Проблема терминологического аппарата в области торговой деятельности с использованием передвижных средств торговли | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (31) июль 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Бринзей, Н. А. Проблема терминологического аппарата в области торговой деятельности с использованием передвижных средств торговли / Н. А. Бринзей. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 7 (31). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/202/6476/ (дата обращения: 20.04.2024).



Правовой статус передвижной (мобильной, развозной) торговли в сфере розничной торговли и общественного питания неоднозначен. В соответствии с действующим законодательством о торговой деятельности передвижные средства торговли, в том числе автомобили и другой транспорт, приравнены по своему статусу к нестационарным торговым объектам. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации и законодательстве субъектов Российской Федерации отсутствует единый и общепринятый термин, который бы применялся к указанным правоотношениям.

Отсутствие единой терминологии приводит к тому, что регулирование данной формы торговли осуществляется не комплексно, а однобоко, случается, что нормативные правовые акты, принимаемые для регулирования торговли с использованием транспортных средств, закрепляют различные нормы или противоречат друг другу. Такое положение вещей в российском правовом поле может повлечь за собой нарушение законных прав и свобод граждан, связанных с данной формой торговли.

Анализ тематической литературы, нормативных правовых актов и судебной практики дает основания полагать, что для обозначения данного феномена чаще всего используется слово «торговля» в сочетании с тем или иным прилагательным, отражающим отличительное свойство данного вида торговой деятельности — ее подвижность, мобильность.

Исходя из того, что терминологический аппарат является важной частью любых правоотношений, в том числе и общественных отношений, входящих в предмет исследования, полагаю необходимым рассмотреть некоторые термины, используемые в нормативных актах и научной доктрине, провести их сравнение и определить наиболее подходящий к исследуемым правоотношениям.

Термин «развозная торговля» используется в качестве обозначения торговли с использованием транспортного средства чаще всего. Данный термин употребляется в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1] в пп.2 п.2 ст.8 для обозначения развозной торговли как разновидности торговли вне стационарных объектов: «Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли)».

В «Налоговом кодексе Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ [2] в ст. 346.27 также используется термин развозная торговля и дается ему определение: «развозная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата». В кодексе отдельно указывается, что развозная торговля является разновидностью торговли с использованием нестационарной торговой сети.

Тот же термин используется по отношению к развозной торговле и в п.73 ГОСТ Р 51303–2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 29.03.2016) [3], с той лишь разницей, что в данном нормативном правовом акте развозная торговля называется формой мелкорозничной торговли.

Термин «развозная торговля» используется и в других нормативных правовых актах, в том числе актах органов исполнительной власти, применяющих законодательство об объектах нестационарной торговли.

Другим распространенным термином является термин «мобильная торговля» или его вариация «мобильный торговый объект».

Данное определение используется в Приказе Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года» [4], а также дается определение мобильной торговле как торговле с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств.

В Распоряжении Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [5] данный термин используется в контексте необходимых мер для развития торгово-бытовых услуг, оказываемых населению: «В целях расширения торгового и бытового обслуживания населения необходимо ввести упрощенный, прозрачный порядок организации ярмарочной и нестационарной торговли, создавать районные центры ремесел и торговли и развивать мобильную торговлю (через специализированные автомагазины)».

Кроме того, термин «мобильный торговый объект» неоднократно использовался в законопроектах, вносимых в Государственную Думу в целях усовершенствования регулирования торговли с использованием транспортных средств. Так, например, Проект Федерального закона N 601732–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.12.2018) [6], дает следующее определение мобильному торговому объекту: «мобильный торговый объект — торговый объект, представляющий собой транспортное средство, включая механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), а также велосипеды, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, используемое для осуществления развозной торговли».

Еще одним термином, используемым в ряде нормативных правовых актах, является «передвижная торговля».

К примеру, Приказ Росстата от 08.08.2012 N 440 «Об утверждении Методологических рекомендаций по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации» [7] содержит в себе положения, касающиеся формирования средних потребительских цен для расчета индекса стоимости жизни: «Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле».

Еще более необычный пример — Приказ Минкультуры России от 28.06.2017 N 1092 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс церквей Бориса и Глеба в Кидекше», 1152 г. — XVII в («Церковь Бориса и Глеба», 1152 г.), включенного в Список всемирного наследия, а также особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» [8]. В данном нормативном правовом акте в п.13.10 приложения № 2 устанавливается, что в Зоне охраняемого природного ландшафта — ЗОЛ-1 запрещается передвижная и стационарная торговля.

Исходя из контекста, предполагается, что под «передвижной торговлей» в данных случаях подразумевается любая торговля с использованием нестационарных торговых объектов (в том числе с использованием палаток, киосков, вендинговых аппаратов и прочее), что еще больше вносит неясности в определение.

