Обобщённая характеристика финансового права в рамках функционирования финансовой системы Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (26) февраль 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Исаев, А. А. Обобщённая характеристика финансового права в рамках функционирования финансовой системы Российской Федерации / А. А. Исаев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/188/5955/ (дата обращения: 18.04.2021).



В данной статье автор пытается проанализировать и описать обобщённую характеристику финансового права в рамках функционирования финансовой системы Российской Федерации. Кроме того, в данной статье даётся определение предмету финансового права, а также характеристика отрасли финансового права, как правовой отрасли, включающей в себя общую и особенную части.

Ключевые слова: финансовое право, финансовая деятельность, отношение, правовая регламентация, фонд, формирование, особенная часть, финансовая система, финансовая сфера.

In this article, the author tries to analyze and describe the generalized characteristics of financial law in the framework of the functioning of the financial system of the Russian Federation. In addition, this article defines the subject of financial law, as well as the characteristics of the branch of financial law, as a legal branch that includes general and special parts.

Keywords: financial law, financial activity, attitude, legal regulation, fund, formation, special part, financial system, financial sphere.

На данный момент все ученые, работающие в сфере финансов, придерживаются мнения о том, что финансовое право является значимой отраслью всей правовой системы Российской Федерации [1, с. 33]. Учитывая классический принцип дифференциации права на отдельные отрасли по общности методики и предмета правовой регламентации, целесообразно под предметом финансово-правовой отрасли принимать финансовые отношения организационного характера, которые появляются в ходе осуществления государством своей финансовой деятельности.

Предмет финансового права включает в себя комплекс, состоящий из трех категорий отношений:

Во-первых, в данный комплекс входят отношения, которые касаются формирования, применения и распределения денежных фондов муниципального и государственного уровней и нацелены на обеспечение и поддержание общего функционирования государства, а также функционирования муниципалитетов и регионов.

Во-вторых, содержание комплекса составляют, в том числе отношения, которые касаются обеспечения оптимальной среды для применения, формирования и распределения денежных фондов (децентрализованных) муниципального и государственного уровня для полноценного и своевременного удовлетворения потребностей государства в стабильной работе муниципальным и государственных образований.

В-третьих, сюда входят отношения, которые появляются вследствие обеспечения оптимальной среды для применения, формирования и распределения денежных фондов частного типа, ориентированных на стабильное функционирование муниципальных и государственных образований в течение конкретного срока64.

Необходимо отметить, что отношения, которые составляют содержание предмета финансового права, характеризуются неизменными признаками.

Во-первых, представленные признаки отношений являются организационными, благодаря чему эти отношения формируются ради развития денежных фондов, необходимых не только государству, но и социуму.

Во-вторых, эти признаки обладают властным характером. Это означают, что непосредственными участниками данных отношений во всех случаях являются компетентные государственные структуры, имеющие право управлять субъектами отношений, составляющих предмет финансового права.

В-третьих, рассматриваемые признаки обладают имущественным характером, т. к. данные отношения в качестве объектов признают финансовые обязательства и/или непосредственно финансовые средства, касающиеся применения и/или формирования вышеназванных фондов [2, с. 22].

На сегодняшний день учеными в достаточной сфере проработан вопрос, связанный со специфическими особенностями методики финансового права. В этой связи представляется очевидным и целесообразным её наличие. Следовательно, властный субъект осуществляет свой публичный интерес в ходе непосредственного ведения финансовой деятельности, используя и учитывая при этом финансово-правовые нормы.

В случае, если будет достигнуто некоторое многообразие в конкретизации средств, приемов и методик правовой регламентации социальных отношений в области государственной финансовой деятельности с помощью их систематизации, целесообразно сделать предположение о том, что методика финансового права характеризуется доминированием императивности, невзирая на множество факторов диспозитивного поведения субъектов, разрешения и рекомендации в ходе решения проблем правовой регламентации рассматриваемой правовой сферы [3, с. 4].

Отрасль финансового права, как правовая отрасль, включает в себя общую и особенную части. В содержание общей части традиционно включены нормы, ориентированные на регламентацию методик, правовых форм и общепринятых принципов ведения государством своей финансовой деятельности, правой статус субъектов отношений в финансовой сфере, публичных органов власти и пр. Помимо этого, отраженные в общей части нормы обеспечивают регламентацию разных вопросов, связанных с финансовым контролем со стороны государства.

Невзирая на весьма проработанную общую часть, в финансово-правовой науке еще не была определена единая точка зрения относительно содержания особенной части. Однако большинство авторов солидарны с тем, что отношения в финансовой сфере, являясь неотъемлемым элементом финансовой системы, подразделяются на две масштабные категории.

В первую категорию целесообразно отнести отношения финансово- экономического характера, которые прямо касаются применения, распределения и формирования денежных фондов.

Во вторую входят социальные отношения, которые обуславливают применение (трату), распределение и формирование денежных фондов.

В перечень автономных отраслевых составляющих финансовой системы входят децентрализованные денежные фонды частного типа. Отношения, связанные с применением, распределением и формированием денежных фондов обладают радикальными различиями, что объясняется ограниченностью государственного императива. С помощью своих органов государство способно оказывать воздействие лишь на применение (трату), концентрацию и перераспределение материальных ресурсов лишь в том направлении, которое для него является оптимальным. При этом применяются разные рычаги.

Из вышесказанного следует, что можно дифференцировать подотрасли и отраслевые институты, регламентирующие представленные выше процессы. В перечень подобных правовых формирований относятся нормы, регулирующие условия, порядок и требования по финансовой деятельности и формированию децентрализованных фондов внебюджетного типа. Кроме того, сюда же входят институты, которые включают в себя общепринятые требования, руководствуясь которыми коммерческие предприятия ведут свою финансово-хозяйственную деятельность.

Литература:

  1. Горбунова, О. Н. Бюджетное право. Учебник / О. Н. Горбунова, Н. Д. Вершило, Т. А. Вершило. — 2020: Проспект, Москва. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  2. Грачева, Е. Финансовое право. Учебник / Е. Грачева, Э. Д. Соколова. — 5-е изд. — Москва: НОРМА, 2019. — 272 c. — Текст: непосредственный.
  3. Исаев, А. А. Теоретико-правовые аспекты финансового контроля и надзора в сфере денежного обращения: проблемы и направления совершенствования: специальность 40.04.01 «Правовое обеспечение публичной власти»: выпускная квалификационная работа на соискание квалификации магистра юридических наук / Исаев А. А.; Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Липецк, 2021. — 75 c. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос