Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере электрозаправочных станций | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (35) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Олимпиева, С. В. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере электрозаправочных станций / С. В. Олимпиева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 2 (35). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/218/7223/ (дата обращения: 16.04.2024).



Транспортный комплекс электромобилей в Российской Федерации с каждым годом развивается повышенными темпами, которые предполагают улучшение транспортной системы. В данный момент необходимо уделить внимание важному элементу для функционирования электромобилей — специализированным электрозаправочным станциям, а также совершенствованию транспортного законодательства с последующим изменением и корректировкой нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: государственный контроль, законодательство, зарядка электромобилей, транспорт, электрозаправочные станции, электротранспорт, электромобиль.

The transport complex of electric vehicles in the Russian Federation is developing at an increased pace every year, which implies the improvement of the transport system. At the moment, it is necessary to pay attention to an important element for the functioning of electric vehicles — specialized electric filling stations, as well as improving transport legislation with subsequent changes and adjustments to the regulatory framework.

Keywords: state control, legislation, charging of electric vehicles, transport, electric filling stations, electric transport, electric vehicle.

Государственный контроль должен охватывать все сферы деятельности автомобильного комплекса, особенно если это касается транспортной безопасности, а несоблюдение установленных требований может нанести вред обществу.

В Российской Федерации существует основополагающий нормативный документ в сфере автомобильного транспорта — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — ФЗ № 259).

Статья 3.2 ФЗ № 259 указывает на то, что предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение: обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов; обязательных требований к осуществлению движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля); лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами и др. [1]

Согласно данным Аналитического агентства «Автостат», в 2021 году жители России купили 2 254 новых электромобилей, что в 3,1 раза больше, чем в 2020 году. Эксперты агентства отмечают, что продажи электромобилей в Российской Федерации растут на протяжении 5 лет подряд (с 2017 года) и ранее никогда не достигали отметки в 1 000 единиц. Таким образом, результат 2021 года является рекордным [2].

При этом, для функционирования автомобильного электротранспорта необходимы станции зарядки.

Обычно для зарядки электроавтомобилей можно использовать следующие способы:

1) Бытовая розетка с напряжением 220 В, но данный способ не является безопасным и его использование может повлечь большую нагрузку на сеть. К тому же время зарядки на один автомобиль будет составлять примерно 6–8 часов;

2) Силовая трехфазная розетка на 380 В. Обычно данные розетки обладают следующими особенностями — огнестойкость и термоустойчивость, высокая стойкость на разрыв, хорошие изоляционные свойства, а также устойчивость к ударам. При этом, установка данного типа розеток подразумевает получение специального разрешения обслуживающей компании;

3) Специализированные электрозаправочные станции. Они представляют собой отдельностоящий комплекс для зарядки электромобиля с выделенным местом для стоянки. Время зарядки на данном комплексе составляет около одного часа.

Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время существуют всего два типа электрозаправочных станций:

1) Медленные станции. Исходя из названия можно предположить, что время зарядки электроавтомобиля не будет быстрым, поэтому станциями выгодно пользоваться, если они установлены на парковках около дома или деловых и развлекательных центров. Время зарядки на станциях будет составлять примерно 8 часов при мощности до 22 кВт;

2) Станции быстрой зарядки. Более современные и мощные (50 кВт) зарядные комплексы, которые предполагают полную зарядку электроавтомобиля в пределах одного часа.

Открытым остается вопрос о государственном регулировании электрозаправочных станций.

В ФЗ № 259 в предмет федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве не входит регулирование сферы в области электрозаправочных станций.

В Российской Федерации существует ГОСТ Р 58404–2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации», но его положения не охватывают электрозаправочные станции, а распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции (АЗС) и комплексы (АЗК) общего пользования, осуществляющие заправку транспортных средств, продажу нефтепродуктов, в т. ч. фасованных, реализацию продовольственных и промышленных товаров, оказание услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также на АЗС, эксплуатация которых допускается только для удовлетворения собственных нужд организаций или индивидуальных предпринимателей (топливозаправочные пункты) [3].

Следовательно, для более четкого формирования нормативно-правовой базы в сфере электрозаправочных станций, необходимо:

– внести изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и включить в предмет регулирования электрозаправочные станции;

– разработать специальный ГОСТ «Электрозаправочные станции и комплексы», который установит правила технической эксплуатации электрозаправочных станций и комплексов. Необходимо определить область применения и специальные термины, а также включить общие положения, отразить информационное обеспечение и специальную документацию. Отдельное внимание требует расшифровка требований и стандартов к эксплуатации электрооборудования, территории, сооружениям и оборудованию;

– отнести к полномочиям специальной государственной службы по контролю (надзору) в сфере автомобильного транспорта действий, которые непосредственно связаны с проверкой законности установки и функционирования электрозаправочных станций;

– внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях действий, которые могут повлечь наложение административной ответственности — несогласованная установка, неправильное обслуживание электрозаправочных станций и др.

Следовательно, нормативно-правовая база при введении в эксплуатацию электрозаправочных комплексов требует детальной проработки — от изменения федерального законодательства до разработки специальных нормативов и мер ответственности за нарушение норм права.

Литература:

  1. Интернет-издание: КонсультантПлюс, Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.03.2022);
  2. Интернет-издание: Аналитическое агентство «Автостат», https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 25.03.2022);
  3. Интернет-издание: ГОСТ Р 58404–2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации», http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.03.2022).

Ключевые слова

транспорт, законодательство, электромобиль, государственный контроль, электротранспорт, зарядка электромобилей, электрозаправочные станции
Задать вопрос