Взаимоотношения государственной корпорации «Росатом» с ее дочерними предприятиями | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (25) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Картухина, А. В. Взаимоотношения государственной корпорации «Росатом» с ее дочерними предприятиями / А. В. Картухина, А. С. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 1 (25). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/186/5854/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье авторы анализировали вопросы взаимодействия государственной корпорации «Росатом» и ее дочернего предприятия. Авторами были изучены организационные и правовые вопросы такого взаимодействия.

Ключевые слова : государственная корпорация, дочернее предприятие, юридическая самостоятельность.

.

В настоящее время проблемным является вопрос эффективности и порядка взаимодействия государственных корпораций с их дочерними предприятиями. Это обусловлено особенными целями создания госкорпорации как юридического лица, а также его особой внутренней структурой и нормативным регулированием.

В данной статье будут рассмотрены вопросы взаимодействия Государственной корпорации «Росатом» и ее дочернего предприятия АО «Гринатом». В частности, порядок их взаимодействия, акты регулирования, а также проблемные вопросы, возникающие на практике. Для начала нужно понять структуру данных субъектов. Они являются корпоративным объединением. Это разновидность объединения, представляющая собой совокупность экономически взаимосвязанных юридических лиц, организованных по принципу участия, осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность. Одним из видов корпоративных объединений является холдинг — форма предпринимательского объединения, состоящий из группы экономически зависимых организаций, участники которых формально сохраняют юридическую самостоятельность, но в предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — головной организации холдинга.

Государственная корпорация «Росатом» была создана на основании ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [2]. Она обеспечивает проведение государственной политики в области развития атомной отрасли и выполнение государственной программы вооружения [1]. «Росатом» осуществляет управление использованием атомной энергии и осуществляет свои полномочия и функции как самостоятельно, так и путем наделения частью своих полномочий организации Корпорации. В рамках данных полномочий она создает дочерние предприятия, которым передает часть своих функций, закрепленных в главе 2 ФЗ «О Госкорпорации «Росатом». На данный момент существует более 130 предприятий разной организационно-правовой формы, входящих в состав Государственной корпорации «Росатом». Большинство из них являются предприятиями ядерного энергетического комплекса, в частности АО «Атомэнергопром» и АО «Концерн Росэнергоатом».

АО «Гринатом» — многофункциональный общий центр обслуживания (МФ ОЦО) Госкорпорации «Росатом», одно из предприятий атомной отрасли. Он был создан в 2009 году в рамках Программы трансформации информационных технологий Росатома. В ходе этой программы обеспечивающие функции предприятий — бухгалтерский и налоговый учет, управление персоналом и ИТ-поддержка — автоматизируются с помощью единых технологических решений и переводятся на обслуживание в ОЦО. Данная модель бизнеса была заимствована у мировых компаний, использующих типовые транзакционные процессы, которые передаются из организации в специализированный общий центр обслуживания (ОЦО). АО «Гринатом» действует в соответствии со стратегическими целями и задачами Госкорпорации «Росатом».

Порядок взаимоотношений между Госкорпорацией «Росатом» и ее дочерними предприятиями регулирует ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, направленные на уточнение общей политики предприятий атомной отрасли. Взаимоотношения ГК «Росатом» и АО «Гринатом» регулируются Приказами госкорпорации, несмотря на то, что приказы носят в доктрине рекомендательный характер и не являются нормативно правовыми актами в целом, для дочерних предприятий и всех участников отношений в сфере атомной энергетики они обязательны для исполнения.

В 2019–2020 годах отношения между ГК «Росатом» и его дочерними компаниями стали усложняться. Это связано с тем, что раньше любая деятельность и взаимоотношения между ними носили больше неформальный характер. Для утверждения, продления сроков и закрытия IT-проектов проводились общие собрания директоров, на которых принимались все важные решения по проектам, в том числе в отношении кого вести претензионную работу за те или иные нарушения. Ранее по логическим соображениям претензионная работа в отношении АО «Гринатом» не велась, так как, являясь многофункциональным обслуживающим центром, он не имеет возможность сформировать пакеты документов по проекту и закрыть его, пока нет решения управляющего совета (а в него входят в том числе представители из ГК «Росатом»). С этого года ситуация изменилась из-за антикоррупционных соображений и принятия новых законов в этой сфере, и к дочерним предприятиям было решено тоже предъявлять претензии за пропуски сроков закрытия проектов. Назвать эти изменения справедливыми и добросовестными нельзя, потому что АО «Гринатом» не может требовать выполнения каких-либо действий от Госкорпорации или самостоятельно вносить изменения в их внутренние регламенты взаимодействия. ГК «Росатом» обладает полным экономическим и юридическим контролем над дочерними предприятиями.

Следующая проблема — это «арбитражная оговорка», которая обязательно должна присутствовать при заключении договора с любым предприятием отрасли. Любые судебные споры, которые возникают между предприятиями отрасли, между внешними участниками (например, подрядчики) и дочерними компаниями, между дочерними компаниями и Госкорпорацией должны рассматриваться не в арбитражном суде, а в Российском арбитражном центре при Российском институте современного арбитража. С одной стороны, не так очевидно, чем проблемные третейские суды, но на практике дочерние предприятия сталкиваются с большими суммами сборов, с определенным влиянием Госкорпорции на выносимые решения арбитров (третейские суды не обладают такой независимостью, как государственные суды и атомное отделение РАЦа когда-то выделилось из комплекса предприятий Госкорпорации), а также с более жестким толкованием арбитров положений Гражданского Кодекса РФ.

Это не единственные проблемы, с которыми сталкиваются дочерние компании, но наиболее актуальные и важные. В заключение, мы хотим сделать вывод, что все предприятия атомной отрасли находятся в подчинении и в прямой зависимости от головного центра, то есть Госкорпорации «Росатом», но, чтобы их взаимодействие между собой было продуктивным для развития всей отрасли нужно изменить нормативное регулирование. Приказы Госкорпорации должны носить обязательный характер, но при этом их заранее нужно согласовывать и обговаривать со всеми дочерними компаниями, чтобы не замедлять и необоснованно не усложнять их деятельность и процесс отчета перед Госкорпорацией. В том числе, любые нововведения должны быть финансово обоснованы, а в нашем случае при претензионной работе предприятия оплачивают неустойку и судебные расходы ГК «Росатом», а потом эти же деньги перечисляются на управление проектами. Получается, что денежные средства всегда функционируют между предприятиями отрасли и не выходят за рамки этих компаний, а на «арбитражный процесс» денежные средства уходят необоснованно и не эффективно.

Литература:

  1. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И. «Административное право Российской Федерации: учебник» (2-е издание, переработанное и дополненное) «РГ-Пресс», 2019.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»//«Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, N 49, ст. 6078.

Ключевые слова

государственная корпорация, дочернее предприятие, юридическая самостоятельность
Задать вопрос