Правовое регулирование процедуры обжалования подготовки, проведения и реализации решений референдума | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (26) февраль 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Дейнега, К. Е. Правовое регулирование процедуры обжалования подготовки, проведения и реализации решений референдума / К. Е. Дейнега. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/188/5993/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье автор проводит анализ правового регулирования проведения процедуры обжалования различных стадий проведения референдума в Российской Федерации.

Ключевые слова: референдум, обжалование, право, суд, комиссия.

Право на участие в референдуме является неотъемлемым правом каждого гражданина РФ, с помощью которого он проявляет свою власть, участвует в управлении делами России и её субъектов, а также решает вопросы местного значения. Не вызывает сомнения тот факт, что данный институт имеет трудности в практической реализации. В первую очередь это связано с нарушениями положений федерального и регионального законодательства РФ, право граждан на участие в референдуме. Для защиты и восстановления в случае нарушения данного права предусмотрена процедура обжалования подготовки, проведения и реализации решений референдума.

Под процедурой обжалования следует понимать подачу управомоченным субъектом заявления в соответствующую комиссию референдума или суд общей юрисдикции, в котором оспаривается законность решений, действий (бездействие) уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, комиссий референдума, общественных объединений, уполномоченных на реализацию законодательства о референдумах [2].

Субъектами, которые вправе инициировать процедуру обжалования, могут быть участники референдума, общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума, наблюдатели, а также комиссии. В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ в суд с заявлением также уполномочен обратиться прокурор, считающий, что нарушается право граждан на участие в референдуме [3].

Решения, действия и бездействие выступают в качестве предмета обжалования. Решения — оспариваемые заявителем нормативно-правовые акты, которые делятся на 3 вида в зависимости от издавшего субъекта: правовые акты органов публичной власти; распорядительный акт должностного лица; правовой акт, выражающий коллегиальное мнение общественного объединения. Действия — оспариваемые заявителем формы активного поведения субъектов, реализующих законодательство о референдумах, повлекшие наступление значимых правовых последствий. Бездействие — оспариваемая заявителем форма пассивного поведения, при котором уполномоченный субъект не выполнил предписанную законодательством о референдуме обязанность совершить определённые действия [4, с. 65].

Предусматриваются 2 способа обжалования подготовки, проведения и реализации решений референдума: через систему избирательных комиссий (административный) и судебный.

Решения комиссий о результатах референдумов, а также их действия (бездействие) обжалуются в суды соответствующего уровня. В Верховный Суд Российской Федерации обжалуются решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии; в суды субъектов Российской Федерации — избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных комиссий; решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды [2].

Установленный открытый список оснований отмены судом решений комиссии свидетельствует о возможности рассматривания в качестве оснований для отмены любых обстоятельств, указывающих на нарушение требований законодательства о референдуме в Российской Федерации. Это значит, что гражданин вправе обращаться в суд или вышестоящую комиссию в любом случае, когда считает, что его право на участие в референдуме нарушено.

Суд, отменив решение комиссии, уполномочен и обязан принять иное решение, которое назначает повторный подсчет голосов, если сохранена возможность установления действительного волеизъявления граждан. При отсутствии такой возможности суд вправе признать итоги референдума недействительными. Данное решение влечет назначение повторных выборов. Решение суда носит обязательный и окончательный характер, последующего обжалования в вышестоящий суд или иной орган не предусматривается.

Стоит указать, что установленные в ст. 78 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ процессуальные сроки восстановлению не подлежат. Это значит, что несоблюдение временных пределов является основанием для отказа в принятии заявления или жалобы. Тем не менее, суд обязан выявить причины пропуска процессуального срока. В случае установлении судом уважительной причины, срок подачи заявления или жалобы может быть восстановлен, если он не входит в вышеуказанный перечень сроков, восстановление которых невозможно.

Решения и действия (бездействие) комиссий, их должностных лиц, нарушающих права граждан при проведении референдума, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, то есть в административном порядке. Согласно п. 6 ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, вышестоящая комиссия обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

Закон предусматривает возможность реализации одновременно как административного, так и судебного обжалования, исходя из самостоятельности и независимости реализации указанных формы. Тем не менее, решение суда по жалобе является приоритетным: не может быть изменено вышестоящей комиссией референдума; в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу; при вынесении судом решения по существу жалобы и вступление его в силу административный порядок обжалования прекращается.

Литература:

  1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — 5 июля. — № 27. — Ст. 2710.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — 17 июня. — № 24. — Ст. 2253.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — 18 ноября. — № 46. — Ст. 4532.
  4. Игнатенко, В. В. Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме / В. В. Игнатенко // Избирательное право. — 2006. С. 62–67.
Задать вопрос