К вопросу о правовом статусе Центрального Банка | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (31) июль 2021 г.

Дата публикации: 03.07.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, М. А. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка / М. А. Матвеева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 7 (31). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/202/6500/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается спорное правовое положение Центрального Банка в системе органов власти Российской Федерации и различные подходы к его определению.

Ключевые слова: право, Центральный Банк, государственная власть.

Рассматриваемая в данной научной статье тема является актуальной, поскольку в нашей стране законодательство о Центральном Банке в сфере как финансовых, так и иных правоотношений является противоречивым и имеется ряд норм права, которые, по нашему мнению, требуют корректировки. И в связи с этим цель данной работы это выявление этих аспектов и предложения по их возможному решению.

Центральный банк — орган Российской Федерации, который отвечает за денежно — кредитную политику и обеспечение работы платежной системы, а также проводит контрольные и надзорные функции в финансовом секторе страны.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ»идругими федеральными законами. Миссия Банка России — обеспечение финансовой и ценовой стабильности, содействие развитию конкурентоспособного рынка [4].

В настоящее время в юридической литературе идет оживленная дискуссия о правовой природе Центрального Банка, при этом высказываются самые различные точки зрения. Особо активно дискутируют представители конституционного, административого и гражданского права [8].

В частности, потому что Центральный Банк в процессе своего правового регулирования применяет как экономические (рыночные), так и административные методы. Дискуссии на эту тему вызваны особенностями правового положения Центрального Банка Российской Федерации и тем, что Банк России имеет важное практическое значение в нашей стране.

По мнению М. И. Байтина правовой статус Центрального банка представляет собой сложный правовой институт, поскольку «объединяет множество входящих в него простых институтов, имеющих самостоятельное значение [5]. Существует несколько мнений в юридической науке о правовом статусе Центрального Банка Российской Федерации:

  1. Орган Государственной власти
  2. Орган государственного управления специальной компетенции
  3. Федеральный Банк
  4. Юридическое лицо.

Данные точки зрения высказываются на основе анализа судебной практики, научных и учебных источников, а также действующего законодательства.

Центральный Банк по факту не является государственным органом, однако точка зрения, по которой его относят к данному статусу, имеет вполне обоснованные доказательства. Так, сторонники этой точки зрения в первую очередь ориентируются на то, что он имеет компетенции, как у органов государственной власти, например: право на нормотворчество, определенная независимость, его государственно — властные полномочия.

Тем не менее, Банк России по характеру своей деятельности, прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти [7].

Так, например, в науке финансового права ЦБ РФ, не являясь по закону органом государственной власти, однако в силу наделенных ему властных государственных полномочий по регулированию и надзору за кредитными и некредитными финансовыми организациями, относится учеными к группе органов специальной компетенции (таких как Минфин, ФНС, Казначейство).

Более того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ» Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов финансовой, а также экономической, кредитной и денежной политики. Согласно этой статьи Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Так же в статье 4 того же Федерального закона, указывается, что Банк России во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую денежную политику.

Однако согласно ст.2 Федерального закона № 86 Центральный Банк РФ — это юридическое лицо. В связи с этим возникает логический вопрос: каким образом у юридического лица столько полномочий в процессе нормотворчества, когда его акты распространяются даже на органы государственной и муниципальной власти? А также напрашивается предложение об уточнении правового статуса Центрального Банка, т. к. часто в СМИ можно увидеть или услышать, что Центральный Банк есть орган государственной власти Российской Федерации, что является неверным суждением. Данное утверждение противоречит федеральному законодательству и вводит в заблуждение население России, которое и так, к сожалению, не обладает большим уровнем правовой осведомленности, что показывают исследования [10]. Но на данный вопрос не получается дать четкий ответ, поскольку нельзя с полной точностью назвать роль и место Центрального Банка в системе государственного регулирования.

Если обратится к зарубежному опыту, то во многих современных государствах для центральных национальных банков выделяется специальный правовой статус — банки публичного права [9]. Так, в некоторых европейских странах банки делятся на коммерческие и публичные. Юридические лица, которые законом отнесены к категории публичного права имеют отличия от обычных юридических лиц частного права. Оно выражается в том, что они создаются на основе публичного акта и их деятельность направлена на достижение общественных целей. Особенность данного вида банков также заключается в том, что они всегда наделены властными полномочиями. Их правовой статус определен нормами публичного права, но как субъекты имущественного оборота они приравниваются к юридическим лицам частного права.

В России нет такого понятия, как статус юридического лица публичного права, и, следовательно, из этого наблюдается существенный пробел в российском законодательстве и правовом положении Центрального Банка, который попадает под признаки данного вида. Таким образом, действующая система юридических лиц не позволяет отнести его к одной из существующих форм без каких-либо оговорок [6].

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существующий правовой статус Банка России существенно затрудняет регулирование данного института, т. к. он имеет многие признаки органа государственной власти. По своим задачам он обладает основными функциями, которые можно отнести к органу государственной власти, однако по — своему особому правовому статусу его нельзя конкретно отнести ни к какой ветви власти. Данный вопрос является часто обсуждаемым среди научных деятелей, правоведов, юристов, потому что правовой статус такого органа как Центральный Банк имеет большое значение для всей системы органов власти, на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном. Если не усовершенствовать положения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» и иного законодательства, затрагивающего данные правоотношения, то пробелы в них будут только увеличиваться и рано или поздно смогут привести к различным серьезным коллизиям в законодательстве.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2021).
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1 (последняя редакция) // СПС «КонсульантПлюс» (дата обращения 22.04.2021г.)
  3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращении 30.03.2021г.)
  4. Сайт Центрального Банка РФ // [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/about_br/ (дата обращения 30.03.2021г.)
  5. Байтин М. И. Система права: к продолжению дискуссии / М. И. Байтин, Д. Е. Петров // Государство и право. — 2003. — № 1.
  6. Булаков О. Н. Проблемы права: статус Центрального Банка РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prava-status-tsentralnogo-banka-rf (дата обращения: 22.04.2021).
  7. Замотаева Т. Б. Правовой статус Центрального Банка России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2. С. 40–45.
  8. Неверова Н. В. К вопросу о правосубъектности Банка России как государственного органа // Ученый, Наставник, Личность... / под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. С. 188–198;
  9. Штанько А. А. Проблема определения правового статуса Центрального банка Российской Федерации // ИСОМ. 2016. № 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-pravovogo-statusa-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.04.2021).
  10. Исследование НАФИ Правовая грамотность россиян. На пути к гражданскому обществу 2020 // [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/en/projects/sotsialnoe-razvitie/pravovaya-gramotnost-rossiyan-na-puti-k-grazhdanskomu-obshchestvu-2020/ (дата обращения 07.04.2021г.)
Задать вопрос