Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Авторы: ,

Рубрика: Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Баширов Э. М., Толстов П. А. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/ (дата обращения: 19.10.2018).



В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических средств, а также неточности взаимодействия УИИ с администрацией места работы осуждённого. Выявлены и обоснованы пробелы и неточности нуждающиеся в дальнейшей оптимизации для повышения эффективности данного вида наказания.

Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

Современная российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает в себя 12 отдельных видов наказаний, в их числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Суть данного вида наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного выражается в ограничении трудовых прав осужденных [5].

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью.

  1. Лишение права занимать определенные должности заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако следует сказать, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части и др.). В приговоре суду необходимо указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

  1. Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную, независимо от того, где трудится осужденный — в государственном или негосударственном секторе, так и иную деятельность гражданина. Данный вид наказания заключается в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, виновным в совершении преступления, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

Особое внимание стоит уделять при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в современный период никакие технические средства здесь не используются, и все контрольные возможности реализуются только силами инспекторского состава. Таким образом, проблемой оптимизации исполнения данного вида наказаний является отсутствие технических средств, которые могли бы облегчить осуществление контроля за осужденными. В целом затруднительно предложить полный перечень таких средств, однако вполне допустимо использование тех, которые уже разработаны и применяются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы (в частности, позволяющие осуществлять мониторинг передвижения). Кроме того, уместно разработать и обеспечить регулярное обновление сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Помимо этого, логично было бы определить основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления источников поступления налогов и других платежей в отношении лиц, состоящих на учете в УИИ. Таким способом можно минимизировать количество случаев, когда осужденный продолжает заниматься запрещенным видом деятельности после вступления приговора в законную силу, поскольку усиление контроля во многом сделает затруднительным и нежелательным противодействие администрации организации, где работает осужденный, процедуре исполнения наказания [3].

Также одной из проблем исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является, очевидно, крайне схематичный характер положений уголовно — исполнительного законодательства в данной сфере. С одной стороны, в силу ч. 1 и 2 ст. 33 УИК РФ исполнение наказания возложено на два вида подразделений УИС: уголовно- исполнительные инспекции (при оставлении осужденного на свободе) и иные учреждения (при назначении основного наказания с изоляцией от общества). С другой стороны, если при отбывании осужденным основного наказания исполнение лишения права занимать определенные должности объективно не ведется никак, а лишение права заниматься определенной деятельностью контролируется достаточно просто в связи с режимными требованиями, то в условиях деятельности УИИ контрольные полномочия оказываются шире, чем возможности их реализации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ они подразделяются на четыре вида:

– контроль (постановка на учет, сопровождение процесса отбывания наказания);

– проверка исполнения требований приговора по месту работы осужденного;

– проверка исполнения требований приговора органами, уполномоченными на выдачу специальных разрешений, удостоверяющих соответствующие права;

– проведение воспитательной работы.

Элементы принуждения в отношении осужденного фактически отсутствуют, так как кроме незачета в срок наказания периодов, когда он нарушал возложенный судом запрет, действующее уголовно-исполнительное законодательство (так же, как и уголовное, устанавливающее ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы, ограничения свободы или применения принудительных мер медицинского характера) не содержит никаких негативных последствий для осужденного в таких ситуациях. На примере лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в наибольшей степени законодательно разработано взаимодействие УИИ и администрации организации, в которой работает осужденный. Фактически в силу ст. 34 УИК РФ администрация не только обязана совершить распорядительные действия (уволить, перевести осужденного на другую работу), но и отчитываться о ходе исполнения наказания перед инспекцией, при этом определенный перечень лиц, входящих в руководящий состав, подлежит уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (ст. 315 УК). Это само по себе является гарантией надлежащего исполнения наказания. В рамках оптимизации исполнения данного вида наказания необходимо установить дополнительные формы взаимодействия УИИ с руководством предприятий, учреждений, организаций, среди которых можно назвать вызов на прием в УИИ начальника кадрового подразделения администрации или непосредственного начальника, осужденного с доведением до них сущности вынесенного обвинительного приговора. Взаимодействие УИИ с администрацией места работы осужденного нуждается в дальнейшей оптимизации, которая возможна посредством:

