Подготовка к выполнению заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Практикум по биохимии и основам молекулярной биологии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 14.01.2015

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Преображенская Ю. А., Маякова С. Н. Подготовка к выполнению заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Практикум по биохимии и основам молекулярной биологии // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 124-128. — URL https://moluch.ru/young/archive/1/32/ (дата обращения: 13.11.2019).

В связи с научно-технической революцией в современном мире развиваются нанотехнологии. Они применяются в совершенно разных отраслях: в промышленности (некоторыми производителями используется наноалмазное покрытие для повышения прочности и прочих свойств; получение престной воды из воды, соленость которой превышает нормальную), в медицине (генная терапия, основанная на инъекции ретро-вирусов, очищенных от опасных генов и заполненных теперь здоровыми работающими генами, в соматические клетки человека или в зиготу или эмбрион на ранней стадии развития; позволяющая полностью излечивать такие заболевания, как СПИД, гемофилия.), химии. Особое внимание в данной статье хочется уделить биотехнологиям. В Российской федерации ныне существуют государственные программы, целью которых является интеграция производства (в том числе и биотехнологий) в учреждения среднего образования. Однако, по мнению большинства опрошенных школьников данные программы (на примере ШЛ РОСНАНО) мало способны заинтересовать, научить практическим навыкам и, тем более, способствовать подготовке к поступлению в ВУЗ или получению льгот. Данным критериям на данный момент (2013–2015гг.) удовлетворяет Всероссийская олимпиада школьников. Рассмотрим несколько заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

В 2014 на заключительном этапе ВсОШ по биологии в кабинете «Анатомия, гистология, цитология» предлагалось определить, просвет какого органа изображен на фотографии, полученной эндоскопическим методом. Безусловно, данное задание не связано с биотехнологиями, однако оно затрагивает методы исследования полых органов, приближая т. о. школьников к «производству».

В кабинете «Биохимия и клеточная биология» участникам предлагалось исследовать культуру клеток мышиной фибросаркомы и титриметрическим методом определить содержание лактата. Затем участники должны были, ознакомившись со способом определения органов с опухолью посредством введения 2-фтор-3-дезоксиглюкозы, фтор которой радиоактивно мечен. Таким образом, данное задание напрямую связано с новейшими медицинскими технологиями.

Итак, ВсОШ действительно приближает к производству и фундаментальной деятельности. Однако, говоря о фундаментальности направлений заданий (например, по биохимии), необходимо отметить: в учебных заведениях среднего образования не включена в учебные программы дисциплина «биохимия», а на изучение ее основ на уроках общей биологии в 10–11 классах уделяется крайне мало времени, т. к. основная задача школ — подготовить к ЕГЭ. Безусловно, существует множество практикумов для университетов разного профиля, однако ни один из них не адаптирован на задания олимпиады формата последних 3–4 лет. Таким образом, даже конкретного учебного плана подготовки к практическому туру у конкретного школьника нет. Поэтому крайне необходимо создать подобный практикум. Два ученика ГБОУ «Губернского лицея-интерната для одаренный детей» Пензенской области взяли на себя данную задачу в качестве индивидуального проекта под руководством учителя биологии Маяковой Светланы Николаевны. Предлагаем рассмотреть несколько заданий из практикума и сопоставить их с заданиями заключительного и регионального этапов ВсОШ по биологии.

Региональный этап 2010

Биохимия. Идентификация веществ, принимающих участие в метаболических процессах человека

Оборудование, реактивы и материалы: соляная кислота (10 %-ый р-р,

HCl), гидроксид натрия (10 %-ый р-р, NaOH), сульфат меди (1 %-ый р-р, CuSO4), молибдат аммония в азотной кислоте, р-р Люголя (I2 в KI), азотная кислота (конц. НNO3), серная кислота (конц., H2SO4), α-нафтол, газовая горелка, пробирки, водяная баня.

Задание 1. В четырех пробирках находятся растворы альбумина, желатина, полисахарида и сок квашеной капусты.

Для идентификации этих веществ и их мономерных звеньев используйте качественные реакции на данные вещества или продукты их гидролиза. Используйте любые реагенты, имеющиеся на вашем рабочем месте и предложенные методики.

1.1.  Составьте план работы.

1.2.  Используя разработанный план, проведите идентификацию предложенных веществ. На основе полученных результатов, заполните таблицу.

Таблица 1

[1, с. 1] Задание

№ пробирки

Растворы веществ

Используемые реактивы

Окраска продукта

Качественная реакция

Чем обусловлена реакция

Мономерное звено

 

Альбумин

 

 

 

 

 

 

Желатин

 

 

 

 

 

 

Полисахарид

 

 

 

 

 

 

Сок

квашеной

капусты

 

 

 

 

 

 

Дополнительные

компоненты

(где возможно)

 

 

 

 

 

 

Задание из практикума

В данном пособии под заголовком «Что позволяет обнаружить» кратко и четко описаны вещества

Рис. 1. Текст из практикума

 

Рис. 2. Описание необходимых реактивов из практикума

 

Также, помимо описаний эффекта реакции, в пособии приведены фотографии пробирок

Рис. 3. Фотографии пробирок из практикума

 

Указано уравнение реакции

Рис. 4. Уравнение биуретовой реакции из практикума

 

Рис. 5. Двадцать основных аминокислот, входящих в состав белков [2, с. 119]

 

Под заголовком Basis кратко и понятно описаны основы данной реакции:

Basis: способность пептидной группы белков и полипептидов образовывать в щелочной среде с ионами Cu2+комплексное соединение фиолетового цвета с красным или синим оттенком в зависимости от числа пептидных связей в белке

В конце глав представлены тематические вопросы для самоконтроля.

