Понятие и значение антимонопольного комплаенса | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (31) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Кудряшова, Н. С. Понятие и значение антимонопольного комплаенса / Н. С. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 7 (31). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/202/6513/ (дата обращения: 28.03.2024).



Комплаенс является частью нынешних реалий в управлении компанией или учреждением. Комплаенс-контроль, в применимости к сфере антимонопольного регулирования видится важным и необходимым для отдельных участников гражданского оборота внутри государства. Однако Российская Федерация обладает определенными особенностями внедрения системы комплаенс-контроля в сферы функционирования хозяйствующих субъектов. Значение антимонопольного комплаенс-контроля значимо для поддержания позитивного правового поля внутри государства и для снижения административных и уголовных дел, связанных с антимонопольным законодательством.

Ключевые слова: комплаенс, комплаенс-контроль, антимонопольный комплаенс, антимонопольное законодательство, государственное регулирование, Федеральная антимонопольная служба, ФАС России.

Compliance is part of the current realities of running a company or institution. Compliance control, in its applicability to the field of antimonopoly regulation, is seen as important and necessary for individual participants in civil turnover within the state. However, the Russian Federation has certain features of the implementation of the compliance control system in the areas of functioning of economic entities. The importance of antimonopoly compliance control is significant for maintaining a positive legal framework within the state and for reducing administrative and criminal cases related to antimonopoly legislation.

Keywords: compliance, compliance control, antimonopoly compliance, antimonopoly legislation, government regulation, Federal Antimonopoly Service.

С начала XXI века во многих отраслях бизнеса стал широко применяться на практике так называемый «комплаенс» (от англ. сompliance — соблюдение). Термин «комплаенс» определяется как следование каким-либо правилам, требованиям и/или нормам. Таким образом, комплаенс — это комплекс мер по соблюдению внутренних и внешних правил.

С исторической точки зрения комплаенс возник в XX веке в США с момента создания Агентства Министерства здравоохранения и социальных служб США [2], в рамках своей работы оно создало ряд правил в сфере пищевой и фармацевтической промышленности. Впоследствии Агентство стало регулятором на рынке Соединенных Штатов Америки [6].

Со временем комплаенс распространился на более широкие сферы деятельности человека, и к настоящему моменту представляет собой не просто узконаправленную деятельность, а целую отрасль, которую необходимо разрабатывать как в частном, так и государственном секторе.

С теоретической точки зрения, как «комплаенс», так и «комплаенс--контроль», даже с учетом перевода на русский язык не раскрывают заложенного в них значения. Одними авторами дается следующее определение комплаенса: «комплаенс представляет собой определенную систему мер, направленную на борьбу с нарушениями законодательства, а также на борьбу с игнорированием регламентов и этических норм, в том числе кодексов и прочих единиц» [4]. Иными теоретиками комплаенс рассматривается как процесс, в который входят такие последовательные действия, как определение компании применимости правовых норм, дальнейшую оценку антимонопольных рисков, а также последующее формирование локальных норм этикета и прочих регламентов.

Рассматривая комплаенс и комплаенс-контроль в применимости к Российской Федерации, стоит отметить следующее. Разумеется, комплаенс как направление деятельности в Российской Федерации к настоящему моменту развито достаточно слабо, по той причине, что Российская Федерация не достигла того уровня развития экономических, финансовых и иных отношений, в отличие от США, Европы и других участников международных отношений. Именно по данной причине в регулировании данного процесса необходимо ориентироваться на практику таких государств, как Великобритания, США и иных ведущих стран.

Важно отметить качественное различие понимания и трактовки комплаенса в российских и зарубежных реалиях. Данный аспект не дает возможность сплошной имплементации норм по урегулированию комплаенс-контроля в России.

В целом комплаенс используется как совокупность финансово-правовых методов в оценке эффективности функционирования компании, в частности, для определения потенциальной стоимости компании, и пригодности её для вложения инвесторами своих средств, а также рисков контрольной деятельности [3].

Антимонопольный комплаенс представляет собой подвид комплаенса, ровным счетом, как и антикоррупционный, экологический, налоговый и иной комплаенс.

Среди наиболее применимых к данному исследовательскому вопросу законов, можно отметить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1], согласно которому предупреждение антимонопольных нарушений входит в компетенцию антимонопольной службы [1, ст. 23]. Таким образом, ФАС России представляет собой основной регулятор, осуществляющий функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. В прямую обязанность ФАС России включено внедрение мер по предупреждению антимонопольных правонарушений, что подразумевает и разработку разъяснений по внедрению антимонопольного комплаенса, в том числе в рамках адвокатирования конкуренции.

В настоящее время законодатель постепенно начал вводить положения, регулирующие правоотношения в сфере комплаенса. Так Федеральным законом от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» статья 4 указанного закона была дополнена следующим понятием «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения» [1, Пункт 24 статьи 4]. Также Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнился статьей 9.1, которая содержит положения о праве хозяйствующих субъектов вводить собственную систему антимонопольного комплаенса в виде внутренних актов.

Так данные акты должны содержать следующее:

– порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

– меры, направленные на снижение коррупционных и монопольных рисков;

– меры, которые послужат основой к регулированию внутреннего антимонопольного комплаенс-контроля

– сведения об информировании работников хозяйствующего субъекта и об определении ответственного лица, в полномочия которого будет входить сфера контроля функционирования комплаенса требованиям антимонопольного законодательства.

Стоит отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 9.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующие субъекты вправе направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или его проект (внутренние акты), разработанные в рамках введения системы антимонопольного комплаенса, для установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. В течение 30 дней ФАС России дает свое заключение о соответствии или не соответствии данного акта (актов) антимонопольному законодательству (часть 6 статьи 9.1 указанного закона).

Под антимонопольным комплаенсом, согласно позиции Федеральной антимонопольной службы [7], понимается совокупность правовых, а также организационных и управленческих мер, с учетом внутренних (локальных) актов хозяйствующих субъектов (компаний и учреждений), направленных на соблюдение требования антимонопольного законодательства государства (Российской Федерации). Таким образом целью антимонопольного комплаенса становится обеспечение соответствия деятельности хозяйствующего субъекта нормам антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Важно отметить, что в российской практике применение антимонопольного комплаенса не распространено, однако разработка и внедрение отдельных частях комплаенс-контроля имеет место быть в таких компаниях- как, Роснефть, МТС, РУСАЛ и прочих [5].

Предпосылками внедрения антимонопольного комплаенса стали предписания ФАС России, которые были выданы в ходе отдельных антимонопольных разбирательств, либо при согласовании сделок экономической концентрации (согласно п. 21, ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции). Отдельными компаниями, такими как МТС, элементы антимонопольного комплаенс-контроля были введены в 2015 году на добровольной основе.

Согласно нынешнему положению, антимонопольный комплаенс-контроль видится инструментом минимизации антимонопольных правонарушений, который способствует снижению негативных последствий нарушения антимонопольного законодательства. В более узконаправленном смысле антимонопольный комплаенс призван снижать вероятность нарушения антимонопольного законодательства отдельными исполнителями, за действия которых организация либо отдельные лица будут нести ответственность, в том числе и уголовную [8, c, 357]. Что касается государственных компаний и учреждений, то автор склонен поддержать позицию необходимости внедрения антимонопольного комплаенса в органах государственной власти. Важно отметить обязательность внедрения данной системы мер в государственных органах, учреждениях и предприятиях, и добровольный характер внедрения для иных хозяйствующих субъектов.

В целом, автор исследования убежден в том, что система комплаенс-контроля, вне зависимости от того, в какой сфере она применяется является однозначно позитивным инструментом, позволяющим предупреждать правонарушения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции».
  2. United States Department of Health and Human Services, HHS [Электронный источник: https://www.hhs.gov/] Дата обращения: 15.06.2021
  3. Абрамов В. Ю. Руководство по применению комплаенс-контроля в различных сферах хозяйственной деятельности: практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2020. 172 с.
  4. Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке [Электронный источник: http://www.garant.ru/article/606329/] Дата обращения: 15.06.2021
  5. Бухтоярова С. В. Антимонопольный комплаенс: вопросы правового регулирования// Право и современная экономика, 2018. С. 142–147
  6. Гармаев Ю. П., Иванов Э. А., Маркунцов С. А. О формировании антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 106–128.
  7. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный источник: https://fas.gov.ru/] Дата обращения: 16.06.2021
  8. Доля И. А. Государственная политика ответственности в сфере антимонопольного законодательства: антимонопольный комплаенс и его внедрение в частный сектор// Инновационные подходы в современной науке, 2017. С. 355 -365.
Задать вопрос