Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Куланина, А. В. Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс / А. В. Куланина, Ю. А. Юдаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/615/ (дата обращения: 25.04.2024).



В современном мире значительно возросли требования к уровню практических умений и навыков медицинских работников в их повседневной деятельности. Современный уровень подготовки врачей требует более глубокого уровня профессиональной подготовки, свободного владения навыком и опыта многократного его выполнения.

Основной проблемой традиционной системы медицинского образования является объемная теоретическая подготовка студентов в течение всего периода обучения при низком уровне практической подготовки. Это может привести к врачебной ошибке.

Количество врачебных ошибок очень высоко. В России официальной статистики нет, по неофициальным данным, в РФ треть диагнозов неверны, а от ошибок медиков погибает 50 тыс. человек в год [6]. По информации западных СМИ риск умереть от врачебной ошибки в США в 33000 раз выше чем, погибнуть в авиакатастрофе.

В связи с этим, приоритетным направлением модернизации медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Существующая система медицинского образования не в состоянии решить эту проблему, так как основным местом приобретения практических навыков для студента-медика является клиника, где студенты сталкиваются с целым рядом проблем.

Пациент сегодня оплачивает свое лечение и имеет право отказаться от «экспериментов над ним». В тоже время участие студентов в уходе за пациентом без должного навыка может привести к дискомфорту и доже осложнениям. Отдельные виды навыков невозможно сформировать на пациенте без риска для его жизни, например, остановка кровотечения или сердечно-легочная реанимация.

Цель исследования — изучить структуру симуляционного обучения и оценить уровень удовлетворенности студентов 1–2 курсов Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс.

Задачи:

– Изучить историю симуляционного обучения

– Изучить основные методы и принципы симуляционного обучения

– Проанализировать классификацию симуляционного оборудования

– Уровни симуляционных центров

– Изучить структуру симуляционного обучения в ОрГМУ

– Оценить уровень удовлетворенности студентов 1–2 курсов внедрением симуляционных технологий в учебный процесс в ходе анкетирования

Степень изученности. Симуляционные методики прочно, но сравнительно недавно, вошли в систему медицинского образования и стали неотъемлемой частью практической подготовки медицинского работника. В связи с этим многие аспекты этого перспективного направления нуждаются в изучении и мониторинге.

Результаты исследования иобсуждение. Вусловиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов. Важным направлением в этой области является определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности ВУЗа, позволяющее выявить слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.

Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии и педагогике, который позволяет быстро получать массовый материал и дает исследователю возможность проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса [1]. Большое значение при организации и проведении анкетирования имеет его тематическая направленность.

Рассмотрим полученные результаты. В анкетировании приняло участие 653 студента:

221 студент 1 курса лечебного факультета;

398 студента 2 курса лечебного факультета;

34 студента 2 курса медико-профилактического факультета.

Таблица 1

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса ОрГМУ внедрением симуляционных технологий вучебный процесс

Вопрос

Да (%)

Нет (%)

Не знаю (%)

Обучение в симуляционном классе должно предшествовать обучению у «постели больного»

93

4

3

Обучение на симуляционном оборудовании облегчает переход к практике в клинических условиях

84

5

11

Симуляционное оборудование повышает объективность оценки

78

16

6

Зависит ли качество формирования практического навыка от количества повторов

91

9

-

Учебная среда в симуляционном центре ОрГМУ приближена к реальной больничной обстановке

62

10

28

Имеет ли значение формирование максимально реалистичной больничной обстановки в симуляционном центре для формирования мануальных навыков

58

35

7

Имеет ли значение формирование максимально реалистичной больничной обстановки в симуляционном центре для формирования нетехнических навыков

93

1

6

Использование симуляционного оборудования в процессе обучения делает процесс обучения более интересным

98

2

-

Имеет ли для Вас значение уровень реалистичности используемого симуляционного оборудования?

95

3

2

Удовлетворены ли Вы содержанием образовательной программы симуляционного обучения в ОрГМУ?

73

21

6

Может ли простой макетный фантом помочь в приобретении практического навыка?

61

33

6

Все практические навыки, необходимые для производственной практики были сформированы в симуляционном центре орГМУ?

80

19

1

Была ли возможность регулярного повторения манипуляции для закрепления навыка?