Из исследованных нормативных актов выходит, что различные органы и государственные структуры, которые в соответствии со своими служебными полномочиями обязаны в той или иной степени регулировать деятельность предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность с использованием транспортных средств, выработали свои термины, описывающие данную деятельность, при этом, разные термины, описывающие, по сути, одни и те же общественные отношения, могут перемешиваться и заменять друг друга. Например, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое напрямую занимается развитием торговой деятельности в России, в различных нормативных правовых актах использует разные термины для обозначения торговли с автотранспортных средств.

В упоминавшемся уже Приказе Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года» [4] используется термин «мобильная торговля», тогда как в «Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли», разработанных Министерством в рамках реализации этого самого приказа, использует термин «развозная торговля». В пп.ii п.11 данных рекомендаций использует термин «развозная (мобильная) торговля».

Несмотря на очевидность того, что данные термины тождественны, что подтверждается примером выше, использование их в разном контексте органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления влечет за собой непонимание и правовые коллизии, связанные с тем, что отсутствие единого понятийно-смыслового аппарата в отношении рассматриваемых правоотношений дает возможность наполнять эти термины различным смыслом (например, в отношении рассмотренного выше примера с употреблением термина «передвижная торговля»). Столь низкий уровень юридической техники, при которой создается возможность несоответствия подзаконных актов федеральным законам, законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и даже одних федеральных законов другим, не только создает неудобство для законодательного регулирования отраслью, порождает нагромождение противоречащих друг другу позиций, но и нарушает права и законные интересы предпринимателей и потребителей, поскольку вносит путаницу и неразбериху, невозможность для них самостоятельно разобраться в нормативных документах, регламентирующих данную деятельность.

Подытожим и разберем приведенные выше термины.

Необходимо отметить, что отглагольное прилагательное «развозной», предполагает, что с таких торговых объектов исключительно развозится товар, то есть заранее изготовленный на каком-либо предприятии продукт просто перемещается с помощью автофургонов. Данный термин, на взгляд автора, не является удачным, поскольку не отражает суть данного торгового объекта. Исходя из дословного толкования слова «развозной», под торговую деятельность с использованием автофургона, гипотетически, может попасть и деятельность по доставке заранее изготовленного товара потребителю развозным методом, на автомобиле, что будет в корне неверным суждением. Слишком широкое толкование термина, вызванное неоднозначным употреблением слова «развозной», связанное с его многозначной семантикой, может приводить к ошибочным выводам о характере данного института и природе системы.

Термины «мобильная торговля» и «мобильный торговый объект», хоть и отражают основное свойство «торговли на колесах» — ее мобильность, возможность перемещаться, семантически пересекаются с абсолютно другой, никак не связанной с рассматриваемой сферой правоотношений, деятельностью — торговлей с использованием мобильных устройств (телефонов, планшетов), интернет-технологий (с помощью сайтов, приложений для мобильных телефонов), которую также называют «мобильными продажами». В сущности, создается та же самая ситуация, как при использовании термина «развозная торговля», только в данном случае положение торговой деятельности и общественного питания, использующих автофургоны еще более уязвимое, поскольку термин «мобильная торговля» в отношении торговли с использованием смартфонов и новейших интернет-технологий используется в разы чаще, чем в отношении автомобильных кухонь и автолавок.

Представляется, что наиболее удачный из всех рассматриваемых терминов — «передвижная торговля». Он является нейтральным по отношению к формам использования транспортного средства в торговой деятельности и общественного питания, вместе с тем, отличительная функция перемещения торгового объекта в нем отражена.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ//Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629(дата обращения: 11.06.2021)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2)//Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165(дата обращения: 11.06.2021)
  3. ГОСТ Р 51303–2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 29.03.2016)//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108793 (дата обращения 11.06.2021)
  4. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года»//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/420244435 (дата обращения: 11.06.2021)
  5. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения: 11.06.2021)
  6. Проект Федерального закона N 601732–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)"//СОЗД [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/601732–7 (дата обращения 11.06.2021)
  7. Приказ Росстата от 08.08.2012 N 440 «Об утверждении Методологических рекомендаций по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации»//Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134523/8aaafc8edd0f6a5decd08bd6622fa1543fe126b2/ (дата обращения 11.06.2021)
  8. Приказ Минкультуры России от 28.06.2017 N 1092 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс церквей Бориса и Глеба в Кидекше», 1152 г. — XVII в («Церковь Бориса и Глеба», 1152 г.), включенного в Список всемирного наследия, а также особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2017 N 47468)//Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220735/
Задать вопрос