Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей

Предпринимательское право
12
Поделиться
Аннотация
Улучшение экономики Российской Федерации-необходимое условие успешного развития нашей страны, что возможно при наличии благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. В связи с этим, защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в настоящее время одна из важнейших задач нашего государства, решение которых возложено на прокуратуру. Отсутствие комплексного научного исследования проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав хозяйствующих субъектов на современном этапе указывает на необходимость продолжения научных исследований на данном направлении прокурорской деятельности в целях повышения эффективности прокурорского надзора в этой сфере.
Библиографическое описание
Ласьков, Н. А. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей / Н. А. Ласьков. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/242/7596.


Улучшение экономики Российской Федерации-необходимое условие успешного развития нашей страны, что возможно при наличии благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. В связи с этим, защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в настоящее время одна из важнейших задач нашего государства, решение которых возложено на прокуратуру. Отсутствие комплексного научного исследования проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав хозяйствующих субъектов на современном этапе указывает на необходимость продолжения научных исследований на данном направлении прокурорской деятельности в целях повышения эффективности прокурорского надзора в этой сфере .

Ключевые слова: прокурорский надзор, защита прав предпринимателей, проверки хозяйствующих субъектов.

Экономика играет важную роль в жизни любого государства, уровень ее развития зависит не только от национальной безопасности, но и от стабильности государства, надлежащего уровня жизни населения, состояния социальной сферы, образования, здравоохранения и др. Главным элементом рыночной системы является предпринимательство как форма экономической активности населения.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, единство экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов, а также устанавливает право граждан на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и любой другой экономической деятельности, незапрещенной законом [1].

В своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин высоко оценил результаты работы по улучшению бизнес-климата но в тоже время сформулировал новые задачи, а именно: «... создать нормативно — правовую базу для благоприятного ведения бизнеса, избавиться от всего того, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства» [2].

Комплексное решение данных задач возложено на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Прокуратуре Российской Федерации также отведена важная роль на данном направлении.

В условиях сложной международной политической ситуации и экономических санкций на прокуратуру в качестве важного компонента государственного механизма возлагается осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения законности в указанной сфере правоотношений.

Надзорная деятельность прокурора, по нашему мнению, будет способствовать реализации возможности свободной экономической деятельности, созданию благоприятного инвестиционного климата и снижению административного давления в сфере предпринимательства.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет широкий спектр мер по защите прав хозяйствующих субъектов — это регулярный надзор за исполнением законодательства, тесное сотрудничество с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации бюджетных долгов бизнеса и специальные механизмы адресной помощи хозяйствующим субъектам, в том числе посредством участия во Всероссийском дне приема предпринимателей и в организации прямого канала связи для предпринимателей.

В то же время, принятые государством меры по укреплению законности в этой области указывают на необходимость системного подхода к обеспечению повышения эффективности существующего механизма в области прав человека, а также деятельности прокуратуры по обеспечению законности в указанной сфере правоотношений.

В научных исследованиях отмечается, что в современных условиях своевременность обнаружения органами прокуратуры нарушений закона и немедленное реагирование на них с реальным восстановлением нарушенных прав имеет особое значение [3], что подтверждает приоритет надзорной деятельности прокуратуры. Выделяют следующие группы задач прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в области защиты прав хозяйствующих субъектов [5]:

1. Обеспечение законности правовых актов в области соблюдения прав и законных интересов предпринимателей.

Выполнение этой задачи возможна путем постоянного мониторинга нормативно правовых актов, а также их проектов в области предпринимательской деятельности на наличия в них норм, ущемляющих права предпринимателей, предусматривающих неоправданное вмешательство в их деятельность, а также устанавливающих административные барьеры, влекущие нарушение их прав и законных интересов.

Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации указывают на то, что в первой половине 2021 года прокуроры выявили более 135 тыс. нарушений закона в области защиты прав предпринимателей. Приоритетное внимание уделялось соответствию законам нормативных правовых актов, регулирующих отношения с хозяйствующими субъектами. По протестам прокуроров более 19 тыс. таких актов были изменены либо вовсе отменены. Например, в Кемеровской области по запросу прокуратуры была приведена в соответствие с законом норма о земельном налоге на территории города, что необоснованно сократило срок получения инвесторами налоговых льгот [4].

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и правотворческих органов на этапе разработки проектов нормативно — правовых актов позволило предотвратить принятие большинство противоправных правовых актов, нарушающих интересы предпринимателей.

2. Осуществление законности в деятельности контролирующих (надзорных) органов и других органов, уполномоченных осуществлять лицензирование, регистрацию и другие процедуры.

Новым для данной области прокурорского надзора стало предоставление прокурорам полномочий координировать внеплановые выездные проверки на местах, а также формировать сводный план проведения плановых проверок предпринимателей. Осуществление данной функции гарантирует защиту прав предпринимателей, расширяет возможности каждого хозяйствующего субъекта по свободному ведению бизнеса.

3. Обеспечение исполнения законодательства при оказании государственных и муниципальных услуг хозяйствующим субъектам.