58

29

13

Вы отрабатывали в симуляционном центре парентеральные методы введения препаратов. Внутривенная инъекция. Оцените результат обучения:

Не смогу выполнить / 18

Имею представление / 38

Могу выполнить / 44

Считаете ли Вы, что при наличии симуляционного оборудования участие преподавателя не требуется?

15

79

6

Результат симуляционного тренинга зависит от профессиональных навыков преподавателя

62

23

15

Должны ли использоваться симуляционные технологии в медицинском образовании на всех этапах обучения?

100

-

-

84–93 % студентов отмечает, что симуляционные технологии играют положительную роль в процессе перехода в клинике от теории к практике. Понимание технологии манипуляции значительно снижает ощущение новизны и уровень тревожности для студента во время производственной практики.

58 % студентов считают, что для формирования мануального навыка желательно воссоздавать больничную среду в симуляционном центре, а в случае с нетехническими навыками (командная работа) значение реалистичности окружающей обстановки значительно возрастает. Соответствующее имитационное оборудование и медицинский инструментарий учебного зала позволяют многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Обучение студентов на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе симуляционного центра, дает возможность отработать редкие виды навыков, без риска для пациента [2, 3]. 29 % не смогли в полной мере в Центре отработать практические навыки по разным причинам (дефицит времени, симуляционного оборудования по отдельным позициям). 33 % не хотят формировать навыки на оборудовании низкого уровня реалистичности, считая, что это негативно влияет на процесс обучения.

Подавляющее большинство студентов (73 %) удовлетворены практической составляющей образовательной программы симуляционного обучения в ОрГМУ, которая позволяет сформировать необходимые для производственной практики умения и навыки.

Любопытно, что лишь 15 % студентов утверждают, что участие преподавателя в процессе симуляционного обучения не требуется, подавляющее большинство признают важную роль педагога, профессионализм которого влияет на результат обучения. Контроль качества знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования [4, 5]. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность студентов путем различных методов, но в практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. 78 % обучающихся утверждают, что контроль с использованием симуляционных технологий один из способов устранения субъективности.

Результаты анкетирования демонстрируют, что 100 % всех опрошенных студентов согласны с тем, что симуляционные технологии должны использоваться в системе медицинского образования на всех этапах.

Опыт симуляционного центра ОрГМУ показывает, что использование симуляционных технологий в учебном процессе способствует мобилизации знаний студентов, привлекает техническим обеспечением и эмоциональной составляющей, облегчает переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента. В связи с этим, использование симуляционных технологий представляется разумным и перспективным направлением в медицинском образовании.

Литература:

  1. Мурзинова И. А. Анкетирование студентов как один из методов оптимизации учебно-воспитательной работы в организации учебного процесса // Вестник ВолГУ.- 2010, Серия 6. Вып. 12.- С. 105–107.
  2. Найговзина Н. Б., Филатов В. Б., Горшков М. Д., Гущина Е. Ю., Колыш А.Л Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении // Москва, 2012.- С. 56 (6).
  3. Урбанский, А. С. Контроль клинических умений студентов медицинского вуза с использованием диагностического алгоритма. [Текст] / А. С. Урбанский, Н. Г. Коновалова // Наука и образование: Материалы 7 Международной научной конференции 1 февраля — 12 марта 2010.–Белово: изд–во КемГУ, 2010.–С. 253–256.
  4. Neuman, L. H. Creating new futures in nursing aducation: Envisioning the evolution of e-nursing education. Nurs. AducationPerspecfiveam, 2006, 27, 12–15.
  5. Электронный ресурс. http://www.aif.ru/society/healthcare/cena_zhizn_ezhegodno_ot_vrachebnyh_oshibok_umiraet_bolshe_lyudey_chem_v_dtp
Основные термины (генерируются автоматически): медицинское образование, навык, студент, учебный процесс, процесс обучения, центр ОрГМУ, оборудование, обучение, врачебная ошибка, лечебный факультет.


Похожие статьи

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...

Обучение практическим навыкам студентов медицинского колледжа специальности Лечебное дело начинается с первого курса обучения, где студенты согласно учебному плану обучаются базовым мануальным навыкам. На 2-м курсе обучения осваиваются...

Структура и проблемы образовательного процесса студентов...

Студенты медицинского вуза в будущем станут представителями такой высоко важной для

Поэтому так важно изучить особенности организации образовательного процесса в

Подытожив все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что учебные планы и учебные...

Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам?

С сожалению, в процессе обучения в медицинском ВУЗе прогрессивно снижается заинтересованность студентов к лекции как источнику новых знаний и умений, но, вместе с тем, сохраняется стабильно высокая заинтересованность в лекциях как в эффективном методе...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Ключевые слова: врач, обучение в вузе, коммуникативная компетентность, комплаентность, студенты медицинского вуза, ассоциативный

Появляется новое оборудование, которое получает распространение, как во врачебной практике, так и в процессе обучения в...

Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования

медицинский ВУЗ, лекция, студент, курс, учебный процесс, процесс обучения, Какая форма лекции, мнение студентов, лечебный

Другим примером нестандартной лекции является лекция с запланированными ошибками. Смысл данной лекции в том, что лектор специально...

Самостоятельная работа студентов медицинских...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на

Ключевые слова: образование, самостоятельная работа, образовательный процесс.

Университет достаточно обеспечен учебными и учебно-методическими...

Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение...

Обучение основам медицинских знаний и практике выполнения медицинских манипуляций

Особое внимание при этом уделялось практическому освоению навыков оказания первой

Заключает медико-профилактический блок программы обучения студентов бакалавриата...

Инновационные модели обучения в медицинском колледже...

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа... Все умения, формируемые в процессе обучения в медицинском

Процесс управления инновациями в профессиональном колледже включает в себя соответствие целей управления инновациями, цели...

Опыт работы кафедры психиатрии с наркологией ВГМУ по...

Выполнять врачебные манипуляции (соответственно с планом приобретения практических

Все группы студентов знакомятся с историей кафедры. На лекциях и практических занятиях

Поиск новых методов обучения и совершенствование имеющихся методов должны быть в...

Похожие статьи

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...

Обучение практическим навыкам студентов медицинского колледжа специальности Лечебное дело начинается с первого курса обучения, где студенты согласно учебному плану обучаются базовым мануальным навыкам. На 2-м курсе обучения осваиваются...

Структура и проблемы образовательного процесса студентов...

Студенты медицинского вуза в будущем станут представителями такой высоко важной для

Поэтому так важно изучить особенности организации образовательного процесса в

Подытожив все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что учебные планы и учебные...

Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам?

С сожалению, в процессе обучения в медицинском ВУЗе прогрессивно снижается заинтересованность студентов к лекции как источнику новых знаний и умений, но, вместе с тем, сохраняется стабильно высокая заинтересованность в лекциях как в эффективном методе...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Ключевые слова: врач, обучение в вузе, коммуникативная компетентность, комплаентность, студенты медицинского вуза, ассоциативный

Появляется новое оборудование, которое получает распространение, как во врачебной практике, так и в процессе обучения в...

Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования

медицинский ВУЗ, лекция, студент, курс, учебный процесс, процесс обучения, Какая форма лекции, мнение студентов, лечебный

Другим примером нестандартной лекции является лекция с запланированными ошибками. Смысл данной лекции в том, что лектор специально...

Самостоятельная работа студентов медицинских...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на

Ключевые слова: образование, самостоятельная работа, образовательный процесс.

Университет достаточно обеспечен учебными и учебно-методическими...

Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение...

Обучение основам медицинских знаний и практике выполнения медицинских манипуляций

Особое внимание при этом уделялось практическому освоению навыков оказания первой

Заключает медико-профилактический блок программы обучения студентов бакалавриата...

Инновационные модели обучения в медицинском колледже...

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа... Все умения, формируемые в процессе обучения в медицинском

Процесс управления инновациями в профессиональном колледже включает в себя соответствие целей управления инновациями, цели...

Опыт работы кафедры психиатрии с наркологией ВГМУ по...

Выполнять врачебные манипуляции (соответственно с планом приобретения практических

Все группы студентов знакомятся с историей кафедры. На лекциях и практических занятиях

Поиск новых методов обучения и совершенствование имеющихся методов должны быть в...

Задать вопрос