В статье рассматриваются вопросы связанные с определением понятия морального вреда. Отмечается, что закрепленные в законодательстве правовые категории, применяемые при определении состава вредных последствий правонарушения и способов защиты гражданских прав, не в полной мере согласуются с современными представлениями о понятии «вред», используемом в законодательстве и правоприменительной практике, а также в трудах ученых-юристов.
Ключевые слова: вред, мораль, нравственность, компенсация, право, оскорбление, ответственность, неимущественный вред, репутация, защита гражданских прав.
Приступая к рассмотрению понятия «моральный вред», необходимо пояснить, что в российском праве, а именно в гражданском, под данным вредом понимается физическое или нравственное страдание, испытываемое лицом, при нарушении его благ. В тоже время, данное благо может являться как имущественным, так и не имущественным благом.
В своей повседневной жизни каждый из нас хоть раз, но все же слышал о таком явлении как «моральный вред», но не каждый из нас [1].
В толковом словаре В. И. Даля дается такое толкование вреда — «последствия всякого повреждения, порчи, убытка, вещественного или нравственного, всякое нарушение прав личности или собственности, законное или незаконное». Существуют два понятия схожие по значению — мораль и нравственность. Так С. И. Ожегов дает такое определение последнему: «нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами».
В этом определении мораль сводится к определенным духовным качествам человека и к определенным нормам поведения.
Мораль регулирует поведение человека, одновременно с этим дает оценку его поступкам, цели его деятельности относительно добра и зла. Мораль имеет свойство изменяться в зависимости от общественно-политического, экономического и правового устройства, культурного общества в целом. Мораль является высшим уровнем социального сознания. В действующем Гражданском Кодексе РФ моральный вред понимается как нравственные и физические страдания (ст. 151 ГК РФ).
Термин моральный вред рассматривается через призму отрицания, а точнее, моральный вред совершенно не является имущественным.
Любое неправомерное действие или бездействие может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психического благополучия». По моему мнению данное высказывание является одним из самых точных во всей юридической науки. К перечню благ, указанных в Гражданском кодексе РФ и Конституции, перечисляется следующее: жизнь, здоровье, честь, достоинство, доброе имя, свобода, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. При этом в Конституции РФ прямо и чётко указывается, что основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Так же в Гражданском кодексе в п.2 ст.150 указанно, что нематериальные блага защищаются в соответствии настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных [2]. Не преступая границы данного вопроса необходимо разграничить правильное понимание таких категорий, как физических и нравственных страданий.
Страдания обычно отражаются в виде стресса, гнева, страха, неуравновешенности и т. д. Это подтверждает то, что причиной нравственных страданий человека является посягательство на его статус, здоровье, честь и достоинство. Анализируя вышеизложенное положение Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20 декабря 1994 г., можно сделать вывод, что в нем по большей части обращается внимание на нравственные страдания. Однако, в ст. 131 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик», утвержденных Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года № 2211–1 была установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, а также в том случае, когда в законе отсутствует указание о возможности его компенсации.
В ст. 151 ГК РФ вышеуказанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающие его личные неимущественные права, либо посягающие на другие нематериальные блага. В других случаях компенсация морального вреда осуществляется при наличии указания об этом в законе. В данной статье четко разграничивается понятие «вред, причиненный здоровью» и «физические страдания» как один из видов морального вреда. Данное разграничение нельзя упускать из вида, так как физические страдания — это одна из форм морального вреда, а физический вред — это негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию. Используя понятие «моральный вред», не все ученые сходятся в едином мнении трактовки его содержания. Большинство их мнений схожи в том, что моральный вред предполагает нравственные страдания, которые являются группой эмоций — чувство страха, обиды, унижения и т. п. [3].
В юридической литературе под вредом понимается «всякое умаление охраняемого правом блага, имущественного или неимущественного». Нормы гражданского права разграничивают понятия материального (имущественного) и нематериального (морального) вреда. Но это не означает, что причинение вреда имущественного не влечет за собой последствий в виде моральных переживаний.
Моральный вред как таковой выражается в определенных переживаниях, вызванным умалением моральных благ. В полном смысле соотносительными являются понятия «имущественный ущерб» и «неимущественный вред».
При этом в составе последнего понятие «моральный вред» — только один из возможных элементов». Сойтись с мнением данного автора достаточно тяжело, т. к. выше упомянутое высказывание противоречит само себе. С начало автор указывает на смену понятия «моральный вред» «неимущественным вредом», затем пишет, что одно является частью другого. Через ту же призму, высказывали своё мнение такие авторы как А. В. Белявский и Н. С. Малеин.
Есть и исключения среди учёных, которые не делают акцент на различии между двумя понятиями «моральный вред» «неимущественным вредом», такие как Л. А. Прокудина и Л. А. Анисимов. По своей сущности сам моральный вред олицетворяет психоэмоциональные здоровье лица, когда большое количество разных комбинаций и сочетаний, в которые способны сформироваться определенные сдвиги, которые являются серьёзным толчком в комплексе изменений в теле.
Примером, позволяющим вскрыть пробелы нормативного регулирования в данной сфере, могут служить последствия, например, такого правонарушения как диффамация (распространение порочащих, дискредитирующих сведений о ком-либо). Гражданско-правовая защита от данного неправомерного действия осуществляется на основании механизма защиты чести, достоинства и деловой репутации. Объектом посягательства в данном случае является нематериальное благо, принадлежащее гражданину (честь, достоинство, деловая репутация) или юридическому лицу (деловая репутация) [4].
Нужно отметить, что распространение дискредитирующей информации направлено на изменение существующей оценки нравственных и (или) деловых качеств пострадавшего. Для защиты от распространения порочащих сведений используются, в том числе такие способы как возмещение убытков и компенсация морального вреда. При этом физическое лицо, защищая свое доброе имя и репутацию, может взыскать как материальный, так и нематериальный вред, а юридическое лицо, защищая это же нематериальное благо, может взыскать лишь убытки, воспользоваться правом на опровержение, ответ или признание распространенных сведений не соответствующими действительности.
Делая следующие выводы, можно сказать, что моральный вред можно рассматривать в тесной связи с нарушение психологического и физиологического здоровья личности, вызванного неблагополучным изменением психического здоровья, т. е. правонарушительным посягательством на личное пространство и свободы.
Литература:
- Лебеденко С. А.. К вопросу об исчислении размеров компенсации морального вреда в уголовном праве // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики российской правовой науки». — Пенза:, 2011. — С.
- Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.
- Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.
- Гражданское право. Учебник. Часть 1 и 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М., 2011