Данный практикум находится в стадии разработки. Мы считаем, что этот вариант преподнесения информации идеально подходит для подготовки к региональному и заключительному этапам ВсОШ по биологии.

В заключение, отметим: всероссийские олимпиады школьников являются самыми приоритетными в показателе образования РФ, подготовка к практическому туру которых требуют тщательной работы и высокого самоконтроля. Для нас, как издателей данного пособия, важно подготовить материал, который, возможно, поможет участникам стать победителями и представлять нашу великую державу на международных предметных олимпиадах, повышая место РФ в рейтинге самых образованных стран мира.

 

Литература:

 

1.      Задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии

2.      Nelson, D. Leninger principles of biochemistry / D. L. Nelson, M. M. Cox //Bioghemisty. — 2011. — P. 119

Основные термины (генерируются автоматически): всероссийская олимпиада школьников, Задание, практический тур, азотная кислота, заключительный этап, квашеная капуста, практикум, региональный этап, фотография пробирок.


Похожие статьи

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

Всероссийская олимпиада школьников состоит из 4-х этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Каждый из этапов является отборочным для участия в следующем, более высоком. Представим схему проведения на рис.1.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Задания 4 тура (химия). Напиши уравнения реакций.

Азотная кислота оказывает более агрессивное воздействие по сравнению с соляной и серной.

В качестве задачи химико-аналитического исследования. Азотная кислота оказывает более агрессивное воздействие по...

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

Необходимым этапом в подготовке школьников к Всероссийской или межрегиональной олимпиаде является обязательное участие ребят в школьных конкурсах и олимпиадах. Это дает возможность учащимся проверить как степень своей подготовки по предмету, так и...

Организация и проведение олимпиады в средней...

Одним из важных этапов проведения олимпиады является подготовка к ней. Именно период подготовки стимулирует интеллектуальный рост учащихся, активизирует мышление, пробуждает интерес и желание не отставать от тех, кто успешно справляется с олимпиадными заданиями.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Задание на 2й этап олимпиады представляет собой две практические задачи, предполагающие работу с геодезическими

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного... олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная...

Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике

‒ муниципальные и региональные научные конференции школьников.

‒ научно-исследовательская работа школьников (в рамках подготовки их к научно-практическим конференциям разного

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на...

Городская олимпиада проводится в два тура: 1 тур олимпиады проводится с октября по март данного учебного года каждым высшем учебным заведением. Для организации и проведения 1 тура приказом ректора создается оргкомитет из числа ведущих ученых представителей...

Маякова Светлана Николаевна — Информация об авторе

Подготовка к выполнению заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Практикум по биохимии и основам молекулярной биологии. №1 (1) февраль 2015 г. Авторы: Преображенская Юлия Андреевна, Маякова Светлана Николаевна...

Качественное определение ионов тяжелых металлов в почве во...

Практическая работа. Опыт 1. Качественное определение иона Pb2+ впочве. Цель: научиться определять ионы Pb2 в почве.

Выводы по результатам практической работы: В присутствии ионов свинца образуется синее пятно или кольцо.

Похожие статьи

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

Всероссийская олимпиада школьников состоит из 4-х этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Каждый из этапов является отборочным для участия в следующем, более высоком. Представим схему проведения на рис.1.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Задания 4 тура (химия). Напиши уравнения реакций.

Азотная кислота оказывает более агрессивное воздействие по сравнению с соляной и серной.

В качестве задачи химико-аналитического исследования. Азотная кислота оказывает более агрессивное воздействие по...

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

Необходимым этапом в подготовке школьников к Всероссийской или межрегиональной олимпиаде является обязательное участие ребят в школьных конкурсах и олимпиадах. Это дает возможность учащимся проверить как степень своей подготовки по предмету, так и...

Организация и проведение олимпиады в средней...

Одним из важных этапов проведения олимпиады является подготовка к ней. Именно период подготовки стимулирует интеллектуальный рост учащихся, активизирует мышление, пробуждает интерес и желание не отставать от тех, кто успешно справляется с олимпиадными заданиями.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Задание на 2й этап олимпиады представляет собой две практические задачи, предполагающие работу с геодезическими

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного... олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная...

Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике

‒ муниципальные и региональные научные конференции школьников.

‒ научно-исследовательская работа школьников (в рамках подготовки их к научно-практическим конференциям разного

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на...

Городская олимпиада проводится в два тура: 1 тур олимпиады проводится с октября по март данного учебного года каждым высшем учебным заведением. Для организации и проведения 1 тура приказом ректора создается оргкомитет из числа ведущих ученых представителей...

Маякова Светлана Николаевна — Информация об авторе

Подготовка к выполнению заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Практикум по биохимии и основам молекулярной биологии. №1 (1) февраль 2015 г. Авторы: Преображенская Юлия Андреевна, Маякова Светлана Николаевна...

Качественное определение ионов тяжелых металлов в почве во...

Практическая работа. Опыт 1. Качественное определение иона Pb2+ впочве. Цель: научиться определять ионы Pb2 в почве.

Выводы по результатам практической работы: В присутствии ионов свинца образуется синее пятно или кольцо.

Задать вопрос