В статье автор дает рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования опеки и попечительства в российской федерации.
Ключевые слова: опека, законодательство, проблемы.
Основными нормативными актами, регулирующие отношения, которые возникли в связи опекой и попечительством являются ГК РФ и СК РФ, а также Федеральный закон 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Статья 2 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и статья 31–33 ГК РФ, устанавливает, что опека и попечительство существуют для защиты прав и интересов недееспособных граждан, а также в целях их воспитания. Если ребенок не достиг 14 лет, то устанавливается опека, а над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство [1].
Изучив действующее законодательство в сфере опеки и попечительства, мною были выявлены разногласия, которые требуют законодательной доработки.
1. В ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» в качестве одного из оснований установления опеки и попечительства предусмотрен договор об установлении опеки и попечительства. Сторонами договора являются орган опеки и попечительства и опекун (попечитель). Заключение договора не исключает издание акта о назначении опекуна (попечителя) органами опеки и попечительства. Такой вид договора является возмездным. Согласно п. 2 ст. 16«Об опеке и попечительстве» вознаграждение опекуну или попечителю выплачивается за счет доходов подопечного, либо из средств бюджета субъекта Российской Федерации (п.2 ст.16 ФЗ»).
Договор о назначении опекуна (попечителя), следует определить как соглашение. Согласно данному соглашению, одна сторона (гражданин) обязуется охранять и защищать права и интересы указанного в договоре недееспособного или не полностью дееспособного лица (подопечного), совершая все необходимые юридические и иные действия в пользу этого лица и за его счет или за счет другой стороны договора (соответствующего субъекта РФ, от имени которого действует орган опеки и попечительства). Чтобы не допустить недопущения злоупотреблений со стороны опекуна или попечителя, а также произвольного решения органами опеки и попечительства вопроса о продолжительности действия данного договора следует установить в качестве максимального срока действия договора срок пять лет. Так же следует определить возможность его последующего продления на тех же или перезаключения на иных условиях.
Относительно этого вопроса прослеживается несогласованность ч. 2 ст. 14 и ч. 2 ст. 16 закона «Об опеке и попечительстве». Частью 2 ст. 14 Закона установлено, что в случае издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя на возмездных условиях этот орган обязан заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства. Если орган опеки и попечительства необоснованно уклоняется от заключения такого договора, то опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные ч. 4 ст. 445 ГК РФ (если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор). Но частью 2 ст. 16 Закона установлено совсем другое правило, а именно: «…орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях». Сравнивая положения ч. 2 ст. 14 с положениями ч. 2 ст. 16 Закона, нетрудно выявить разногласие правовых норм, поскольку по правилам первой нормы орган опеки и попечительства обязан заключить договор, а по правилам другой нормы он вправе это сделать, а, следовательно, не обязан.
Для устранения данной коллизии предлагаю изложить часть 2 ст. 16 закона «Об опеке и попечительстве» в следующем варианте: «…орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, обязан по требованию опекуна или попечителя заключить договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях». Данная мера исключит разногласия между двумя вышеупомянутыми статьями, а так же позволит не прибегать к ч. 4 ст. 445 ГР РФ для решения спорных вопросов.
2. Проанализировав действующее законодательство, а именно СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве», было выявлено несоответствие позиций, которые касаются регулирования вопроса по установлению опеки над ребенком, имеющего несовершеннолетних родителей.
Так, ст.62 СК РФ допускает, что в случае рождения ребенка у несовершеннолетних родителей, свои родительские права они могут осуществлять по достижении ими возраста 16 лет. В тоже время в ФЗ «Об опеке и попечительстве» говорится, что опека над ребенком несовершеннолетних родителей прекращается, когда те достигают возраста 18 лет.
Для устранения разногласий в действующем законодательстве, предлагаю в п.2 ст.62 СК РФ внести следующее изменение: слова «шестнадцати лет», заменить словами «восемнадцати лет и в случае приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия».
3. Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке и попечительству. Однако, в тоже время при назначении опекуна по заявлению родителей или самих несовершеннолетних граждан, акт об отказе возложенных обязанностей принимается от опекуна только в том случае, если такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству, либо интересам ребенка (ч.5 ст.13). Из этого следует, что согласие опекуна не имеет значение.
Считаю, что такой подход законодателя нельзя назвать верным. Ведь принудительное назначение опекуна или попечителя будет противоречить интересам как подопечного, так и самого опекуна.
В связи с этим предлагаю дополнить часть 1 и часть 3 статьи 13 словами «…с указанием конкретного лица и письменного согласия данного лица о назначении его опекуном(попечителем)».
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц
Из всего вышесказанного в третьей главе, можно прийти к выводу, что, несмотря на активную работу государства, направленную на решение проблем в области опеки и попечительства, многие вопросы остаются нерешенными и стоят остро. Стоит отметить, однако, что в стране сложилась положительная тенденция к снижению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся в специализированных учреждениях. Что говорит о правильно выбранной стратегии государства в данном направлении. Именно усовершенствование законодательной базы, устранение разногласий в нормативных актах и наличие должного контроля, позволит урегулировать открытые вопросы, касающиеся защиты прав и интересов лиц, нуждающихся в этом. И, несомненно, те проблемы, которые затронуты в работе не являются единственными, и проблема защиты прав несовершеннолетних потребует дополнительного внимания законодателя и ученых.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21.10.1994 № 51-ФЗ // СПС Консультант Плюс: Законодательство.

