Эвтаназия в правовом поле Российской Федерации
Автор: Сидоренко Татьяна Ивановна
Рубрика: Уголовное право и криминология
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (35) апрель 2022 г.
Дата публикации: 11.03.2022
Статья просмотрена: 128 раз
Библиографическое описание:
Сидоренко, Т. И. Эвтаназия в правовом поле Российской Федерации / Т. И. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 2 (35). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/218/7151/ (дата обращения: 17.12.2024).
В российском обществе существует неоднозначное отношение к эвтаназии. Кто-то философски рассуждает о возможности решения человеческой судьбы высшими силами, а кто-то рационально высказывает мысли о прекращении страданий пациента и считает, что эвтаназия — это выход. Причем выход, как и из ситуации, с предполагаемым концом, так и в прямом смысле выход человека из жизни. Чье мнение гуманнее с нравственной точки зрения, и что гласит закон Российской Федерации на сей счет?
В происхождении слова «эвтаназия» уже заложен тот смысл, который буквально объясняет исход решающей манипуляции. В переводе с греческого eu — хорошо, thanatos — смерть, соответственно, «эвтаназию» можно объяснить «благой или хорошей смертью». Английский философ Френсис Бекон дал свое определение данному термину — «легкая, безболезненная смерть». Исходя из вышесказанного, можно сказать, что эвтаназия — это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания.
Человек, имеющий хроническое, неизлечимое, прогрессирующее заболевание испытывает сильнейший стресс, причем многие пациенты находятся в настоящей депрессии, от осознания безвыходного положения и неутешительного прогноза заболевания. Находясь в тяжелом психологическом статусе, пациенты проходят все пять стадий горя, морально прожив их, начиная от неприятия, заканчивая принятием. Но пока наступит стадия «принятия» — мысли у неизлечимо больных могут быть разными. Приходят мысли и о самоубийстве, ведь тяжело не только морально, но и физически — чаще всего пациентов мучают интенсивные боли, которые купировать возможно лишь наркотическими препаратами. Самоубийство — радикальная мера, решиться на нее невероятно сложно, а религиозным людям вдвойне, ведь по канонам любой религии — это тяжкий грех. Находясь на лечении в специальном учреждении, вряд ли будет возможность совершить задуманное. Впрочем, как и дома, находясь под наблюдением членов семьи. И многие задумываются о смертельной таблетке или инъекции, которая облегчит страдания в один миг. Быстро и безболезненно. Но кто же из медицинского персонала больницы мог бы совершить смертельную манипуляцию?
Статья 45 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ звучит так: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» [1]. То есть, запрещается не только «давать смертельную таблетку», но и, к примеру, преднамеренно отключать пациента от аппарата искусственной вентиляции легких. Российское законодательство определяет жизнь человека высшей социальной ценностью, охраняемой законом. Ни один медицинский работник, вне зависимости от статуса и должности, не имеет права производить эвтаназию — так гласит закон.
Обратившись к клятве российского врача, закрепленной в статье 71 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ мы увидим слова «..клянусь.. проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии» [1]. Более того, существует уголовная ответственность за халатность по отношению к пациенту (ст. 293 УК РФ) и за причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ). Несмотря на то, что «халатность» и «причинение смерти по неосторожности» отношения к эвтаназии не имеют, статьи уголовного кодекса Российской Федерации по вышесказанным деяниям существуют, что подтверждает один из главных постулатов законодательства о том, что жизнь человека — это высшая социальная ценность. И если учесть, что причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст.109 УК РФ) предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения права занимать определенные должности на тот же срок, то надо полагать, что эвтаназия, которая вполне может быть квалифицирована, как причинение смерти умышленно, будет предусматривать более суровое наказание. Но в уголовном кодексе нет специальной статьи «эвтаназия», соответственно, и квалифицировать данное деяние и определить наказание за него сложно.
Если взять во внимание тот факт, что эвтаназия — это причинение смерти не по неосторожности, а намеренно, то вполне допустимо применить к медицинскому работнику статью 105 УК РФ, где наказанием является лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Но можно ли квалифицировать эвтаназию, как намеренное убийство? Ведь эвтаназия совершается с благой целью, в отличие от убийства. В УК РФ существует статья 61, в которой перечислены обстоятельства, смягчающие наказание. Пункт «д» ч.1 ст.61 УК РФ относит к таким обстоятельствам следующее: «совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания» [2]. По мотиву сострадания — это об эвтаназии. Соответственно, за совершение эвтаназии наказанием послужит статья 105 УК РФ, с возможным применением п.«д» ч.1 ст.61 УК РФ, исходя из которой мотив сострадания может быть учтен.
Что же предлагает российское законодательство пациентам, с хроническим, неизлечимым, прогрессирующим заболеванием? Одним из видов медицинской помощи является паллиативная помощь. Паллиативная помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания [1]. Суть паллиативной помощи — облегчить страдания пациента, как физические, так и психологические. С физической болью паллиативная помощь справляется следующим образом: «..при оказании паллиативной медицинской помощи по медицинским показаниям назначение обезболивающих лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных лекарственных препаратов, включенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [3]. С моральными страданиями, в соответствии с тем же приказом МЗ РФ, призваны справляться мероприятия психологического характера — предполагаются консультации психологов, социальных работников, максимально аккуратное в психологическом плане взаимодействие медицинских работников с пациентом и его семьей.
Основным аргументом сторонников активной эвтаназии является право человека на самоопределение, вплоть до того, чтобы самому распорядиться собственной жизнью. Никто не вправе заставлять безнадежных больных испытывать жестокие мучения, о том, что растительное существование и боль лишают человека достоинства, о том, что сами больные, стремясь положить конец своим страданиям, зачастую прибегают к куда более ужасным способам самоубийства, чем безболезненная инъекция [4].
Утверждения-требования противников эвтаназии проблематизируют саму эвтаназию, отрицая возможность ее осуществления. Активным субъектом проблематизации эвтаназии выступает хосписное движение. При этом паллиативная помощь постулируется как ответ на эвтаназию, альтернативный и единственно возможный выход в ситуации терминального заболевания. Сторонниками же эвтаназия скорее депроблематизируется, то есть подчеркивается ее «нормальность» и приемлемость как для человека, так и для общества. Проблематичным здесь является непринятие эвтаназии со стороны общества, отказ от ее законодательного регулирования [5].
Мнения об эвтаназии различны, и, как мне кажется, общее мнение вряд ли будет сформировано. Возможно, законодательство несовершенно, ведь, как говорилось выше, в уголовном кодексе нет отдельной статьи про эвтаназию. Статья 7 Конституции РФ гласит о политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Но нет закрепленного права человека на достойный уход. Может ли эвтаназия его обеспечить? Вопрос, скорее, философский.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022)
- Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2019 г. № 345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья»
- Андреева, А. А. Проблема эвтаназии в современном обществе / А. А. Андреева, В. В. Приходько. — Текст: непосредственный // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2012. — № 11. — С. 861–863.
- Богомягкова, Е. С. Эвтаназия как социальная проблема: стратегии проблематизации и депроблематизации / Е. С. Богомягкова. — Текст: непосредственный // Журнал исследований социальной политики. — 2010. — № 1. — С. 33–52.