Зоопарк в кругу своих задач сквозь призму исторического экскурса и реальности | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 09.02.2015

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Савенкова С. Е., Косарева Г. В. Зоопарк в кругу своих задач сквозь призму исторического экскурса и реальности // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 48-53. — URL https://moluch.ru/young/archive/1/65/ (дата обращения: 13.11.2019).

Зоопарк — это место, куда приходят люди вместе со своими близкими и друзьями, чтобы отдохнуть от городского шума и ежедневной бытовой суеты. Животные и особенно их малыши обладают огромной притягательной силой, наверное, поэтому именно здесь, в зоопарках, мы вновь и вновь открываем для себя великолепие дикой природы, восхищаемся её красотой и начинаем понимать, как важно заботиться о её сохранении для наших потомков [12].

Углубляясь в тематику зоопарка, можно встретить и множество других определений, которые как отличаются друг от друга, так и имеют одинаковую смысловую нагрузку.

Например, понятие зоопарк состоит из двух слов: зоологический парк, который представляет собой учреждение для содержания животных в неволе, с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного. Наравне с парковыми ландшафтами и зонами отдыха в зоопарках содержат различных представителей животного мира на ограниченных территориях, в специально созданных помещениях с более или менее приближенными к их природным условиям жизни [12].

Зоопарк — это место отдыха для всей семьи, место свиданий и встреч. Посещение зоопарков способствует развитию доброжелательных отношений людей, сохранению и приумножению традиций семейного общения [7].

Зоопарк — это оазис живой природы для посетителей и родной, уютный дом для его питомцев, где выгулы и вольеры органично вписаны в природный пейзаж [15].

Зоопарк — это парк дикой природы, где животные демонстрируются в условиях, максимально приближенным к естественным [8].

Противники зоопарка, как такового, представляют его как тюремный приговор для животных на всю жизнь [10]. По их мнению, зоопарки являются собранием интересных экспонатов, а не домом для живых существ, и они приучают людей к мысли, что животных можно насильно отрывать от естественной среды обитания, заточать в плен, в тесные клетки, где они страдают от скуки и одиночества [14].

У каждого человека, пожалуй, имеется свое видение на понятие зоопарк, его предназначение и реальное восприятие, но одно необходимо отметить, что зоопарк должен быть не только местом для содержания животных во имя развлечения и научных экспериментов людей, но и достойным местом жительства для животных с благоприятными и максимально приближенными к естественной среде обитания условиями.

В Приказе Минкультуры РФ «Об утверждении типового положения о государственных зоологических парках» в числе основных задач деятельности зоопарка на первом месте стоит природоохранная деятельность, то есть «сохранение в искусственных условиях коллекций диких животных (особенно редких исчезающих видов) отечественной и зарубежной фауны, имеющих большое научное и культурно — просветительное значение» [6]. Зоопарк содержит и разводит представителей редких и исчезающих животных, участвует в работе по реинтродукции животных в природу и в мониторинге естественных популяций.

С одной стороны, предотвратить исчезающие виды животных — это очень хорошо, а с другой стороны, причиной их исчезновения является сам человек, который на планете своими действиями создает так называемый «экологический след», препятствующий всему живому находиться и жить в естественной среде обитания.

По данным Доклада Всемирного фонда дикой природы «Живая планета 2014» на протяжении более чем 40 лет потребление человеком природных ресурсов опережает способность нашей планеты к их воспроизводству. В настоящее время для поддержания экосистемных услуг, используемых человечеством ежегодно, понадобился бы потенциал полутора планет Земля. Такой «перерасход» возможен потому, что в течении некоторого времени мы можем вырубать деревья быстрее, чем они растут, вылавливать больше рыбы, чем могут воспроизводить океаны, и выбрасывать в атмосферу больше углекислого газа, чем может поглощаться лесами и океанами. Следствием этого является уменьшение численности популяций диких животных, которые, к слову, «мы — люди» хотим сохранить в зоопарках. Индекс живой планеты (ИЖП), отражающий усредненную динамику тысячи популяций позвоночных видов снизился на 52 % с 1970 по 2010 годы. ИЖП для наземных видов (средняя численность их популяций) за этот промежуток времени снизился на 39 %, ИЖП для пресноводных видов — на 76 %, ИЖП для морских видов — на 39 %. Основной угрозой для наземных видов животных остается потеря местообитания в результате освоения территорий для ведения сельского хозяйства, расширения городов, а также промысел животных. Для пресноводных и морских видов угроза связана также с потерей и фрагментацией местообитания, загрязнением и вселением чужеродных видов [1]. Цифры катастрофические, и если не разумный подход человечества к потреблению ресурсного потенциала, то дикий животный мир в ближайшем будущем не спасет и зоопарк.

