Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Вагнер, П. М. Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся / П. М. Вагнер, А. А. Попов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/865/ (дата обращения: 05.08.2020).



Государственная итоговая аттестация (ГИА) в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений), вызванных сложностью и многозначностью процедуры ГИА. В этой связи актуальным становится вопрос изучения влияния сдачи ГИА на тревожность учеников. В современных условиях в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психологической готовности к прохождению ГИА, так как в процессе подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации у выпускников наблюдаются определенные психологические трудности, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

В 1912 году австралийский психолог Альфред Адлер в своей теории личности рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, который понимал как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения. Невроз — это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно не активного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных стилях жизни. При таких условиях дети становятся повышено тревожными, не чувствуют себя в безопасности, вырастают психологически неуравновешенными людьми и развивают стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности [1, с. 162].

Ондрей Кондаш в 1973 году в своей методике «Шкала тревожности» оценивает не наличие или отсутствие каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, оказываются менее зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции (самонаблюдения). Для устранения страхов Кондашом предложен метод групповых занятий. Автор рекомендует учитывать при воспроизведении ситуаций, вызывающих страх, также действительные события, имевшие место в жизни человека. Такое развитие метода позволило создать приём, названный им десентизацией.

Карен Хорни, в отличие от Фрейда, не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. В развиваемой ею социокультурной теории личности сущность тревоги заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Всё то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребёнка, приводит к тревоге. Значит, происхождение тревожного поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребёнком и родителем. Если ребёнок ощущает любовь, то он чувствует себя в безопасности, следовательно, впоследствии он будет более психически уравновешенным, чем человек, который был лишён родительской любви в детстве. Хорни приводит сравнение между страхом и тревожностью. Страх — реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на воображаемую опасность. Страх и тревожность — адекватные реакции на воображаемую опасность, но в случае страха опасность очевидна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация [3, с. 123].

А. М. Прихожан в процессе создания шкалы личностной тревожности учащихся выделила несколько видов тревожности: общая, школьная, самооценочная, межличностная и магическая. Под общей тревожностью понимается общее эмоциональное состояние подростка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Школьная тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности в учебных ситуациях, в том числе, при сдаче государственных экзаменов. Самооценочная тревожность показывает уровень тревоги, вызванной оценкой своей внешности и своих способностей по сравнению со сверстниками. Межличностная тревожность — это тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками. Магическая тревожность проявляется в боязни потусторонних существ [2, с. 24].

В нашем исследовании под тревожностью школьников мы будем понимать эмоциональное состояние, возникающее при ожидании неблагополучного развития событий, а конкретно в ситуации сдачи ГИА. Школьная тревожность напрямую влияет на подготовку учащихся к сдаче экзаменов, вызывает страх и мешает адекватной оценке собственных способностей. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным. Тревога непосредственно связана с потребностями личности и является регулятором поведения в потенциально опасной ситуации, каковой, в нашем исследовании, является ситуация сдачи государственных экзаменов.

Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9 и 11 классов. В анкетировании приняли участие 60 человек (30 обучающихся 9-ых классов, 30 обучающихся 11-ых классов).

Результаты первого этапа исследования (шкала личностной тревожности А. М. Прихожан) (количество человек в %) представлены на Рисунке 1.

Рис. 1. Общий уровень тревожности (А. М. Прихожан) (по уровням)

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что 13 обучающихся на момент окончания 1 четверти имеют нормальный уровень тревожности, что составляет 22 % от общего числа выпускников, 21 обучающийся — повышенный уровень тревожности (35 %), 15 учеников — высокий уровень тревожности (25 %), 11 учеников — очень высокий уровень тревожности (18 %). В целом общий уровень тревожности у практически половины респондентов (57 %) определяется как оптимальный.

Особый интерес представляет интерпретация результатов методики (шкала личностной тревожности А. М. Прихожан) по видам тревожности (школьная, самооценочная, межличностная, магическая) для обучающихся 9-х и 11-х классов. По шкале «школьная тревожность», т. е. переживание школьных ситуаций, (ответ у доски, контрольная работа) как стрессовых, тревожных, волнительных, высокий балл у 20 человек. По шкале «самооценочная тревожность», т. е. все, что связано с оценкой личности обучающегося вызывает у него тревогу, как правило, у него завышенные требования к себе, низкая самооценка; высокий балл у 15 человек. По шкале «межличностная тревожность», т. е. взаимоотношения между одноклассниками, сверстниками, все, что связано с контактами; высокий балл у 14 человек. По шкале «магическая тревожность», т. е. вопросы, связанные с колдовством, магией, нечто сверхъестественным; высокий балл у 11 человек. Результаты наглядно представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Виды тревожности (А. М. Прихожан)

Результаты второго этапа исследования (шкала тревожности О. Кондаша) (количество человек в %) представлены на Рисунке 3.

Рис. 3. Общий уровень тревожности (О. Кондаш) (по уровням)

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что сократилось число обучающихся в 3 четверти, имеющий нормальный уровень тревожности (с 13 до 10), что составляет 17 % от общего числа выпускников, а также повышенный уровень тревожности (с 21 до 13 человек), что составило 21 %. Напротив, число респондентов с высоким и очень высоким уровнями тревожности возросло: 18 против 15 (30 %), 19 против 11 (32 %).

Далее была проведена интерпретация результатов методики (шкала тревожности О. Кондаша) по видам тревожности (школьная, самооценочная, межличностная) для обучающихся 9-х и 11-х классов. Результаты представлены на Рисунке 4.

Рис. 4. Виды тревожности (О. Кондаш)

Полученные данные позволяют констатировать, что основной вид тревожности у обучающихся на данном этапе — школьная тревожность в предэкзаменационной период, а такие критерии как самооценка и взаимоотношения в коллективе отходят на второй план.

Аналитический этап заключался в выявлении взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучающихся средних и старших классов по основным предметам, по которым предстоит сдача государственной итоговой аттестации (русский язык, математика). Для определения успеваемости обучающихся, нами был проведен анализ учебной документации. В группу учеников с высоким уровнем успеваемости входят 20 %, со средним уровнем успеваемости 74 %, с низким уровнем успеваемости всего лишь 6 %. Следующий шаг заключался в определении успеваемости учащихся при различных уровнях тревожности. Механизм определения выглядит следующим образом: в группах учеников с тем или иным уровнями тревожности определяли процент отличников, хорошистов, троечников. Так, например, в группе учащихся (по методике А. М. Прихожан) с нормальным уровнем тревожности (22 %): 10 % имеют высокий уровень успеваемости, 12 % имеют средний уровень успеваемости. В группе учащихся с повышенным уровнем тревожности (35 %): 15 % имеют высокий уровень успеваемости, 10 % имеют средний уровень успеваемости, 10 % низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с высоким уровнем тревожности (25 %): 16 % имеют средний уровень успеваемости, 9 % имеют низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с очень высоким уровнем тревожности (18 %): 9 % имеют средний уровень успеваемости, 9 % имеют низкий уровень успеваемости.

В группе учащихся (по методике О. Кондаша) с нормальным уровнем тревожности (17 %): 10 % имеют высокий уровень успеваемости, 7 % имеют средний уровень успеваемости. В группе учащихся с повышенным уровнем тревожности (21 %): 8 % имеют высокий уровень успеваемости, 8 % имеют средний уровень успеваемости, 5 % низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с высоким уровнем тревожности (30 %): 10 % имеют высокий уровень успеваемости, 10 % имеют средний уровень успеваемости, 10 % имеют низкий уровень успеваемости. В группе учащихся с очень высоким уровнем тревожности (32 %): 20 % имеют средний уровень успеваемости, 12 % имеют низкий уровень успеваемости.

Практическая часть показала, что общий уровень тревожности обучающихся в сравнении первой и третьей четверти повысился с 43 % до 62 %, что свидетельствует о том, что приближение периода сдачи экзаменов вызывает тревожность, усталость, подавленность, что, безусловно, сказывается на качестве образовательных результатов учащихся. Выявлена взаимосвязь уровня тревожности и успеваемости обучающихся средних и старших классов по основным предметам (русский язык, математика): нормальный и повышенный уровни тревожности характеризуются наличием учащихся с высоким и средним уровнями успеваемости, в то время как высокий и очень высокий уровни включают в себя учеников со средним и низким уровнями успеваемости. Полученные результаты способствуют повышению эффективности подготовки к государственным экзаменам, а также возможности использования полученных результатов для консультирования учащихся средней и старшей школы.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / A. Адлер // М.: Академический проект, 2011. — 240 с.
  2. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан // Спб.: Питер, 2007. — 192 с.
  3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни // М.: Артис-пресс, 2004. — 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень успеваемости, группа учащихся, высокий уровень тревожности, высокий уровень успеваемости, вид тревожности, высокий балл, повышенный уровень тревожности, государственная итоговая аттестация, нормальный уровень тревожности, школьная тревожность.


Похожие статьи

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя...

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса.

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Среди наиболее распространенных причин школьной тревожности А. М. Прихожан центральное место отдает чрезмерно высокими и жесткими требованиями родителей, не учитывающими способности ребенка, уровень его развития, направленность интересов [1, с. 14].

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе...

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя. Снижение уровня тревожности младших школьников на основе... В младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван: плохой подготовкой к урокам...

Высокий уровень ситуативной тревожности в двух группах...

Для преодоления высокого уровня социальной тревожности автор описывает способы его снижения с учетом ведущей деятельности: у детей

[19]. Проявления тревожности у учащихся в школьный период. Е. П. Ильин, К. Р. Сидоров отмечают, что причинами тревоги школьников...

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

Личность с высоким уровнем тревожности (как ситуативной, так и личностной) воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем это себе представляют люди с адекватным уровнем тревоги. Высокий уровень тревожности создает...

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

(в) – высокий уровень тревожности. При обследовании школьников с помощью методики диагностики копинг-механизмов Хейма было выявлено, что больше половины учеников 11-х классов используют адаптивные варианты поведения когнитивных и эмоциональных...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога, обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся...

- высокий — дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной

Важно заметить, что дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться

Ученики с высоким уровнем адаптации характеризуются высоким развитием...

Похожие статьи

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя...

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса.

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Среди наиболее распространенных причин школьной тревожности А. М. Прихожан центральное место отдает чрезмерно высокими и жесткими требованиями родителей, не учитывающими способности ребенка, уровень его развития, направленность интересов [1, с. 14].

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе...

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля педагогической деятельности преподавателя. Снижение уровня тревожности младших школьников на основе... В младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван: плохой подготовкой к урокам...

Высокий уровень ситуативной тревожности в двух группах...

Для преодоления высокого уровня социальной тревожности автор описывает способы его снижения с учетом ведущей деятельности: у детей

[19]. Проявления тревожности у учащихся в школьный период. Е. П. Ильин, К. Р. Сидоров отмечают, что причинами тревоги школьников...

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

Личность с высоким уровнем тревожности (как ситуативной, так и личностной) воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем это себе представляют люди с адекватным уровнем тревоги. Высокий уровень тревожности создает...

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

(в) – высокий уровень тревожности. При обследовании школьников с помощью методики диагностики копинг-механизмов Хейма было выявлено, что больше половины учеников 11-х классов используют адаптивные варианты поведения когнитивных и эмоциональных...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога, обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся...

- высокий — дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной

Важно заметить, что дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться

Ученики с высоким уровнем адаптации характеризуются высоким развитием...

Задать вопрос