Конституционно-правовые основы судоустройства в Содружестве Австралии | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (31) июль 2021 г.

Дата публикации: 01.07.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Конституционно-правовые основы судоустройства в Содружестве Австралии / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 7 (31). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/202/6473/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящей статье рассматриваются содержащиеся в действующей Конституции Австралии положения относительно судоустройства в данной стране. Отражены особенности формы правления в Австралии. Текст статьи содержит необходимый справочный материал в форме таблицы.

Ключевые слова: Австралия, конституция, судебная власть, суд, правосудие, судоустройство.

Исследование различных сторон государственного устройства других стран, несомненно, представляет как теоретический, так и практический интерес. Отличительной особенностью государственного устройства Австралии (Содружества Австралии, Австралийского Союза) является сочетание британской и американской моделей такового. Действующая Конституция 1900 г. закрепляет монархическую форму правления и федеративное устройство территории страны [1]. В Конституции проводится принцип разделения властей. Хотя, необходимо отметить, не очень последовательно. Так, глава государства — монарх является и составным элементом Парламента, которому принадлежит законодательная власть Содружества, и, в то же время, осуществляет исполнительную власть в стране. Поскольку пост главы государства занимает британский монарх, его представляет Генерал-губернатор. На практике же повседневное управление страной сосредоточено в кабинете министров во главе с премьер-министром. В данной статье мы попытаемся рассмотреть конституционно-правовые основы судоустройства в Содружестве Австралии.

Глава III Конституции Австралии в самом общем виде характеризует судоустройство страны. Согласно ст. 71 Конституции судебной властью Содружества наделяются Федеральный Верховный Суд — Высокий Суд Австралии, создаваемые Парламентом федеральные суды и наделенные федеральной юрисдикцией другие суды. Высокий Суд состоит из главного судьи и не менее чем двух иных судей. Точное их количество определяет Парламент. В настоящее время их насчитывается шесть.

В ст. 72 Конституции говорится об особенностях назначения, сроке полномочий и жалованье судей. Судьи Высокого Суда и других созданных Парламентом судов:

1) назначаются Генерал-губернатором в Совете;

2) не могут быть смещены, кроме как Генерал-губернатором в Совете по обращению обеих палат Парламента на той же сессии, просящих о таком смещении на основании доказанного проступка или недееспособности;

3) получают установленное Парламентом жалованье; жалованье не может быть уменьшено во время их пребывания в должности.

Назначение судьи Высокого Суда происходит на срок, истекающий по достижении им возраста семидесяти лет, и лицо не может быть назначено судьей Высокого Суда, если оно достигло этого возраста.

Назначение судьи созданного Парламентом суда производится на срок, истекающий по достижении им возраста, который на момент его назначения являлся максимальным возрастом для судей этого суда. Лицо не может быть назначено в качестве судьи такого суда, если он достиг возраста, который на данный момент является максимальным возрастом для судей этого суда.

Конституция устанавливает максимальный возраст для судей любого учрежденного Парламентом суда. Он равен семидесяти годам.

Парламент вправе принять закон, устанавливающий возраст менее семидесяти лет в качестве максимального возраста для судей образованного Парламентом суда. Он может в любое время отменить или изменить такой закон, но любая такая отмена или изменение не влияет на срок полномочий судьи, назначенного до отмены или изменения.

Судья Высокого Суда или учрежденного Парламентом суда может подать в отставку, отправив письменное сообщение Генерал-губернатору.

Ст. 73 Конституции регулирует апелляционную юрисдикцию Высокого Суда. Высокий Суд обладает юрисдикцией, за такими исключениями и в соответствии с такими регламентами, которые предписываются Парламентом, рассматривать и принимать решения по апелляциям на все судебные решения, декреты, приказы и приговоры:

1) любого судьи или судей, осуществляющих первоначальную юрисдикцию Высокого Суда;

2) любого другого федерального суда или суда, осуществляющего федеральную юрисдикцию; или верховного суда любого штата, или любого другого суда любого штата, из которого при учреждении Содружества была подана апелляция к Королеве в Совете;

3) Межгосударственной Комиссии, но только по вопросам права.

Решение Высокого Суда по всем указанным выше делам является окончательным.