Законодательно установлен еще ряд задач функционирования зоопарка, но детальное изучение данной тематики позволяет значительно расширить их круг (рис. 1). Поясним смысл каждой задачи.

Рис. 1. Задачи современного зоопарка

 

Просветительская задача заключается в том, что, посещая зоопарк, слушая лекции и знакомясь с проблемами животного и растительного мира, жители становятся посвященными в проблемы нашей планеты, решение которых во многом зависит от каждого из нас.

Эстетическое воспитание — знакомя посетителей с разнообразием животного и растительного мира, зоопарк прививает людям любовь к природе и желание сохранить ее живое богатство.

На базе коллекций диких животных проводят исследования ученые, сотрудники зоопарков, а также аспиранты и студенты, что позволяет реализовывать исследовательскую задачу зоопарков. Именно в зоопарках можно получать ценнейшие, уникальные данные по биологии диких животных и проводить тончайшие наблюдения за их поведением. Некоторые исследования, которые можно провести в зоопарке, очень трудно, а иногда и невозможно проводить в природе.

Проведение экскурсий и лекций по вопросам биологии, зоологии, охраны природы, животноводства, звероводства, охотничьего хозяйства, экологических знаний осуществляется благодаря наличию образовательных задач деятельности зоопарка.

Воспитательная задача обеспечивает работу юннатских кружков и детских студий.

Рекреационная задача предоставляет посетителям возможности отдыха и общественного питания, так как именно зоопарк с его природными ландшафтами и живыми существами позволяет человеку отдохнуть от психологических стрессов и техногенных перегрузок больших городов.

Конечно же, современный зоопарк — это полифункциональные учреждения музейного типа, в которых развлекательная и рекреационная задачи имеют большое значение [7]. Однако на первые места выступает природоохранная задача и задача просвещения. Они взаимосвязаны и не возможны без научных исследований. Современный зоопарк не может оправдать своего существования, если в нем не ведутся научные исследования. Растет обмен научной информацией между зоопарками планеты, разрабатываются международные программы по отдельным угрожаемым видам животных. Научными и просветительными отделами зоопарков обязательно должна вестись работа со школьниками, должны проводиться тематические лекции и экскурсии, фестивали и конференции. Все это помогает в деле просвещения и охраны природы, а также позволяет поднять экологическую культуру жителей нашей планеты. Но решение всех этих задач невозможно без необходимых условий, соответствующим международным стандартам, которые регламентируют условия содержания диких животных в неволе, обеспечивающие их физическое и психическое благополучие.

Так, размеры выгулов и вольеры должны быть достаточно просторными с максимальной свободой, на воле и без решеток (рис.2а). Экспозиции должны быть оборудованы таким образом, чтобы питомцы зоопарка могли вести естественный образ жизни, то есть вместо бетона, досок и песочного покрытия должны быть такие природные материалы как трава, кусты, деревья, коряги, камни, скалы и водоемы, соответствующие склонностям и потребностям конкретных животных (рис.2б). Животные должны содержаться парами, группами или поодиночке в зависимости от того, как они живут в природе. Например, в каждом современном зоопарке даже такие крупные звери как слоны и жирафы содержаться большими группами, ведь в природе они живут стадами (рис. 2в).

Рис. 2. Примеры экспозиций Гамбургского зоопарка Гегенбека [10]

 

Для некоторых обитателей зоопарка необходимо создавать специальные климатические условия, для чего нужно создавать павильоны с особым микроклиматом, где поддерживается определенная температура и влажность (рис. 3а). Для сохранения психического здоровья питомцев необходимо оснащать экспозиции достаточным количеством приспособлений для движения и игр (рис. 3б).

Рис. 3. Примеры экспозиций Биопарка в Валенсии (а) и зоопарка в Лейпциге (б) [10]

 

Чтобы посетители могли лучше познакомиться с образом жизни и привычками своих питомцев, например, увидеть пингвина не только на суше, но и под водой, необходимо использовать лучшие современные научные и технические достижения.

На территории современного зоопарка должны находиться ветеринарная, кормовая, заповедная зоны. В некоторых зоопарках существуют приюты для зверей и птиц, которые попали в беду. Очень важной и необходимой зоной является зона подсобного хозяйства, которая обслуживает вкусовые запросы обитателей зоопарка.

