В данной статье подробно рассмотрены ключевые условия, которым должны соответствовать некоммерческие юридические лица для прохождения официальной государственной регистрации, также освещается алгоритм действий при подаче документов, описан детальный регламент временных рамок каждого этапа, раскрываются процедурные особенности оформления входящих сведений при учреждении либо прекращении деятельности некоммерческой организации, включая все характерные для данного процесса юридические механизмы.
Ключевые слова: некоммерческое юридическое лицо, некоммерческая организация, государственная регистрация и ликвидация юридического лица.
This article provides a detailed analysis of the key conditions that non-profit legal entities must meet in order to undergo official state registration. It also outlines the steps to be taken when submitting documents, provides a detailed timeline for each stage, and explains the procedural requirements for submitting information when establishing or terminating a non-profit organization, including all the legal mechanisms involved in this process.
Keywords: non-profit legal entity, non-profit organization, state registration and liquidation of a legal entity.
Рассмотрение вопроса о включении в государственный реестр некоммерческих юридических лиц осуществляется Министерством юстиции РФ, где определяется — одобрить регистрацию либо отказать заявителю во внесении его структуры в профильный государственный перечень. В случае положительного исхода соответствующая информация фиксируется в Едином реестре регистрации юридических лиц. После произведённой регистрации орган, осуществивший рассмотрение, получает обратно комплект представленных документов и возвращает их заявителю [1].
В реестр сведения о некоммерческих организациях подлежат внесению в установленные законодательством периоды. Для общественных объединений, чья деятельность основана на принципе членства с целью защиты интересов участников и осуществления намеченных задач, выделен срок до 30 дней. Аналогичный временной параметр — 30 дней применим к религиозным организациям, образованным ради коллективного вероисповедания или распространения учения. При этом, если учреждением инициировано исследование догматических положений, анализ дискуссионных религиоведческих материалов, символики культа либо специфики проведения религиозных ритуалов, срок может быть увеличен до шести месяцев. Политические объединения, ориентированные на завоевание власти или участие в ней, подлежат рассмотрению регистрационным органом в течение периода, равного 21 дню. В отношении ликвидации некоммерческого юридического лица, весь процесс происходит в максимально сжатые сроки — три дня. Общий, универсальный срок для внесения информации о некоммерческой структуре составляет четырнадцать рабочих дней [3].
В случае прохождения процедуры официальной регистрации некоммерческая организация обязана представить комплект документов, подтверждающей правомерность создания юридического лица, при этом все бумаги, за исключением оформленных в цифровом виде, требуются в трёх идентичных оригиналах [2].
Изменение информации, относящейся к учредителям некоммерческой организации, категорически не допускается: указанные сведения подлежат представлению в регистрирующий государственный орган исключительно один раз — на этапе создания организации. Присвоение статуса участника, собственника или члена некоммерческого юридического лица осуществляется учредителям после официальной регистрации данной организации и внесения соответствующих сведений в государственный реестр. Ситуация, при которой определённое лицо инициирует вступление в состав участников, разрешается управляющими органами на основании нормативных актов и учредительных документов, которые регулируют функционирование организации как юридического лица.
Тем не менее, в отношении некоммерческих юридических лиц, основанных на принципе свободного имущественного участия с целью предоставления сервисов в областях образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, правовой поддержки, культурных инициатив, научных исследований, а также развития физической культуры и спорта, данное правило не применяется: в соответствии с положениями ГК РФ, существует возможность корректировки перечня основателей, если выполнены определённые требования [4].
К письменному заявлению, содержащему просьбу о внесении изменений в перечень лиц, создавших некоммерческое юридическое образование, требуется приложить:
– сведения, удостоверяющие идентичность лиц, являющихся инициаторами учреждения данного формирования;
– документальное свидетельство своевременного исполнения финансовых обязательств в виде государственной пошлины, взимаемой за осуществление юридически значимых процедур или предоставление правоустанавливающих бумаг компетентными представителями;
– информация о месте нахождения постоянно функционирующего органа самоуправления некоммерческой организации, посредством которого обеспечивается стабильный канал для официальной переписки и организационных связей;
– обоснование легитимного использования в наименовании некоммерческого образования личного имени, защищённой законом символики или полного фирменного наименования иного юридического лица с указанием соответствующих подтверждающих документов, регламентирующих правомерное включение подобных элементов на основании законодательства, регулирующего вопросы интеллектуальной собственности;
– заявление, содержащее сведения о доказательствах, подтверждающих статус учредителя, который одновременно обладает гражданством иностранного государства, — необходимо сопровождение данным пунктом выписки из Государственного реестра аккредитованных представительств или филиалов юридических лиц иностранного происхождения;
– письменное ходатайство о включении информации о некоммерческом юридическом лице в специализированный реестр структур, осуществляющих политическую активность при получении финансирования из зарубежных источников.
В соответствии с кодифицированным актом, регулирующим фискальную систему Российской Федерации, на некоммерческое юридическое лицо возлагается обязанность перечислять государству определённые суммы за отражение изменений сведений о своей регистрации или прекращении функционирования в Едином государственном реестре юридических лиц, а также за внесение изменений в учредительные документы, регламентирующие структуру и принципы деятельности субъекта [5].
В наименовании некоммерческой организации обязательно отражается организационно-правовая форма, определяющая регламент обращения с принадлежащим ей имуществом, предопределяющие задачи такого субъекта, его статус с юридической точки зрения, а также специфику осуществляемой им экономической деятельности. Вместе с тем, политическим объединениям, чья деятельность направлена на получение или реализацию политической власти, российским законодательством прямо предписано содержать в своём наименовании термин «политическая партия». При этом для общественных организаций, построенных на принципе членства и созданных с целью координации усилий и отстаивания коллективных интересов учредителей и участников, не требуется законодательного отображения организационно-правовой формы в названии. Однако, в наименовании таких объединений непременно указывается уровень или места нахождения их деятельности, например, указание на город, регион, либо на межрегиональный охват.
При наименовании объединений, формируемых с целью совместного вероисповедания и распространения религиозных взглядов, обязательным элементом является явное указание на их религиозную принадлежность. Согласно установленным нормативам, использование в наименовании некоммерческих организаций формулировок, таких как «Россия», «Российская Федерация», либо производных от этих выражений, допускается исключительно при наличии официального разрешения — будь то соответствующий федеральный закон, акт, регламентирующий указ Главы государства, распоряжение правительства или иной профильный нормативный документ.
Существуют специализированные регламенты и ограничения по осуществлению гарантий и обязанностей, образующих и поддерживающих стабильность правовых отношений по созданию и функционированию некоммерческих юридических лиц, включая вопросы об их наименовании — в особенности, юридических лиц отдельных категорий. Применение данных порядков направлено на предотвращение выхода за обусловленные законодательством границы, и их нарушение недопустимо.
При выборе наименования для структуры, не преследующей цели извлечения прибыли и не осуществляющей выплат своему составу, допускается присваивать ей имя публичной личности или обозначение иного юридического субъекта. Однако для официальной регистрации сведений о подобной некоммерческой организации в соответствующем государственном реестре требуется предварительно получить разрешение от компетентного государственного органа, которым подтверждается право применения выбранного имени или обозначения.
Литература:
- Алексий П. В. Некоммерческие организации как юридические лица: учеб. пособие. — М.: Статут, 2021. — 178 с.
- Вербицкая Ю. О. О делении организаций на коммерческие и некоммерческие // Корпорации и учреждения: сборник статей / отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2022. — С. 12.
- Гришин А. Ю. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве: учебное пособие. — М.: Москва, 2021. — 300 с.
- Дозорцев В. А. Состояние и проблемы совершенствования законодательства о НКО: Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. — 2020. — № 10–11. — С. 39–42.
- Комиссарова Е. Г. Право на предпринимательскую деятельность в составе правосубъектности некоммерческого юридического лица // Цивилист. — 2020. — № 2. — С. 34–40.