При этом никакие исключения или правила, предписанные Парламентом, не должны были создавать препятствий для Высокого Суда при рассмотрении и принятии решения по любой апелляции из верховного суда штата по любому вопросу, по которому при учреждении Содружества из такого верховного суда была подана апелляция Королеве в Совете.

Пока Парламент не установит иное, условия и ограничения на подачу апелляций к Королеве в Совете из верховных судов нескольких штатов применяются к апелляциям из них в Высокий Суд.

Согласно ст. 74 Конституции не допускается апелляция к Королеве в Совете на решение Высокого Суда по любому вопросу относительно разграничения конституционных полномочий между Содружеством и одним или несколькими штатами, между двумя или более штатами. В то же время, Высокий Суд вправе допустить направление такой апелляции.

На основании ст. 75 Конституции Высокий Суд обладает юрисдикцией первой инстанции по всем делам:

1) возникающим из любого договора;

2) затрагивающим консулов или иных представителей других стран;

3) в которых Содружество, или лицо, подающее в суд или против которого предъявляется иск от имени Содружества, является стороной;

4) между штатами, или между резидентами разных штатов, или между штатом и резидентом другого штата;

5) в которых судебный приказ должностному лицу о выполнении требований истца, запрет или судебный запрет испрашивается против должностного лица Содружества.

Согласно ст. 76 Конституции Парламент может принимать законы, наделяющие Высокий Суд юрисдикцией первой инстанции по любому делу:

1) возникающему в соответствии с Конституцией или связанному с ее толкованием;

2) возникающему в соответствии с законами, принятыми Парламентом;

3) Адмиралтейства и морской юрисдикции;

4) относящемуся к одному и тому же предмету, заявленному в соответствии с законами разных штатов.

По любому из вопросов, упомянутых в ст. 75 и 76, Парламент вправе принимать законы:

1) определяющие юрисдикцию любого федерального суда, кроме Высокого Суда;

2) определяющие степень, до которой юрисдикция любого федерального суда должна быть исключена из юрисдикции, принадлежащей судам штатов или находящейся в их ведении;

3) наделяющие любой суда штата федеральной юрисдикцией (ст. 77).

Парламент может принимать законы, дающие право возбуждать судебные дела против Содружества или штата по вопросам, находящимся в компетенции судебной власти (ст. 78).

Федеральная юрисдикция любого суда может осуществляться таким количеством судей, которое определяется Парламентом (ст. 79).

Судебное разбирательство по обвинению в любом преступлении против любого закона Содружества происходит с участием присяжных. Каждое такое судебное разбирательство осуществляется в штате, где преступление было совершено. Если же преступление не было совершено в определенном штате, судебное разбирательство проводится там, где определит Парламент (ст. 80).

Таким образом, мы видим определенное сочетание британской и американской моделей, в данном случае, судоустройства (см. таблицу 1). Для более глубокого изучения судоустройства в Австралии необходимо, помимо Конституции, использовать ряд отдельных законов. К числу таких законов можно отнести, например, Акт о судоустройстве 1903 г., Акт о Федеральном Суде Австралии 1976 г. и Акт о Высоком Суде Австралии 1979 г.


Таблица 1

Иерархия судов в Австралии [2]

Высшие суды

Высокий Суд Австралии

Суд полного состава Федерального Суда

Суд полного состава / Суд Апелляции верховных судов

Суд полного состава Семейного Суда

Федеральный Суд

Верховные суды территорий

Верховные суды штатов

Семейный Суд Австралии

(все другие штаты)

Семейный Суд Западной Австралии

Окружные / графские суды штатов

Низшие суды

Федеральный Суд магистратов

Суды магистратов территорий (включая суды коронеров и суды по делам детей)

Суды магистратов штатов (могут применять федеральные семейные законы)

Федеральные трибуналы

Трибуналы территорий

Трибуналы штатов

Суды коронеров (некоторые — независимые)

Суды по делам детей

Электронные системы правонарушения и правоприменения


Литература:

  1. Commonwealth of Australia Constitution Act (The Constitution). URL: http://www.legislation.gov.au (дата обращения: 08.01.2021).
  2. Hierarchy of Courts. URL: http://www.abs.gov.au (дата обращения: 08.01.2021).
Задать вопрос