Автор: Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Ибрагимова Г. Ш. Недобросовестная реклама как научная проблема // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2389/ (дата обращения: 19.02.2018).



Реклама как один из видов продвижения товара на потребительском рынке, способна оказывать сильное воздействие на покупателя и стимулировать спрос на рекламируемый товар. Ученые не раз доказывания значение рекламы для продажи товаров на рынке. По статистике почти 80 % товаров приобретается покупателями импульсивно благодаря разрекламированности товаров. Поэтому продавцы, понимая данные тенденции, стремятся ещё больше использовать различные сферы действия, только бы лишний раз продемонстрировать свой товар либо в сети интернет, либо по радио-, теле — технологиям. В соответствии с ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Важное отличие рекламы от любой другой информации в том, что своей целью реклама преследует привлечение внимания данному товару [1]. К рекламе применяются специальные правила, и особая ответственность за нарушение данных правил. Общие требования, предъявляемые к рекламе, перечислены в ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Так, реклама не должна: побуждать к совершению противоправных действий, содержать нецензурные выражения и т. д. И здесь возникает вопрос, на что готов пойти производитель или продавец, чтобы осуществить сбыт своей продукции?

Рекламопроизводители и рекламораспространители зачастую создают рекламные ролики, плакаты, нарушая специальные правила. Так, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Иркутской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Означенное нарушение, по мнению ФАС, выразилось в том, что организация распространяла в кинотеатрах города Иркутска, продукцию в виде рекламных буклетов к фильму «Все и сразу» с использованием оскорбительного и непристойного выражения [2].

Другим таким случая является следующее дело. ООО «ГАЗ» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления ФАС по Московской области в возбуждении дела о нарушении издательской компанией требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению заявителя, такое нарушение состояло в том, что компания рекламировала свою продукцию — журналы «Автомир», «За рулем» и «Авторевю» с использованием принадлежащего ОАО «ГАЗ» зарегистрированного товарного знака. Издатель публиковал в журналах и на внешних носителях изображения антифризов, производителем которых является сторонняя организация, и автомобили, обозначенные торговым знаком ГАЗ [3].

В обоих случаях было признано законным привлечение к административной ответственности. Однако следует заметить, что проблема недобросовестности рекламоизготовителей сейчас приобрела колоссальные масштабы. Продавец стоит перед выбором по каком пути ему следовать. Либо производить качественный товар, совершенствовать свое производство, улучшать технологии, так называемый естественный путь. Он является довольно долгим, но вполне оправданно. Другой путь это агрессивное продвижение своих товаров и услуг, использование откровенно хитрых, нечестных и порой жестоких уловок. Этот способ нацелен на сиюминутное получение быстрой прибыли. Именно желание быстро выделиться среди конкурентов, желание быть замеченными потребителями зачастую и заставляет менеджеров компаний прибегать к нарушению закона и использовать недобросовестную рекламу как метод продвижения товаров или услуг.

Реклама может ввести в заблуждение потребителя. Может нанести вред лицам, обществу или государству по причине неточности, недостоверности информации. Она может умолчать о недостатках или преувеличить достоинства, может нарушить условия и требования по времени, месту и методу её распространения. Именно это и называют недобросовестной рекламой. Так, в 2009 году компания Wrigley выпустила новую жвачку, Eclipse, с «чудо-ингредиентом» — дубильным экстрактом магнолии. В рекламе говорилось, что магнолия убивает все вредоносные бактерии полости рта, вызывающие плохой запах. Все остальные жвачки только маскируют запах, но не устраняют источник проблемы, утверждала компания. Однако независимые научные исследования не подтвердили бактерицидных свойств жвачки. Компании пришлось полностью изменить рекламный слоган и позиционирование продукта на рынке, а также отдать около семи миллионов долларов фонду, который в свою очередь начал выплачивать по десять долларов каждому покупателю жвачки, обратившемуся в суд [4].

Здесь можно отметить, что последствия недобросовестной рекламы — это другой важный момент, отличающийся рекламу от другой информации. Ведь ущерб, который наносится покупателю в связи с представление неверной или подложкой информации, несомненно, велик. Так, покупатель приобретая некачественный товар может таким образом потерять и десятки тысяч рублей. В данное время ФАС рассматривает несколько возбужденных дел, связанных с нарушения правил о рекламе. Так, в рекламе лекарства Терафлекс», распространявшейся на баннере в сети интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене, Служба усматривает наличие сведений о том, что применение этого препарата гарантирует его положительное действие, а также его эффективность при лечении боли в суставах. Такая реклама противоречит требованиям пункта 8 части 1 статьи 24 Закона (Гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий).

Здесь важно выработать механизм борьбы с недобросовестной рекламой.

Несомненно, первостепенную роль по борьбе с данными тенденциями ведет антимонопольный орган, который проводит проверки и осуществляет надзор. Однако сейчас огромное количество организаций, которые размещают свою рекламу. Поэтому не всегда удается уследить за нарушениями правил. Необходимо развивать возможности для граждан самим бороться с недобросовестной рекламой и повышать их заинтересованность обратиться в антимонопольный орган с информацией о рекламе, нарушающей требования закона.

Здесь можно выработать механизм борьбы, основанный на доступе населения в интернет. Так, в Шанхае давно используют специальную сервисную программу. Граждане могут фотографировать расклеенные по городу и нарисованные на асфальте объявления с номерами телефонов рекламодателей. Сервис автоматически определяет номер по фотографии, а затем перезванивает по номеру, сообщает компании о нарушении законодательства о размещении рекламы и предлагает снять объявление под угрозой обращения в полицию. Также после отказа компании снять объявления, сервис мог бы автоматически передавать информацию правоохранительным органом или в антимонопольный орган.

Также нужно повышать заинтересованность граждан обращаться в различные органы с информацией о недобросовестной рекламе, ведь вред, причиненный от такой информации, может быть невероятным. Здесь нужно систематически проводить занятия в школах, университетах, различных компаниях о вреде такой рекламе, и том, насколько важно сообщать в правоохранительные органы о нарушении законодательства. Данные тенденции будут не только помогать бороться с рекламой, нарушающей правила, но и повышать правовую культуру населения.

Литература:

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2017).
  2. Анонс рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушений законодательства о рекламе. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАС/ URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=49249 (дата обращения 25.03.2017 г.)
  3. Судебный обзор по спорам о рекламе. [Электронный ресурс] // Правовой портал PPT.RU/ URL: http://ppt.ru/news/136832 (дата обращения: 10.03.2017 г.)
  4. Врет как дышит: 5 громких скандалов [Электронный ресурс] // Наука о рекламе URL: http://www.advertology.ru/article112311.htm
Основные термины (генерируются автоматически): «О рекламе», недобросовестной рекламой, Электронный ресурс, Федерального закона, антимонопольный орган, дата обращения, Управления ФАС, недобросовестной рекламе, привлечение внимания, признании незаконным, арбитражный суд, рекламе лекарства Терафлекс», административной ответственности, положительное действие, нарушении законодательства, «О рекламе» реклама, Федерального закона «О, специальные правила, механизм борьбы, последствия недобросовестной рекламы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос