Авторы: Баширов Эльвин Мугабил оглы, Толстов Павел Александрович

Рубрика: Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Толстов П. А., Баширов Э. М. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/ (дата обращения: 25.02.2018).



В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических средств, а также неточности взаимодействия УИИ с администрацией места работы осуждённого. Выявлены и обоснованы пробелы и неточности нуждающиеся в дальнейшей оптимизации для повышения эффективности данного вида наказания.

Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

Современная российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает в себя 12 отдельных видов наказаний, в их числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Суть данного вида наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного выражается в ограничении трудовых прав осужденных [5].

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью.

  1. Лишение права занимать определенные должности заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако следует сказать, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части и др.). В приговоре суду необходимо указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

  1. Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную, независимо от того, где трудится осужденный — в государственном или негосударственном секторе, так и иную деятельность гражданина. Данный вид наказания заключается в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, виновным в совершении преступления, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

Особое внимание стоит уделять при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в современный период никакие технические средства здесь не используются, и все контрольные возможности реализуются только силами инспекторского состава. Таким образом, проблемой оптимизации исполнения данного вида наказаний является отсутствие технических средств, которые могли бы облегчить осуществление контроля за осужденными. В целом затруднительно предложить полный перечень таких средств, однако вполне допустимо использование тех, которые уже разработаны и применяются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы (в частности, позволяющие осуществлять мониторинг передвижения). Кроме того, уместно разработать и обеспечить регулярное обновление сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Помимо этого, логично было бы определить основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления источников поступления налогов и других платежей в отношении лиц, состоящих на учете в УИИ. Таким способом можно минимизировать количество случаев, когда осужденный продолжает заниматься запрещенным видом деятельности после вступления приговора в законную силу, поскольку усиление контроля во многом сделает затруднительным и нежелательным противодействие администрации организации, где работает осужденный, процедуре исполнения наказания [3].

Также одной из проблем исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является, очевидно, крайне схематичный характер положений уголовно — исполнительного законодательства в данной сфере. С одной стороны, в силу ч. 1 и 2 ст. 33 УИК РФ исполнение наказания возложено на два вида подразделений УИС: уголовно- исполнительные инспекции (при оставлении осужденного на свободе) и иные учреждения (при назначении основного наказания с изоляцией от общества). С другой стороны, если при отбывании осужденным основного наказания исполнение лишения права занимать определенные должности объективно не ведется никак, а лишение права заниматься определенной деятельностью контролируется достаточно просто в связи с режимными требованиями, то в условиях деятельности УИИ контрольные полномочия оказываются шире, чем возможности их реализации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ они подразделяются на четыре вида:

– контроль (постановка на учет, сопровождение процесса отбывания наказания);

– проверка исполнения требований приговора по месту работы осужденного;

– проверка исполнения требований приговора органами, уполномоченными на выдачу специальных разрешений, удостоверяющих соответствующие права;

– проведение воспитательной работы.

Элементы принуждения в отношении осужденного фактически отсутствуют, так как кроме незачета в срок наказания периодов, когда он нарушал возложенный судом запрет, действующее уголовно-исполнительное законодательство (так же, как и уголовное, устанавливающее ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы, ограничения свободы или применения принудительных мер медицинского характера) не содержит никаких негативных последствий для осужденного в таких ситуациях. На примере лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в наибольшей степени законодательно разработано взаимодействие УИИ и администрации организации, в которой работает осужденный. Фактически в силу ст. 34 УИК РФ администрация не только обязана совершить распорядительные действия (уволить, перевести осужденного на другую работу), но и отчитываться о ходе исполнения наказания перед инспекцией, при этом определенный перечень лиц, входящих в руководящий состав, подлежит уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (ст. 315 УК). Это само по себе является гарантией надлежащего исполнения наказания. В рамках оптимизации исполнения данного вида наказания необходимо установить дополнительные формы взаимодействия УИИ с руководством предприятий, учреждений, организаций, среди которых можно назвать вызов на прием в УИИ начальника кадрового подразделения администрации или непосредственного начальника, осужденного с доведением до них сущности вынесенного обвинительного приговора. Взаимодействие УИИ с администрацией места работы осужденного нуждается в дальнейшей оптимизации, которая возможна посредством:

– установления способов отслеживания УИИ потенциального места трудоустройства осужденного (самый простой из них — контакт с налоговыми органами и подразделениями ПФР, откуда могут быть почерпнуты сведения о перечисленных суммах налогов и иных платежей, а самый приближенный к механизмам гражданского общества — использование в этих целях социальных интернет-ресурсов, что, например, широко апробировано подразделениями ФССП России);

– установления периодичности запросов УИИ сведений о кадровых перемещениях, осуществленных в отношении осужденного (ежемесячно);

– создание сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных;

– обеспечение межведомственного взаимодействия подразделений УИИ и органов, управомоченных выдавать специальные разрешения;

– увеличение частоты проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении осужденных;

– установления порядка информирования УИИ об увольнении осужденного (сейчас Инструкция по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества требует только контроля содержания записи в трудовой книжке при увольнении в течение тридцати дней с момента получения сведений об увольнении);

– установления порядка информирования администрации места работы о незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный нарушал возложенный запрет (в том числе при попустительстве администрации).

Литература:

  1. Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по уголовному законодательству России и зарубежных стран: дисс. … к.ю.н. Казань, 2002.;
  2. Ничуговская О. Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: дисс. … к.ю.н. М., 2012.;
  3. Кокшова Марина Владимировна, Проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью // Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. C. 118–121.;
  4. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью — порядок исполнения наказания, Прокуратура Московской области // [Электронный ресурс] URL:http://mosoblproc.ru/explain/e224/.;
  5. Попова Юлия Павловна Вопросы законодательного конструирования и правоприменения лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2008., Выпуск: № 2. С. 177–181.
Основные термины (генерируются автоматически): определенной деятельностью, определенные должности, исполнения наказания, лишения права, лишение права, виде лишения права, вида наказания, Лишение права, вид наказания, основного наказания, работы осужденного, срок наказания, места работы осужденного, наказания исполнение лишения, процедуре исполнения наказания, проблем исполнения наказания, качестве дополнительного наказания, надлежащего исполнения наказания, ходе исполнения наказания, Проблемы исполнения наказания.

Ключевые слова

лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос