Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Стоимость одного дня незаконного уголовного преследования

Уголовный процесс и криминалистика
3
Поделиться
Библиографическое описание
Хакимова, Н. О. Стоимость одного дня незаконного уголовного преследования / Н. О. Хакимова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/242/7647.


В силу ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда [1].

В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом [2].

Согласно абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Сумма компенсации должна соответствовать требованиям ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ о разумности и справедливости и тем нравственным и физическим страданиям истца, которые он вынужден был претерпевать в связи с незаконным уголовным преследованием [3, 2].

Кроме того, обязательному учету в силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм гл. 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» подлежат следующие обстоятельства (если таковые усматриваются):

– продолжительность судопроизводства;

– длительность и условия содержания под стражей;

– вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание;

– другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости [4].

Системное толкование положений ст. ст. 1070 и 1100 ГК РФ свидетельствует о том, что законодатель презюмирует причинение лицу морального вреда самим фактом незаконного уголовного преследования этого лица, в связи с чем сам по себе данный факт является установленным и доказыванию не подлежит.

Иски о компенсации морального вреда в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст. 136 УПК РФ; п. 20 Постановления ВС РФ от 29.11.2011 № 17) [1, 4].

Иск о компенсации морального вреда в денежном выражении также может быть предъявлен реабилитированным в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика либо в суд по месту жительства истца (абз. 3 п. 20 Постановления ВС РФ от 29.11.2011 № 17).

В п. 1 ст. 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Абзацем 2 ст. 151 ГК РФ установлено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Важные и интересные подсчеты сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда изучала требования гражданина о компенсации его моральных страданий за незаконное уголовное преследование [5].

Жителя Санкт-Петербурга обвинили в тяжком уголовном преступлении, в отношении него избрана мера пресечения — заключение под стражу.

В ходе предварительного следствия вина обвиняемого не подтвердилась. Спустя три года и два месяца с момента заключения под стражу и изоляции от общества суд признал за человеком право на реабилитацию. Бывший подозреваемый справедливо обратился в судза защитой своих нарушенных прав с иском о компенсации причиненного морального вреда. Районный суд вынес решение о наличии права на компенсацию, но в части требований истца о выплате двух миллионов трехсот тысяч рублей суд отказал. Вышестоящая инстанция с судом первой инстанции согласилась.

Истец обратился в Верховный суд, который посчитал его аргументы и обоснования запрошенной суммы заслуживающими внимания. Верховный суд сам пересчитал размер выплат за незаконное уголовное преследование и указал, что сумма размера выплат совпадает с расчетами заявителя и подлежит выплате в полном объеме.

В своих расчетах заявитель указывал, что каждый день, проведенный в камере следственного изолятора, стоил ему морального вреда, эквивалентного двум тысячам рублей.

В свою очередь районный суд, взяв во внимание факт, что заключенный «не мог навещать родных, которые нуждались в уходе», отмел выводы арестанта, что за годы заключения в камере следственного изолятора он утратил социальные связи, не мог создать семью.

Верховный же суд указал, что каждый имеет право на уважение к своей личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции. Кроме того, Конвенция разъясняет, что «семейная жизнь» — это не только отношения между супругами, но и отношения гражданина со своими детьми и с родителями.

Судебная коллегия узрела в материалах дела факты, подтверждающие, что заключенный до момента незаконного уголовного преследования поддерживал близкие семейные отношения со своими нетрудоспособными нуждающимися в помощи родителями. А находясь в изоляции от общества утратил полностью эту возможность.

Кроме того, до момента незаконного обвинения у гражданина на иждивении имелся сын-студент. Верховный суд подчеркнул, что заключенный не мог заботиться о сыне и общаться с ним.

Нижестоящие суды ограничились суждением, что нравственные страдания были у вчерашнего заключенного лишь от невозможности навещать родных, которым нужен был постоянный уход. Все остальные обстоятельства не учитывалось. Хотя пленум Пленум Верховного суда РФ перечислил, в чем заключаются нравственные переживания: это невозможность продолжать активную общественную жизнь, раскрытие семейной и врачебной тайны, страдания от распространения порочащих сведений. Сюда же добавлены ограничение или лишение каких-либо прав. Таким образом, список всего того, что точно приносит гражданину нравственные мучения и страдания является достаточно обширным.

Верховный суд подчеркнул — требования истца были абсолютно четко мотивированны. Но суды нижестоящих инстанций по каким-то причинам их не учли. Кроме того, не взяты во внимания те факты, что ранее истец никогда до этого не привлекался к ответственности, был добропорядочным членом общества, работал, занимал активную жизненную позицию. Для такого человека камера следственного изолятора и серьезные обвинения в преступлении были «существенным психотравмирующим фактором».

Истец в своем заявлении в суд как примеры выплат определенных сумм, привел дела россиян, рассмотренные Европейским судом по правам человека. Все дела, которые он перечислил — аналогичные его делу. В них речь шла о компенсациях незаконно обвиненных.

Верховный суд РФ подчеркнул, «именно с учетом сложившейся практики Европейского суда по правам человека истец просил взыскать компенсацию из расчета 2 тысячи рублей за сутки содержания под стражей». А вот местные суды посчитали, что вчерашнему заключенному вполне достаточно заплатить по 132 рубля за каждые сутки ареста.

По мнению Верховного суда, мизерная сумма за 38 месяцев под стражей является «явно несправедливой». Верховный суд РФ отменил все решения нижестоящих судов и удовлетворил требование истца в полном объеме.

В свою очередь в 2019 году фракция Государственной Думы РФ «Справедливая Россия» внесла в нижнюю палату Парламента РФ к рассмотрению законопроект, согласно которому предлагалось гражданам, подвергшимся незаконному уголовному преследованию, выплачивать не менее одной тысячи рублей за каждый день под следствием — в качестве компенсации морального вреда. Если же человека незаконно заключили под стражу, то компенсация по мнению инициаторов законопроекта должна быть минимум 15 тысяч рублей за каждый день. Размер компенсации за незаконный домашний арест должен составлять 5 тысяч рублей. Предлагаемый законопроект не прошел стадий обсуждений и не вступил в законную силу [6].

Таким образом, следует указать, что при определении размер компенсации морального вреда суд должен отвечать требованиям разумности и справедливости и тем нравственным и физическим страданиям истца, которые он вынужден был претерпевать в связи с незаконным уголовным преследованием. Кроме того, суд должен брать во внимание такие факты как продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда.

Вместе с тем, в настоящий момент законом не установлена минимальный размер компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование, однако сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что в настоящий момент такие выплаты не превышают суммы две тысячи рублей за один день незаконного уголовного преследования.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 24 сентября 2022 г.) // Российская газета от 22 декабря 2001 г. № 249
  2. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от от 14 июля 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301/
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» (в ред. от 28 июня 2022 г.) // «СПС — Консультант Плюс».
  5. Верховный суд РФ. Официальный сайт. Сколько стоит день в камере. Разъяснены правила компенсации за незаконное уголовное дело. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/27213/
  6. Законопроект № 729341–7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления минимального размера компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование». Система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/729341–7
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный