Улучшение регулирования деятельности органов местного самоуправления | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 1917 раз

Библиографическое описание:

Винокурцева, Е. А. Улучшение регулирования деятельности органов местного самоуправления / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 1 (1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2216/ (дата обращения: 30.10.2024).



Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы.

Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.

Основные начала организации и деятельности местного самоуправления на всей территории страны установлены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации [1].

Основы местного самоуправления в РФ закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Данный Федеральный закон, наряду с Конституцией Российской Федерации [1], определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Характеризуя данный законодательный акт, можно отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] принимался в условиях противостояния Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации. В результате был принят компромиссный вариант рамочного закона, имеющий во многом расплывчатый характер. Кроме того, следует учитывать, что к моменту разработки и принятия закона отсутствовал необходимый опыт функционирования и взаимодействия основных институтов власти в новом Федеративном государстве [40,с.4].

В настоящее время Россия находится на очередном этапе реформирования развития местного самоуправления.

По функциональным вопросам, требующим единообразной регламентации в масштабах страны, принимаются постановления Правительства и ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти.

Важно отметить, что правовые акты субъектов Федерации, а также акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству.

К таким законам непосредственно примыкают законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам о территориях муниципальных образований, порядке их реорганизации и упразднения, об осуществлении права законодательной инициативы органами местного самоуправления.

Для оптимальной организации и эффективного функционирования органов местного самоуправления важное значение имеют законы субъектов РФ, регулирующие вопросы статуса и социальных гарантий депутатов представительных органов и глав местного самоуправления, муниципальной службы, прав и обязанностей муниципальных служащих, укрепления экономических и финансовых основ местного самоуправления [3,с.3].

Следующий по иерархии источник, содержащий организационно-правовые нормы территориального местного самоуправления, — муниципальное нормативное правовое регулирование.

К нему относятся, прежде всего, уставы городов, районов, поселков и других муниципальных образований. Устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования. Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации.

Еще один источник, в котором могут быть затронуты полномочия органов местного самоуправления, — специальные договоры и соглашения. Органы местного самоуправления и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы.

Так, если характер взаимодействия в определенной сфере требует детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор. Такие договоры и соглашения подписываются главами исполнительных органов власти, но в ряде случаев, установленных законом, вступают в силу только после утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации.

Заслуживает внимания существующий в настоящее время механизм судебной защиты интересов органов местного самоуправления. Большое значение при регулировании отдельных вопросов территориального местного самоуправления имеет судебно-арбитражная практика [4,с.7].

Совершенствование законодательного регулирования органов местного самоуправления продолжается на всех уровнях. Однако проведенный анализ позволяет сделать вывод о его незавершенности и наличии множества нерешенных проблемных вопросов. Разногласия наблюдаются в сфере регулирования предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, в сфере осуществления механизма судебной защиты местного самоуправления.

Депутатами, учеными и практическими работниками вносится множество предложений, направленных на совершенствование законодательного регулирования местного самоуправления.

В числе основных направлений можно выделить следующие:

‒ повышение ответственности органов местного самоуправления перед государством (усиление властной вертикали);

‒ повышение ответственности органов местного самоуправления перед населением (развитие демократических начал местного самоуправления);

‒ обеспечение баланса между полномочиями (правами и обязанностями) органов местного самоуправления и материально-финансовыми ресурсами, находящимися в их распоряжении (совершенствование межбюджетных отношений); — совершенствование механизмов судебного разрешения конфликтов, связанных с осуществлением местного самоуправления.

Перспективным направлением считается использование ряда положений Европейской Хартии регионального самоуправления, которая известна в кругах специалистов, но не нашла пока достойного места при исследовании российских проблем местного самоуправления. Представляют интерес предложения О. Берга по совершенствованию законодательства в области местного самоуправления. В своей статье «О структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного самоуправления» О. Берг предлагает создать систему модельных законов субъектов РФ в области местного самоуправления (модельного муниципального кодекса). Целью подготовки такого кодекса автор видит повышение юридико-технического уровня законов субъектов РФ в области местного самоуправления, сокращение трудовых и материальных затрат на их разработку [3].

Для улучшения организации деятельности органов местного самоуправления предлагается разработать и принять ряд проектов федеральных и региональных законов:

‒ об особенностях возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядке учета муниципального имущества;

‒ о расширении перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности в целях приведения его в соответствие с перечнем вопросов местного значения муниципальных образований;

‒ о порядке и условиях переоценки результатов государственной кадастровой оценки земельных участков для целей их налогообложения;

‒ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части введения местного налога на недвижимость.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (действующая редакция, 2016).

  1. Гришай Е. В., Палий В. М. К вопросу совершенствования законодательного регулирования деятельности органов местного самоуправления // Общество и право.2014.№ 1 (47).с.50–56.
  2. Шустов В. Г. Основные модели местного самоуправления // Вестник Адыгейского государственного университета: Серия 1.Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.2011.№ 2.с.9.
  3. Шугрина Е. С. Законодательство о местном самоуправлении: анализ состояния и тенденции развития // Муниципальное право.2014.№ 4.с.2–19.
  4. Михеева И. В., Невельская Л. А. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правовой регламентации // Государственная власть и местное самоуправление.2015.№ 3.с.19–25.
  5. Алфимцев В. Н. О проблемах правового регулирования вопросов местного значения в области национальной политики // Государственная власть и местное самоуправление.2016.№ 11. с.29–33.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип организации, субъект РФ, законодательное регулирование, муниципальная собственность, территориальное местное самоуправление, повышение ответственности органов, полномочие органов.
Задать вопрос