Также в международные стандарты нового зоопарка входят и принципы демонстрации животных, которые склоняются к необходимости расположения экспозиций по зоогеографическому и ландшафтному принципу, чтобы посетители могли знакомиться не с птицами, хищниками, копытными и т. д. отдельно друг от друга, а путешествовать по зоопарку как по карте мира: от северного полюса к южному, знакомясь с обитателями разных континентов и разных ландшафтов. Для России такие принципы и нюансы в экспозициях на сегодняшний день чужды, так как «наши» зоопарки напоминают ещё зверинцы с клетками и замученными голодными животными и птицами. В странах же Европы, США, Австралии, Японии, Канаде и других странах, где очень серьезно относятся к защите всех живых существ, такие современные новые зоопарки существуют давно, и посещать их интересно не только с детьми, но и самим взрослым.

Интересным фактом является список из 10 лучших зоопарков мира, который опубликовал один из самых авторитетных финансово-экономических журналов мира «Forbes». По его мнению, к самым лучшим зоопаркам мира относятся: Лондонский зоопарк, Пражский, Иерусалимский, зоопарк Рануа (Финляндия), зоопарк Чианг Май (Тайланд), зоопарк Майями (США), Сингапурский зоопарк, Богдадский и зоопарк Стива Ирвинга в Австралии [15]. Как видим из представленного списка, российские зоопарки к лучшим в мире не относятся.

Проводя исторический экскурс по возникновению, развитию и предназначению зоопарков, хотелось бы отметить, что их задачи и функции в древности были совсем иными, чем в сегодняшней реальности.

Изучение разнообразных источников, повествующих о возникновении и развитии зоопарков [2, 3, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14], обобщение данной тематической информации позволило выявить, что первыми владельцами зоопарков были короли, цари и императоры. Они чувствовали себя еще могущественнее, когда рядом с ними вышагивал опасный хищник, например тигр, который вместо того, чтобы разорвать хозяина на кусочки, безропотно подчинялся ему. Такие звери считали очень ценными подарками, их преподносили властителям наравне, а подчас и вместо золота и драгоценностей. Подобно сокровищам экзотические питомцы наглядно свидетельствовали о богатстве и могуществе владельцев. Благодаря морским экспедициям стало возможным отлавливать животных и привозить их из других мест земли к родным берегам.

О первом в мире зоопарке гласит надпись на каменной плите, датированной 3300 г. до н. э. На этой плите повествуется о коллекции редких зверей в шумерском городе Ур. Ур — это один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья. Он был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке. Шумеры содержали животных в культовых целях. Среди них были в основном антилопы, газели, носороги, слоны и тигры.

В 1490–1468 гг. до н. э. египетская царица Хатшепсут не скупясь, снаряжала экспедиции по поиску и отлову животных к берегам легендарной, богатой и изысканной страны Пунт на полуострове Сомали. Корабли доставляли в Египет гепардов, жирафов и обезьян. Так в Египет попали до того не известные экзотические звери. Пасынок Хатшепсут — фараон Тутмос III во время своего правления располагал уже собственным зоопарком.

В 1150 г. до н. э. китайский император династии Хиа собрал коллекцию животных, которую назвал «парк для любознательных» или, согласно другим источникам, «парк познания» или «парк интеллигенции». В этом парке было много птиц, оленей, рыб и других животных, и он не был доступен для широкой публики, так как служил для развлечений императора и его двора. Помимо развлечения император держал животных и для того, чтобы изучать их и узнавать об их повадках. В противоположность коллекциям животных ранних цивилизаций, которые со временем исчезли, «парк любознательных» сохранился до новых времен и был разрушен во время восстания 1899–1900 гг. В Китае были приняты дарения животных как знак дружбы.

В Центральной Мексике огромный и красивейший зоопарк существовал при дворе императора Монтесумы — вождя ацтеков (г.ж.: 1390–1469). Большая часть территории у дворца императора Монтесумы с большими прудами, лесами и домами была предназначена для диких и полудиких животных. Множество проходов с колоннами из яшмы вели к саду, центром которого было 10 больших озер, предназначенных для содержания водоплавающих птиц, крокодилов и рыб. Для морских птиц в озерах была соленая вода, для речных — пресная. Вода регулярно менялась и все всегда было чистым и в хорошем состоянии. За животными ухаживало более 300 человек. Эрнан Кортес — испанский конкистадор, завоевавший в 1521 году Мексику и уничтоживший государственность ацтеков — превратил императорский зоопарк Монтесумы в руины.

Иудейский царь Соломон, годы правления которого приходились на 967–928 гг. до н. э. имел собственных обезьян и павлинов. А у вавилонского правителя Навуходоносора II (около 600 г. до н. э.) были львы.

Начиная со II века до н. э. и вплоть до 476 года одним из крупных закупщиков животных в древности была Римская империя. В зоологическом саду императора Октавиана Августа (г.ж.: 63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) находилось 420 тигров, 260 львов, носорог, гиппопотам, 36 крокодилов и 600 других африканских зверей, включая гепардов, тюленей и медведей. У его последователя прибывало 400 медведей, 300 львов и множество слонов. Император Троян (53–117 гг.ж.) содержал уже 11 тысяч животных.

Вскоре в Риме стало столько частных зоопарков, что римское законодательство ввело особый налог на львов и леопардов, а также определяло плату за ущерб, нанесенный дикими животными.

Римская империя нуждалась в большом количестве животных, но большинство привезенных зверей предназначалось не для пополнения зоопарков: одни заканчивали жизнь в качестве изысканного лакомства на праздничном столе, другие предназначались для жестоких боев на развлечение публике. Народу этих зверей представляли как жутких кровожадных чудовищ, и это подогревало интерес людей к зрелищам. В амфитеатрах зверей натравливали друг на друга или выпускали сражаться с гладиаторами. Также животных использовали для публичной казни, когда хищные звери разрывали на кусочки осужденных (рис. 4). Животные гибли тысячами. Например, в честь открытия Колизея в 80 г. погибло 5000 животных, в 150 году во время циркового представления было убито 10 тысяч животных.

 

Рис. 4. Гладиаторский бой и публичная казнь в Древнем Риме

 

В странах юга Европы и на Ближнем Востоке 5–6 тысяч лет назад также возникали зверинцы с крупными свирепыми хищниками, олицетворяющими силу правителей. Для того, чтобы можно было похвастаться своим богатством и знатностью ради популярности и славы, богачи пускали желающую публику посещать их парки и любоваться животными.

Нельзя забывать и о таком историческом факте, согласно которому на Руси в 12–15 веках ради потехи содержали медведей, волков, лисиц, соколов и певчих птиц.

Первый же публичный зоопарк в мире открылся в Париже в 1793 году — «Жарден де План». В нем содержались животные, был музей и ботанический сад. Следующий крупный зоопарк был открыт в 1829 году в Риджнтс-Парк в Лондоне. Вслед за ним появился Берлинский зоопарк (1844 год), который стал одним из лучших и красивейших в мире. В 1907 году появился первый частный зоопарк в Стеллингене близ Гамбурга, основателем которого явился немецкий натуралист Карл Гегенбек. Животные в этом зоопарке содержались в условиях близким к природным — без применения решеток и на больших площадях, с декорированием живыми растениями и природными материалами. В 1926 году был переименован Московский зоосад, открытый в 1864 году, в Московский зоопарк, где на содержании находилось 6094 животных 1001 вида.

Обобщая вышесказанное из проведенного экскурса в историю зоопарков, можно выделить основные задачи содержания животных в зоопарках в древности (рис. 2). Как видно из рисунка 5, задачи современного зоопарка кардинально отличаются от предназначения содержания животных в древности, что говорит о разном отношении и восприятии человечества к животному миру.

 


Рис. 5. Назначение содержания животных в зоопарках в древности

 

Исходя из этого, всю историю развития жизнедеятельности зоопарков можно разделить на два периода: древнюю историю зоопарков и новую, а границей между ними (или если учесть гуманное отношение к животным, то можно и сказать: переломным моментом) необходимо считать 18 век нашей эры.

 

Литература:

 

1.         Доклад «Живая планета 2014» [электронный ресурс] / Режим доступа: www.wwf.ru/data/lpr/lpr2014_ru.pdf.

2.         Дроздов, Н. Н. Зоопарки. Серия «Живая природа с Николаем Дроздовым» [Текст] / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев М. — Мнемозина, 2012.

3.         Когда появились первые зоопарки? [электронный ресурс] / Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/20701498.

4.         Мертини, А. Звери в зоопарке. Серия: Зачем и почему [Текст] / А. Мертини: Пер. Толмачев Е. А. — Изд-во: Мир книги, 2008.

5.         Плешаков, А. А. Мир вокруг нас [Текст]: методическое пособие: 1 класс / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. — М.: Просвещение, 2008.

6.         Приказ Минкультуры РФ «Об утверждении типового положения о государственных зоологических парках» № 473от 16.07.1993.

7.         Программа поддержки зоопарков России [электронный ресурс] / Режим доступа: http: www/dkedr/ru / zoo_prog.php.

8.         http://belgorod.bezformata.ru.

9.         http://bigpicture.ru.

10.     http://fondklever.mybb.ru/viewtopik.php?id=55

11.     http://otvet.mail.ru/question/20701498 l.

12.     https://ru.wikipedia.org.

13.     http://vseyznaesh.ru/vse/kto-organizoval-pervyj-zoopark.html.

14.     http://www.vita.org.ru/amusement/zoopark.htm.

15.     http://zoounion.org.

Основные термины (генерируются автоматически): зоопарк, животное, современный зоопарк, зверь, дикая природа, живая планета, естественная среда обитания, растительный мир, рекреационная задача, римская империя.


Похожие статьи

Защита животных в эпоху Древнего Мира | Статья в сборнике...

Вопрос защиты животных от жестокости уходит своими корнями в далекую первобытность. Однако на тот исторический момент защита животных носила весьма своеобразный характер и проявлялась у древних народов в поклонении живой природе, в почитании животных.

К вопросу о понятии животных по Российскому законодательству

Понятие диких животных, а также диких животных, содержащихся в неволе может быть

Слово «животное», таким образом, обозначает всё, что живёт и дышит, всякое живое

В. Даль писал, что вся природа делится на три царства: на ископаемые, растительное и животное...

Антропогенные факторы, влияющие на животный мир

Вымирание животного мира является одной из проблем экологии. Сокращение численности животного мира имеет разный характер.

Антропогенные факторы отражают интенсивное влияние человека или человеческой деятельности на окружающую среду и живые организмы.

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

Предварительная работа: Расширили знания обучающихся о растительном и о животном мире, об окружающем мире и

Вед 2. Поэтому наш сегодняшний разговор об общении с природой — а это маленькая стартовая площадка

Природа — это дом, в котором мы живем.

Некоторые вопросы правового понимания понятия «животный мир»

Под средой обитания объекта животного мира мы понимаем природную среду в ее естественном состоянии, а самих животных как

Таким образом, под животным миром мы понимаем диких животных (дикое животное) находящихся в состоянии естественной...

Роль принципа регионализма при реализации в детском саду...

В Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, включены:  редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, постоянно или временно обитающие в пределах Волгоградской области и имеющие международное значение

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Проблема: К сожалению, современный мир безжалостен по отношению к животным.

Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко

Это связано с недостатком или отсутствием представлений о живых объектах, низким...

Экологический проект «Музей природы родного края»

Посещение зоопарка, дендрария. Дикие животные нашего края.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного... природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное...

Образовательный и воспитательный потенциал программ Animal...

Различные учёные Древнего и Нового мира изучали мир природы, поведение животных.

Популярные научные программы про мир природы начали появляться на телевизионных экранах в больших

Именно тогда появилось научное направление «Естественная история»...

Похожие статьи

Защита животных в эпоху Древнего Мира | Статья в сборнике...

Вопрос защиты животных от жестокости уходит своими корнями в далекую первобытность. Однако на тот исторический момент защита животных носила весьма своеобразный характер и проявлялась у древних народов в поклонении живой природе, в почитании животных.

К вопросу о понятии животных по Российскому законодательству

Понятие диких животных, а также диких животных, содержащихся в неволе может быть

Слово «животное», таким образом, обозначает всё, что живёт и дышит, всякое живое

В. Даль писал, что вся природа делится на три царства: на ископаемые, растительное и животное...

Антропогенные факторы, влияющие на животный мир

Вымирание животного мира является одной из проблем экологии. Сокращение численности животного мира имеет разный характер.

Антропогенные факторы отражают интенсивное влияние человека или человеческой деятельности на окружающую среду и живые организмы.

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

Предварительная работа: Расширили знания обучающихся о растительном и о животном мире, об окружающем мире и

Вед 2. Поэтому наш сегодняшний разговор об общении с природой — а это маленькая стартовая площадка

Природа — это дом, в котором мы живем.

Некоторые вопросы правового понимания понятия «животный мир»

Под средой обитания объекта животного мира мы понимаем природную среду в ее естественном состоянии, а самих животных как

Таким образом, под животным миром мы понимаем диких животных (дикое животное) находящихся в состоянии естественной...

Роль принципа регионализма при реализации в детском саду...

В Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, включены:  редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, постоянно или временно обитающие в пределах Волгоградской области и имеющие международное значение

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Проблема: К сожалению, современный мир безжалостен по отношению к животным.

Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко

Это связано с недостатком или отсутствием представлений о живых объектах, низким...

Экологический проект «Музей природы родного края»

Посещение зоопарка, дендрария. Дикие животные нашего края.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного... природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное...

Образовательный и воспитательный потенциал программ Animal...

Различные учёные Древнего и Нового мира изучали мир природы, поведение животных.

Популярные научные программы про мир природы начали появляться на телевизионных экранах в больших

Именно тогда появилось научное направление «Естественная история»...

Задать вопрос