно, рассеянная-0-4 октанта) – ясно (облаков нет). При наблюдении мы не увидели большую разницу облачности города и нашего школьного двора (Таблица 1).

 

Таблица 1

Определение облачности (в октантах)

Характеристика облачности

 

Сколько октантов

  1. Сплошная облачность, небо покрыто облаками  полностью

8

  1. Значительная, облачно, облаками покрыта большая часть неба

5-7

  1. Незначительно, переменная, небо частично покрыто облаками

0-4

 

Заключение.

В результате выполненной работы нами получены следующие результаты:

  1. Установлено, что температура воздуха в школьном дворе в среднем на 0,9 0С выше, чем на метеостанции, а скорость ветра ниже на 0,9 м/с.
  2. По показателям наблюдаемых факторов составлены таблицы, графики.
  3. Усовершенствованы собственные навыки наблюдений за температурой атмосферного воздуха, направлением и скоростью ветра, облачностью в черте города.
  4. Я научилась обрабатывать полученные данные с помощью компьютерной программы Globilad, работать с литературными источниками, анализировать, сравнивать, делать выводы.

В начале работы я поставила гипотезу: «Действительно ли микроклимат школьного двора отличается от микроклимата города?» В процессе исследовательской работы я выяснила, что микроклимат школьного двора действительно отличается от микроклимата города.

 

Литература:

 

  1. Вайсберг, Дж. С. Погода на Земле. Метеорология Л., Гидрометеоиздат ,1980.
  2. Климатическая характеристика зоны освоения нефти и газа Тюменского Севера К.К. Казачковой. – Л., Гидрометеоиздат, 1982.
  3. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР. Ф. Н. Мильков. – М.: Мысль, 1977.
  4. Приходько, М.Г. Справочник инженера-синоптика Л., Гидрометеоиздат,1986.
  5. Хргиан, А. Х. Очерки развития метеорологии Л., Гидрометеоиздат, 1959.
Основные термины (генерируются автоматически): школьный двор, скорость ветра, микроклимат города, данные, авиаметеорологическая станция, микроклимат, город, наблюдаемый период, наблюдение, сплошная облачность.


Похожие статьи

Зависимость состава фитоценоза территории от содержания кремния в почвах на примере Белозерского заказника

В статье выяснены особенности в формировании видового состава фитоценозов, а также изложено теоретическое обоснование содержания кремния. На основе изучения динамики содержания кремния в различных типах почвы и их слоях, автор приходит к выводу о том...

Сравнительный анализ экологической устойчивости фитоценозов Белозерского заказника и Сосновой рощи

Все больше в настоящее время окружающая среда подвергается возрастающей антропогенной нагрузке. Данный процесс привел к появлению необходимости оценки состояния территории, а также описания факторов ее устойчивости для возможности экологического норм...

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы)

Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношения...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Особенности столового этикета Франции, Италии и Японии

Эту статью хотелось бы посвятить столовому этикету, ведь он по-своему интересен и является неотъемлемой частью культуры других стран. К тому же, желательно всё же иметь представление, как правильно вести себя за столом, чтобы избежать неловких ситуац...

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ро-стом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фунд...

Элементы устного народного творчества на уроках английского языка

Данная статья посвящена использованию пословиц и поговорок при изучении различных аспектов английского языка. Применение пословиц на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познак...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Похожие статьи

Зависимость состава фитоценоза территории от содержания кремния в почвах на примере Белозерского заказника

В статье выяснены особенности в формировании видового состава фитоценозов, а также изложено теоретическое обоснование содержания кремния. На основе изучения динамики содержания кремния в различных типах почвы и их слоях, автор приходит к выводу о том...

Сравнительный анализ экологической устойчивости фитоценозов Белозерского заказника и Сосновой рощи

Все больше в настоящее время окружающая среда подвергается возрастающей антропогенной нагрузке. Данный процесс привел к появлению необходимости оценки состояния территории, а также описания факторов ее устойчивости для возможности экологического норм...

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы)

Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношения...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Особенности столового этикета Франции, Италии и Японии

Эту статью хотелось бы посвятить столовому этикету, ведь он по-своему интересен и является неотъемлемой частью культуры других стран. К тому же, желательно всё же иметь представление, как правильно вести себя за столом, чтобы избежать неловких ситуац...

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Как научить ребёнка правилам дорожного движения?

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ро-стом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фунд...

Элементы устного народного творчества на уроках английского языка

Данная статья посвящена использованию пословиц и поговорок при изучении различных аспектов английского языка. Применение пословиц на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познак...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Задать вопрос