В статье раскрываются существующие положения проведения судебных экспертиз государственными судебными экспертами и иными экспертами, имеющими специальные познания. Дается возможность выделить значимость наличия лицензии на проведение судебных экспертиз. Делается вывод, что не только наличие специальных познаний в данной области играет важную роль, но и наличие соответствующей лицензии у организаций, занимающихся проведением судебных экспертиз.
Ключевые слова: судебная экспертиза, лицензия, специальные познания, государственные судебно-экспертные учреждения, негосударственные судебно-экспертные учреждения
The article reveals the existing provisions for conducting forensic examinations by state judicial experts and other experts with special knowledge. The opportunity to highlight the significance of a license for forensic examinations. It is concluded that not only the availability of special knowledge in this area plays an important role, but also the availability of an appropriate license from organizations engaged in forensic expertise.
Keywords: forensic examination, license, special knowledge, the state forensic institutions, non-state forensic institutions
Целью статьи является анализ действующего законодательства по факту налиия лицензии судебно-экспертных учреждений для проведения судебных экспертиз.
Производство судебной экспертизы является необходимой для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершенного преступления. Поэтому проведение экспертизы профессионалом экспертом так важно для расследования. При проведении соответствующей экспертизы встаёт вопрос в выборе учреждения для проведения экспертизы. Судебная экспертиза назначается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда в процессе расследования и (или) рассмотрения дела возникают вопросы, требующие использования специальных знаний. Инициатором производства судебной экспертизы (если по закону она не является обязательной) могут быть как должностные лица и органы, уполномоченные ее назначать, так и заинтересованные участники судопроизводства. Заинтересованные участники также вправе предлагать эксперта или экспертную организацию, которым может быть поручено производство судебной экспертизы. Так как наше законодательство не даёт чётких разграничений по выбору экспертной организации, то здесь необходимо участникам судопроизводства принимать решение по выбору. Наше законодательство позволяет негосударственным судебно-экспертным учреждениям заниматься данной деятельностью без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации. Целью данной статьи заключается в анализировании действующего законодательства по факту проведения судебной экспертизы государственными и негосударственными учреждениями, определить важность и значимость наличия лицензии для осуществления этой деятельности, выделить положительные и отрицательные факторы проведения экспертиз негосударственными учреждениями на сравнении с государственными.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет проведение судебной экспертизы государственными судебными экспертами и иными экспертами, из числа лиц, обладающих специальными знаниями [2]. То есть закон говорит нам о том, что эксперт должен обладать только определенными знаниями и не упоминает о возможности наличия лицензии на проведение этой деятельности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие лицензии и что она дает эксперту? В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа [1]. В настоящее время помимо государственных экспертных учреждений существуют и негосударственные судебно-экспертные учреждения. В качестве судебного эксперта может выступать любое лицо, которое обладает необходимыми специальными знаниями. При этом он может не иметь какого-либо официального статуса, а именно быть частным экспертом или же зарегистрированным как индивидуальный предприниматель. Для выполнения судебных экспертиз создаются негосударственные экспертные организации, в которых экспертизы выполняют сами штатные сотрудники или лица, привлекаемые со стороны, на основании гражданско-правовых договоров. Вся суть в том, что законодательство не даёт четких рекомендаций выбора судебно-экспертного учреждения для проведения экспертизы. Так как в законодательстве имеется соответствующий пробел, высший судебный орган вынес постановление Пленума ВАС РФ от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», но опять же, сам процесс выбора, к сожалению, и здесь не был освящен. Если говорить о выборе государственного судебно-экспертного учреждения, то здесь не возникает никаких сомнений, но вот что насчёт негосударственных учреждений? Здесь возникает несколько проблем. Во-первых, разные подходы в порядке выбора судебно-экспертного учреждения позволяют недобросовестным заинтересованным участникам судопроизводства добиваться назначения судебной экспертизы в «свою» экспертную организацию, что способствует проявлению коррупции. Осуществление оплаты за проведенные экспертизы, по общему правилу, проводится организации, сотрудник которой её осуществил. Толкование закона говорит нам о запрете проведения таких действий, так как заключать договор на оплату необходимо заключать с лицом, у которого есть право на проведение экспертиз (подтвержденное лицензией на осуществление данной деятельности). Во-вторых, можно выделить некомпетентность и непрофессионализм эксперта. Конечно, не стоит исключать тот факт, что некомпетентный эксперт может работать и в государственном судебно-экспертном учреждении, а независимый эксперт в негосударственном учреждении быть мастером своей специализации. Но все же, стоит верить, что в наших учреждениях работают только профессионалы своего дела. Поэтому эксперт в негосударственном учреждении может не только не обладать знаниями по своей специализации, но и не иметь лицензию на осуществление судебно-экспертной деятельности. Это ведёт к тому, что такую экспертизу могут просто признать незаконной и не привлечь к уголовному делу. Тем самым важная часть доказательственной базы будет потеряна, и преступник может оказаться на свободе, от такой ситуации. В-третьих, сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений вполне могут не серьёзно отнестись к поставленным задачам в работе. Ведь если представить, что эксперту показалось слишком трудным провести тщательное исследование, или же он был не в настроении и просто указал в своем заключении, что не представилось идентифицировать оставленный объект, поскольку он оказался не пригодным для идентификации. Такое недобросовестное отношение к своей работе приводит к снижению значения такой экспертизы как самостоятельного вида доказательств.
Конечно, стоит отметить, что негосударственные судебно-экспертные учреждения в настоящее время приносят не малый вклад в проведённой работе. Основная масса экспертиз выполняется такими учреждениями для гражданского и арбитражного процесса, поскольку государственные экспертные учреждения сильно загружены экспертизами по уголовным делам. Как правило, экспертизы в этих учреждениях производятся куда оперативнее, чем в государственных, поскольку загруженность экспертов значительно ниже и очереди отсутствуют, а при большом наплыве экспертиз привлекаются дополнительные эксперты. Негосударственные экспертные учреждения производят не только судебные экспертизы, но и другие экспертизы и исследования по поручению любой организации или частного лица, используя при этом судебно-экспертные методики, дают консультации коммерческим структурам и гражданам [3, C. 105].
Выводы. Изучив положительные и отрицательные факторы деятельности негосударственных судебно-экспертных учреждений, можно прийти к следующим выводам: проведение лицензирования экспертной деятельности в соответствии с законодательством, является не обязательным, но дело в том, что в таком случае, лицензирование деятельности будет одной из предпосылок в борьбе с коррупцией в этой сфере. Так же проведение тщательных и полных экспертиз будет влиять на качественное расследование преступлений. Здесь также можно отметить человеческий фактор, у людей больше доверия вызывают учреждения, имеющие официальное разрешение на проведение определённой деятельностью, наличие компетенции специалистов. А «человек с улицы» предлагающие свои услуги, конечно же не вызывает такого доверия. Ведь никто не знает какой объём работы и качество клиент получит. Конечно законодатель делает акцент на знания экспертов, их профессиональную подготовку и образование, но клиент не сможет в общем объёме проверить эти факторы и в дальнейшем может и пострадать от этого. Поэтому, конечно, наличие лицензии на осуществление экспертной деятельности не только у государственных судебно-экспертных учреждений, но и негосударственных учреждений повысило бы качество проводимой деятельности, сроки проведения, порядок обращения, количество клиентов.
Литература:
- «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации»: федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ: в ред. от 30.12.2015 // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 01.01.2017.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ: в ред. от 17.04.2017 № 174–ФЗ // СПС «Консультант» / НПП «Консультант+». — Последнее обновление 01.04.2017.
- Российская Е. Р. Настольная книга судьи: судебная экспертиза / Е. Р. Российская // Москва, 2012. — 464 с.

