Современные проблемы конституционного права | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (25) январь 2021 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 8366 раз

Библиографическое описание:

Еськова, М. Н. Современные проблемы конституционного права / М. Н. Еськова, В. С. Лосева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 1 (25). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/186/5836/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье говорится о самых распространенных проблемах конституционного права Российской Федерации. Раскрывается смысл 3 самых распространенных и актуальных проблем, а также проводится их анализ.

Ключевые слова: конституционное право, Российская Федерация, Конституция, российское право, источники конституционного права, национальные меньшинства и малочисленные народы, поправки, изменения, пересмотр.

Для того, чтобы понять, какие проблемы существуют в конституционном праве РФ, необходимо сказать о том, что из себя представляет само Конституционное право. Таким образом, конституционным правом называют отрасль российского права, которая закрепляет в себе основы взаимоотношения личности и государства, определенные конституционные характеристики страны, а также какие-либо другие отношения конституционно-правового характера.

Так как современных проблем, касающихся Конституционного права, существует огромное количество, поэтому разумнее было бы рассказать про самые распространенные.

Такими проблемами являются:

  1. проблема пересмотра и внесения поправок и изменений в Конституцию РФ;
  2. проблемы защиты и осуществления прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ
  3. особенности источников российского конституционного права. [1]

Итак, начнем с первой проблемы, а именно «проблемы пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ». Прежде всего нужно сказать. Что конституция РФ является так называемой «смешанной конституцией», поэтому порядок внесения каких-либо изменений или поправок будет зависеть от главы или статьи, в которые нужно внести поправки. Все процедуры, необходимые для изменения конституции прописаны в ней же, а именно в 9 главе. Любые изменения классифицируются на:

а) пересмотр;

б) изменение конституции;

в) поправки. [2]

Пересмотрена (подразумевается принятие фактически нового текста Конституции) конституция может быть исключительно референдумом по новому проекту конституции. [2]

Говоря об изменениях, то они могут быть внесены исключительно в ст. 65, в которой закреплен субъектный состав РФ. В соответствии со статьей 137 Конституции РФ, изменения в данную статью вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. [3]

Предложения о внесении поправок в конституцию РФ могут выдвигать такие субъекты как:

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Государственная Дума;

г) Правительство РФ;

д) Законодательные органы субъектов федерации.

Говоря об отношении внесения поправок в Конституцию, то многие юристы отзываются о данном опыте довольно негативно, говоря, что данный вид изменения может спровоцировать противоречия внутри самой конституции и пошатнуть демократические устои нашего государства. [4]

Следующая проблема конституционного права — это защита прав и их осуществление у коренных малочисленных народов и национальных меньшинств РФ. Дело в том, что определенный отрезок времени государство пренебрегало нуждами этих народов, что привело к угрозе исчезновения как самостоятельных этносов. Поэтому сейчас основным направлением решения данной проблемы является оказание государственной поддержки коренным малочисленным народам РФ.

Кроме того, на основе анализа развития РФ можно сделать вывод о том, что существуют внешние и внутренние угрозы суверенитету малочисленным народам нашей многонациональной страны. Ко внутренним угрозам относят: власть бюрократии и стремление различных общественных сил позиционировать себя, как единственные носители суверенитета народа, выразители его интересов. Внешними же угрозами считаются: разобщение народов в виду спонтанной внешней и внутренней миграции, так как с одной стороны выходцы из сопредельных государств сталкиваются с проблемой дискриминации как лиц иной национальности, а с другой сами не проявляют уважение к обычаям местных народов. Государство должно обеспечивать каждому гражданину страны, вне зависимости от места проживания, а также предоставлять равные социальные гарантии. Следует сказать, что государственная политика РФ в отношении всех народов страны должна основываться на знании их реального положения и учете национальной специфики коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

Также защита прав этносов сталкивается с проблемой того, что в России нет какого-либо четкого нормативного определения или же присутствует несоответствие закрепленных понятий устоявшимся международным терминам. Следовательно, нужно учитывать, что четкое определение терминов «коренные малочисленные народы» и «национальные меньшинства» имеет практическое значение в осуществлении государством признания данного статуса за конкретной этнической группой. [6]

А теперь разберем последнюю проблему: «Особенности источников российского конституционного права». Прежде всего нужно сказать, какие именно источники Конституционного права России существуют.

Таким образом, источниками российского конституционного права являются:

1. Конституция РФ. Она является основным источником любой отрасли права, а в особенности конституционного.

2. Законы. Источником конституционного права являются законы, содержащие любые конституционно-правовые нормы.

3. Постановления Правительства РФ, которые имеют нормативный характер. Особенностью этих актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, а также нормативных указов Президента РФ.

4. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Сам по себе конституционно-правовой договор — это некое соглашение, заключаемое субъектами Конституционного права.

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

6. Решения Конституционного Суда РФ, который признает не конституционными ФЗ, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, а также различные нормативные акты субъектов РФ, которые являются источниками Конституционного права, ввиду того, что они содержат специализированные нормы, которые отменяют действия других норм.

Если обобщить все особенности источников конституционного права, то получается, что особенностью источников конституционного права является обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. [7]

Литература:

  1. https://www.sgu.ru/structure/jurist/magistratura/sessii/zaochnaya-i-ochno-zaochnaya-formy-obucheniya/perechen-ekzamenov-i-zachetov-v-zimnyuyu-sessiyu/sovremennye-problemy-konstitucionnogo-prava
  2. https://be5.biz/pravo/k037/08.html
  3. Конституция Российской Федерации — 2020 — ст.137
  4. Ветрова В. И., Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации. // Челябинский государственный университет — 2017 — с. 3–4
  5. Фомиченко М. П., Права народов в российской федерации (конституционно-правовые аспекты), 2007 — с. 12
  6. Андриченко Л. В., Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской федерации с. 6
  7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 19

Ключевые слова

Конституция, конституционное право, изменения, Российская Федерация, Поправки, пересмотр, российское право, источники конституционного права, национальные меньшинства и малочисленные народы
Задать вопрос