– установления способов отслеживания УИИ потенциального места трудоустройства осужденного (самый простой из них — контакт с налоговыми органами и подразделениями ПФР, откуда могут быть почерпнуты сведения о перечисленных суммах налогов и иных платежей, а самый приближенный к механизмам гражданского общества — использование в этих целях социальных интернет-ресурсов, что, например, широко апробировано подразделениями ФССП России);

– установления периодичности запросов УИИ сведений о кадровых перемещениях, осуществленных в отношении осужденного (ежемесячно);

– создание сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных;

– обеспечение межведомственного взаимодействия подразделений УИИ и органов, управомоченных выдавать специальные разрешения;

– увеличение частоты проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении осужденных;

– установления порядка информирования УИИ об увольнении осужденного (сейчас Инструкция по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества требует только контроля содержания записи в трудовой книжке при увольнении в течение тридцати дней с момента получения сведений об увольнении);

– установления порядка информирования администрации места работы о незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный нарушал возложенный запрет (в том числе при попустительстве администрации).

Литература:

  1. Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по уголовному законодательству России и зарубежных стран: дисс. … к.ю.н. Казань, 2002.;
  2. Ничуговская О. Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: дисс. … к.ю.н. М., 2012.;
  3. Кокшова Марина Владимировна, Проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью // Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. C. 118–121.;
  4. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью — порядок исполнения наказания, Прокуратура Московской области // [Электронный ресурс] URL:http://mosoblproc.ru/explain/e224/.;
  5. Попова Юлия Павловна Вопросы законодательного конструирования и правоприменения лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2008., Выпуск: № 2. С. 177–181.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

Ключевые слова

лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

Похожие статьи

Применение наказания в виде обязательных работ

деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

Исправительные работы: значение, проблемы применения

работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид наказания, карательная политика, место работы, уголовно-исполнительная инспекция, уголовное наказание, Российская Федерация.

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление...

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Особенности ограничения конституционных прав и свобод лиц...

По приговору суда, лицо, получившее меру наказания в виде лишения свободы, лишается возможности свободного передвижения по территории РФ и обязано весь срок наказания находится в исправительном учреждении...

Вопросы исполнение наказания в виде ограничения свободы

установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

Штраф как вид уголовного наказания | Статья в журнале...

На основании этого мы можем предположить, что на сегодняшний день штраф можно рассматривать как более строгий вид наказания по сравнению с лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград или же...

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения...

лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин, Российская Федерация

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление... Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная

Основные термины (генерируются автоматически): работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид.

Труд как форма наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

вид наказания, условное осуждение, лишение свободы, наказание, УК РФ, удельный вес, ограничение свободы, вид лишения свободы, вид наказаний, работа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение наказания в виде обязательных работ

деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

Исправительные работы: значение, проблемы применения

работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид наказания, карательная политика, место работы, уголовно-исполнительная инспекция, уголовное наказание, Российская Федерация.

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление...

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Особенности ограничения конституционных прав и свобод лиц...

По приговору суда, лицо, получившее меру наказания в виде лишения свободы, лишается возможности свободного передвижения по территории РФ и обязано весь срок наказания находится в исправительном учреждении...

Вопросы исполнение наказания в виде ограничения свободы

установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

Штраф как вид уголовного наказания | Статья в журнале...

На основании этого мы можем предположить, что на сегодняшний день штраф можно рассматривать как более строгий вид наказания по сравнению с лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград или же...

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения...

лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин, Российская Федерация

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление... Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная

Основные термины (генерируются автоматически): работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид.

Труд как форма наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

вид наказания, условное осуждение, лишение свободы, наказание, УК РФ, удельный вес, ограничение свободы, вид лишения свободы, вид наказаний, работа.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос