Социальная адаптация лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Уголовное право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (33) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Пестерева, Ю. С. Социальная адаптация лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии / Ю. С. Пестерева, Д. П. Носкова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6882/ (дата обращения: 23.12.2024).



Авторы рассматривают проблемные вопросы социализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии.

Ключевые слова: место лишения свободы, амнистия, освобождение, социальная адаптация.

Одним из факторов криминализации общества является освобождение из мест лишения свободы лиц, преступивших черту закона, в особенности, амнистированных. Данный процесс обуславливается некоторой «спонтанностью» применения амнистии, в отношении которой закон не устанавливает четких ограничений, поскольку каждый акт об амнистии предусматривает отдельные критерии отбора лиц, освобождаемых от наказания [7, с. 21]. По-иному дела обстоят с институтом помилования, применение которого включает в себя полное и точное исследование и оценку совокупности обстоятельств, существенных для рассмотрения дела, таких как степень общественной опасности и характер деяния, поведение осужденного во время отбывания наказания, срок отбытого наказания и многие другие. Наличие обширного перечня обязательных требований к лицу, подающему ходатайство о помиловании, позволяет принять в его отношении законное и обоснованное решение.

Амнистия же, напротив, преподносится как нежелательный процесс, поскольку лицо, совершившее общественно опасное деяние, посредством вынесения соответствующего акта избегает заслуженного наказания [4, с. 41]. Мнение учёных на этот счёт однозначное: наказание утрачивает свои качества как мера исправления осужденного и как мера предупреждения совершения новых преступлений [1]. Иными словами, зачастую осужденный воспринимает амнистию как гарантию «прощения» совершенного им преступления.

Развивая данную проблему, приходим к выводу о том, что стоящий во главе применения института амнистии принцип гуманизма зачастую распространяется лишь на осужденных [6, с. 1]. При этом так же важно учитывать состояние населения и уровень преступности, который может подняться в связи с применением акта об амнистии. Для предупреждения подобных ситуаций при принятии решения о вынесении соответствующего акта, необходимо проведение анализа состояния общества, а также анализа уровня исправления осужденного, его адаптации в социуме и выполнения требований относительно соблюдения правопорядка. Без проведения подобных процедур применение амнистии невозможно считать эффективным, поскольку фактическое освобождение осужденного не отражает результатов исправления и готовности или неготовности к полноценной жизни в социуме.

Постепенно опыт применения институтов освобождения от наказания преобразовался в систему социальной адаптации, позволяющую лицам, вновь вступающим в жизнь общества, восстановить утраченные социальные связи, необходимые для нормальной жизни любого человека.

На адаптацию такого лица в социуме влияют, как правило, утрата связи с обществом, а именно длительное отсутствие контакта с родными и близкими. Кроме того, возникают проблемы в сфере трудоустройства, быта, жилищного устройства, освоения новых профессий, осуществления своих законных прав и интересов. Длительное отсутствие возможности трудоустройства означает отсутствие финансовой подушки на период, необходимый для адаптации. Кроме того, лицо нуждается не только в финансовой, но и психологической помощи. Следовательно, падает социальная активность лица, что зачастую приводит к рецидиву преступлений [8].

Для предупреждения подобных последствий, с начала заключения лица, необходимо предпринять меры к его исправлению, а также поддержанию связей с учреждениями, содействующими осуществлению комфортной адаптации в обществе после освобождения. Уголовно-исполнительное законодательство РФ возлагает обязательства по трудовому и бытовому устройству лиц, освобождаемых от отбывания наказания, работу с психологами, а также проведению консультаций для решения вопросов, относящихся к компетенции социальных служб, на администрацию исправительного учреждения [2].

Законодательство определяет срок начала подготовки осуждённого к освобождению — 6 месяцев (для осуждённых на срок более 6 месяцев) [3]. Однако для того, чтобы осуждённый вошёл в стадию исправления, являющуюся целью отбывания наказания, воспитательные работы необходимо проводить незамедлительно. Причина необходимости введения данного правила — принятие лицом пассивной позиции вследствие длительной изоляции в местах лишения свободы. Такое нововведение минимизирует возможные негативные последствия и обеспечит положительное влияние на осужденных.

Применение указанной нормы может регулировать случаи, когда осуждённые, не имевшие постоянного места жительства или работы, отказываются от трудового и бытового устройства после освобождения из мест лишения свободы. Предполагается, что срок начала подготовки заключённого к освобождению должен превышать срок, установленный законом. Такая мера необходима для принятия мер к наиболее положительному решению вопросов относительно социализации осуждённого.

Вопрос трудоустройства особенно важен. Лицу необходимо заранее определиться с возможной областью трудоустройства. Большая часть вышедших на свободу лиц — это трудоспособные граждане, однако приём на работу таких лиц весьма затруднителен ввиду политики компаний. Это является ещё одной причиной повышения срока подготовки к освобождению.

Аналогичную поправку необходимо внести в нормы, касающиеся лиц с расстройством здоровья, и людей, достигших пенсионного возраста. В этом случае срок предоставления документов уменьшается в 3 раза, что является недостаточным для решения необходимых вопросов относительно благоустройства таких лиц. Зачастую люди в таком возрасте лишаются поддержки со стороны родственников, что приводит к необходимости поиска места жительства. Как правило, с помощью социальных служб, освободившиеся лица отправляются в дома престарелых.

Среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане. По общему правилу несовершеннолетние осуждённые направляются по месту жительства родственников либо иных лиц. Однако, в случае неблагоприятной обстановки в семье амнистируемого, которая может вызвать повторное совершение преступления, он направляется в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства [5].

Отсутствие опеки взрослых и отсутствие жилья усугубляется отсутствием возможности устроиться на работу без помощи органов социальной защиты. Следовательно, к социализации несовершеннолетнего необходимо подходить наиболее ответственно, задействовав при этом все имеющиеся возможности. Необходимо обязательное проведение бесед с психологами, педагогами, социальными работниками. Также в подобных ситуациях следует быть юридически подкованными в вопросах получения работы, жилья и других благ по достижению восемнадцатилетнего возраста. Если несовершеннолетний попадает в школу-интернат либо другое заведение, необходимо озаботиться и его бытовой грамотностью.

Рассмотрев проблемы социализации различных групп лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, автор приходит к выводу о необходимости пересмотра актов законодательства относительно сроков подготовки к освобождению. Считает, что с точки зрения исполнения наказания и достижения его цели, а именно, исправления осуждённого и предотвращения рецидива преступлений, необходимо увеличение сроков работы с такими лицами и усовершенствование программ социальной адаптации. В первую очередь законодателю следует обратить внимание на проблему несовершеннолетних, которые не могут позаботиться о себе в полной мере.

Увеличение сроков необходимо также для приобретения и восстановления бытовых, социальных, трудовых навыков для успешной адаптации и возвращения в общество.

Литература:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 29.11.2021).
  2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/7d4b23ec2ffc620d3f6ae6099e88ff4f2d042184/ (дата обращения: 29.11.2021).
  3. Приказ Минюста России от 13.01.2006 N 2 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 N 7426). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58112/ (дата обращения: 29.11.2021).
  4. Бочарникова, Л. Н. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве / Л. Н. Бочарникова, А. И. Бельский. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2012. — № 1. — С. 40–43.
  5. Марков, В. П. О принципах ресоциализации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы / В. П. Марков. — Текст: непосредственный // Вестник Самарского государственного университета. — 2013. — № 8/1. — С. 19–26.
  6. Клочков, А. Е. Институт амнистии как воплощение принципа гуманизма в рамках правого государства / А. Е. Клочков, С. В. Стрыгина. — Текст: непосредственный // Новый университет. Серия «Экономика и право. — 2015. — № 5. — С. 1–3.
  7. Скуратов, Ю. И. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия / Ю. И. Скуратов, С. Н. Чурилов, Н. С. Грудинин. — Текст: непосредственный // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — № 1. — С. 20–27.
  8. Выжутович, В. Жизнь после тюрьмы / В. Выжутович. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (дата обращения: 29.11.2021).

Похожие статьи

Проблемы социальной адаптации лиц, раннее отбывших уголовное наказание, и способы их решения

В статье подробно рассматриваются некоторые проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и способы их устранения.

Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе

В статье рассматриваются процессы адаптации бывших заключенных к пребываниям на свободе, причины вхождения индивида в криминальное общество, представлены результаты опроса бывших заключенных, анализируется работа пенитенциарной системы РФ.

Трудоустройство осуждённых после отбывания наказания

В статье рассматриваются актуальные вопросы трудоустройства осужденных после отбывания наказания в Российской Федерации. Автор работы рассматривает различные источники по данной тематике: как международные, так и национальные. В конце работы дается о...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

К вопросу о совершенствовании исполнения лишения свободы в России

В уголовном законодательстве обозначены цели наказания: «восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений». В статье проводится последовательный анализ специфики применения наказания в ви...

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Совершенствование социальной защиты малоимущего населения

В статье проанализированы проблемы развития социальной защиты малоимущего населения. Рассматриваются трудности бывших осужденных в поиске работы. Затрагивается помощь государства для оказания социальной реабилитации бывших осужденных.

Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования запрещения принудительного труда, который рассматривается как принцип трудового права. Автор предлагает ввести в действующее трудовое законодательство изменений, которые позволят сохранить мест...

Похожие статьи

Проблемы социальной адаптации лиц, раннее отбывших уголовное наказание, и способы их решения

В статье подробно рассматриваются некоторые проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и способы их устранения.

Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе

В статье рассматриваются процессы адаптации бывших заключенных к пребываниям на свободе, причины вхождения индивида в криминальное общество, представлены результаты опроса бывших заключенных, анализируется работа пенитенциарной системы РФ.

Трудоустройство осуждённых после отбывания наказания

В статье рассматриваются актуальные вопросы трудоустройства осужденных после отбывания наказания в Российской Федерации. Автор работы рассматривает различные источники по данной тематике: как международные, так и национальные. В конце работы дается о...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

К вопросу о совершенствовании исполнения лишения свободы в России

В уголовном законодательстве обозначены цели наказания: «восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений». В статье проводится последовательный анализ специфики применения наказания в ви...

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Совершенствование социальной защиты малоимущего населения

В статье проанализированы проблемы развития социальной защиты малоимущего населения. Рассматриваются трудности бывших осужденных в поиске работы. Затрагивается помощь государства для оказания социальной реабилитации бывших осужденных.

Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования запрещения принудительного труда, который рассматривается как принцип трудового права. Автор предлагает ввести в действующее трудовое законодательство изменений, которые позволят сохранить мест...

Задать вопрос