Для того чтобы решить данную проблему, прокуратура контролирует своевременное принятие и надлежащее исполнение федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса, а также проверяет полноту исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Практика прокурорского надзора свидетельствует об активной работе прокуратуры в регионах по предупреждению фактов несвоевременной и неполной оплаты заказчикам обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

Обнаружено значительное количество нарушений в административных положениях для оказания государственных и муниципальных услуг, которые часто содержат незаконные требования излишних документов и согласований.

Так, на территории Алтайского края после вмешательства прокуратуры обременительные положения были исключены из более, чем 300 административных регламентов предоставления муниципальных услуг в градостроительной и земельной областях [4].

4. Противодействие осуществлению рейдерских захватов.

Рейдерство в настоящее время является серьёзной проблемой для российских предпринимателей и, зачастую, перераспределение собственности происходит с использованием административного ресурса. В связи с этим возрастает роль прокуратуры в защите интересов собственников бизнеса.

В ходе проверок прокуроры изучают объекты рейдерских захватов, методы их совершения, причины и условия, им способствующие. Особое внимание уделяется установлению случаев участия в рейдерских нападениях государственных чиновников. Прокурором проверяется исполнение законодательства о бухгалтерском учете, распоряжении государственным имуществом, государственном и муниципальном контроле, регистрации и реорганизации юридических лиц, праве на недвижимое имущество, обороте ценных бумаг и учете прав на них.

5. Рассмотрение заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.

По инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации был установлен всероссийский день приема предпринимателей, который проводится ежемесячно с целью оказания помощи субъектам предпринимательской деятельности по юридическим вопросам посредством реализации их права на личное обращение в прокуратуру. Прием предпринимателей в органах прокуратуры осуществляется в рабочее время в первый вторник каждого месяца сотрудниками всех структурных подразделений прокуратуры России — от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до прокуратур городского и районного уровня.

Прокурорами систематически выявляются факты нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса, создания административных барьеров предпринимательской деятельности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необоснованного отказа в предоставлении государственных услуг, нарушения требований федерального законодательства при проведении проверок, привлечения виновных к административной и уголовной ответственности с нарушением закона.

Прокурорское реагирование в истекшем году способствовало погашению долгов перед бизнесом на сумму более 42 млрд. рублей, а всего за 6,5 лет-свыше 225 млрд. рублей.

Прокуроры активно использовали административно -правовые методы воздействия на должностных лиц заказчиков в связи с нарушением ими порядка и сроков оплаты по государственным и муниципальным контрактам.

В частности, в Алтайском, Краснодарском краях, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Челябинской областях и других регионах выносились постановления о привлечении должностных лиц публичных заказчиков к ответственности в виде дисквалификации.

Восстановлены права предпринимателей на получение мер государственной поддержки в виде субсидий в республиках Башкортостан, Дагестан, Кировской, Нижегородской, Ульяновской областях и других субъектах Российской Федерации.

Повсеместно прокурорами выявляются нарушения закона о порядке проведения государственного и муниципального контроля. Так, прокуратурой Ростовской области по фактам нарушения закона при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий к административной и дисциплинарной ответственности было привлечено 148 должностных лиц Межрегионального управления Росприроднадзора, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Государственной жилищной инспекции, Государственной инспекции труда, Ростовоблгостехнадзора, департамента потребительского рынка области, регионального министерства природных ресурсов и экологии, органов муниципального контроля.

6. Информационное взаимодействие с государственными, правоохранительными и контролирующими органами.

В целях осуществления информационного взаимодействия с государственными, правоохранительными и контролирующими органами в Генеральной прокуратуре Российской Федерации был создан специализированный отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет постоянную межведомственную рабочую группу по вопросам защиты прав предпринимателей, в которой принимают участие: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, работники Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, представители Аппарата Уполномоченного по правам человека, Аппарата Правительства Российской Федерации, общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «ОПОРА РОССИИ», автономных некоммерческих организаций «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» и др.

Вышеизложенное подтверждает тот факт, что в Российской Федерации контроль за исполнением законов в сфере защиты прав предпринимателей является одним из приоритетных направлений надзора за исполнением законов в области экономики.

Также следует учитывать, что деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей направлена как на защиту частных интересов хозяйствующих субъектов, так и на защиту общественных интересов, поскольку прокуратура осуществляет надзор от имени Российской Федерации и в ее интересах, поэтому необходимо поддерживать баланс между частными и общественными интересами.

Эффективное осуществление прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей зависит от того, насколько грамотно и профессионально организована работа в органах прокуратуры.

Таким образом, полагаем, что в целях выявления нарушений закона в действиях органов, осуществляющих контрольные и надзорные полномочия, в отношении хозяйствующих субъектов, по крайней мере, два раза в год следует проводить сверки плановых и внеплановых мероприятий с выездом на место их нахождения. По нашему мнению, данная мера позволит своевременно обнаруживать и реагировать на нарушения прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418
  3. Багаутдинов Ф. Н. Эффективность прокурорского надзора в современных условиях // Законность. — 2018. — № 7. — С. 20–22.
  4. В первом полугодии 2021 года прокуроры выявили свыше 135 тысяч нарушений в сфере защиты прав предпринимателей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=64410567
  5. Паламарчук. А. В. О задачах прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей // Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: науч. — метод.пособие / под ред. А. В. Паламарчука — М., 2014. — С. 9–16.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный