Толерантность в межличностных отношениях младших школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Прокопьев, В. А. Толерантность в межличностных отношениях младших школьников / В. А. Прокопьев, О. С. Абдрахимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1.1 (10.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/657/ (дата обращения: 23.04.2024).



Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения, разнообразные по форме, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Толерантность — интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

Цель исследовательской работы: выявить уровень толерантности в сфере межличностных отношениях школьников.

Задачи исследования: определить критерии толерантности в младшем школьном возрасте; выявить особенности межличностных отношений младших школьников; выявить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования толерантности.

Изучение уровня толерантности всфере межличностных отношений младших школьников.

Для изучения уровня толерантности в межличностных отношениях младших школьников была использована методика определения уровня толерантности класса М. И. Зайцевой. Автор диагностики М. И. Зайцева, учитель русского языка и литературы школы № 1297, г. Москва, победитель конкурса «Самый классный классный руководитель — 2006" Северного административного округа г. Москвы, лауреат конкурса «Самый классный классный руководитель – 2006» г. Москвы.

Критерии оценки толерантности класса: умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь; уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек; стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса; готовность принять и дать совет, предложение; умение хвалить, соглашаться, утешать; доброжелательность; уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики; умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая; стремление поддержать друг друга, подбодрить; признание права каждого быть самим собой; для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале.

Оценки могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируются и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей) [1, c. 52–75].

В 2014–2015 учебном году были выбраны экспериментальные классные коллективы, среди начальных классов стал 2 класс, а среди старших 7 класс. 7 класс мы выбрали, чтобы в дальнейшем определить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования и воспитания толерантности. И впоследствии провели методику по определению уровня толерантности коллективов 3 и 7 классов. Для дальнейшего сравнения этих результатов.

Таблица 1

Результаты определения уровня толерантности классов в 2014–2015 уч.г.

Класс

Оценки толерантности

% толерантности классного коллектива

3

3,1

62

7

2,8

56

Результаты показали, что у учащихся 3 и 7 класса сформирован средний уровень толерантности. Ребята признают и принимают множество культур, но при этом у них присутствует склонность к проявлению (зачастую неосознанно) культурной дискриминации в повседневной жизни. Также для учащихся экспериментальных классов характерна вербальная агрессия. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

В начале учебного 2015–2016 года в этих же классах 4 (3) и в 8 (7) классные руководители акцентировали внимание на воспитательной работе, с учетом возрастных особенностей детей. Было обращено внимание на такие моменты, как: установление межличностного доверия, развитие чувств сочувствия, эмпатии, снижение агрессивности, импульсивности, способствование воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы, т. е. все те качества характерные для толерантной личности.

Проведенное повторно исследование по методике Зайцевой М. И., показало определенные улучшения в 4 классе. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат. Он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно общаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относиться стали с сочувствием и пониманием. В 8 классе уровень толерантности тоже немного повысился, нарушения и значительные проблемы в общении детей, значительно уменьшились и не так выражены, как были до занятий но, тем не менее, в межличностных отношениях учащихся наблюдается вербальная агрессия, проявление неуважения к одноклассникам, отмечается небольшой уровень конфликтности.

Рис. 1. Результаты определения уровня толерантности после проведенных занятий

Уровень толерантности стал значительно выше. В 7 (8) классе было 56 %, стало 60 %, ребята стали терпимее относиться друг к другу, меньше стали использовать в своей речи клички, обзывания, именно это наблюдалось в этом классе наиболее выражено. В 3(4) классе уровень толерантности был более высоким в начале исследования, по сравнению с другим классом. После занятий уровень поднялся в результате того, что учащиеся стали больше проявлять доброжелательности друг к другу, уважение, стали проявляется такие качества, как стремление поддержать, подбодрить товарища. Дети, участвовавшие в тренинге, стали проявлять качества толерантной личности, а именно признание прав людей на иной образ жизни, принятие иных культур, понимание других культур, взглядов.

Межличностные отношения членов двух коллективов 3 (4) и 7 (8) классов), стали более ровные, ребята стали проявлять больше чувств эмпатии, сочувствия, понимания, уважение потребностей других людей и т. д.

Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам. У детей этого возраста можно встретить но, чаще всего временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным — в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого. Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.

Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей младшего школьного возраста.

Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива в двух экспериментальных классах, позволяет сделать выводы, что критерии толерантного класса сформированы. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат, он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно обращаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относится стали с сочувствием и пониманием. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для воспитания толерантности. Воспитание качеств толерантной личности должно быть целенаправленным и систематическим и учитывать особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста и необходимо продолжать формировать толерантную личность на протяжении всего периода школьного обучения.

Литература:

  1. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков)./ Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. — М.6 «Генезис», 2000. — 105 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень толерантности, младший школьный возраст, класс, толерантная личность, отношение, москва, ребенок, сталь, Самый классный классный руководитель, благоприятный возраст.


Похожие статьи

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование толерантности у младших школьников как...

Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения

– Наиболее благоприятным для формирования толерантности является младший

Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым...

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как...

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Особенностями детей младшего школьного возраста является то, что это возраст, соответствующий годам...

Изучение сформированности толерантности младших...

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение

Толерантность – гармония в многообразии. Это качество личности является

Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования...

Прозвища в школьной жизни | Статья в журнале «Юный ученый»

Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст

У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту

Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива двух...

Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по...

Работа по формированию толерантного отношения младших школьников проводилась в течение 3 месяцевс марта по май 2016 года. По ее завершению было проведено контрольное анкетирование школьников, результаты которого представлены в таблице №2. Таблица №2.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности...

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования толерантности как качества личности.

Роль классного руководителя в формировании личности...

А готов ли классный руководитель к выполнению поставленной задачи? Воспитание — это составляющая деятельности классного

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Похожие статьи

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование толерантности у младших школьников как...

Толерантность — свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения

– Наиболее благоприятным для формирования толерантности является младший

Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым...

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как...

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Особенностями детей младшего школьного возраста является то, что это возраст, соответствующий годам...

Изучение сформированности толерантности младших...

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение

Толерантность – гармония в многообразии. Это качество личности является

Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования...

Прозвища в школьной жизни | Статья в журнале «Юный ученый»

Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст

У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту

Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива двух...

Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по...

Работа по формированию толерантного отношения младших школьников проводилась в течение 3 месяцевс марта по май 2016 года. По ее завершению было проведено контрольное анкетирование школьников, результаты которого представлены в таблице №2. Таблица №2.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности...

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования толерантности как качества личности.

Роль классного руководителя в формировании личности...

А готов ли классный руководитель к выполнению поставленной задачи? Воспитание — это составляющая деятельности классного

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Задать вопрос