Международная система противодействия легализации незаконно формируемых доходов и финансированию терроризма | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Международное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №10 (24) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Акулин, С. В. Международная система противодействия легализации незаконно формируемых доходов и финансированию терроризма / С. В. Акулин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 10 (24). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5809/ (дата обращения: 24.01.2021).



Регулирование и совершенствование законодательства в области отмывания денег является приоритетом для большинства государств, и Российская Федерация не является исключением.

Отмывание денег имеет макроэкономические последствия, включая непредсказуемые изменения потребностей в деньгах, повышенные колебания международных потоков капитала и обменных курсов в результате непредвиденных международных денежных переводов и т. д.

Развитие процесса глобализации, ускорение трансграничных потоков капитала, массовое внедрение в экономическую жизнь новых финансовых инструментов и информационных технологий, распространение принципов либеральной экономики и объяснение ослабления государственного вмешательства в экономическую жизнь способствуют, с одной стороны, формированию единого мирового рынка в будущем, а с другой — создают предпосылки для ужесточения организованной преступности, деятельность которой принимает все более международный характер.

Вследствие этого возникает ситуация, которая поощряет проведение и сокрытие операций с «грязными» деньгами, что требует создания эффективных систем контроля за такими операциями со стороны регулирующих органов как внутри одной страны, так и на международном уровне [2, с.53].

Считается, что отмывание «грязных» денег имеет место в окрестностях стран, из которых они конфискованы, и, поскольку преступная деятельность наиболее развита в США и Европе, можно утверждать, что страны в этих регионах наиболее уязвимы для отмывания денег.

Разберем основные положения действующего законодательства Италии, Германии, Франции по ПОД/ФТ.

Современное состояние системы ПОД/ФТ Германии.

В Германии в сфере ПОД/ФТ действуют Закон о борьбе с торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности, который внес в Уголовный кодекс ФРГ поправки, в соответствии с которыми ОД названо преступлением, и Закон о выявлении доходов, полученных преступным путем, который называют также Законом об ОД.

Согласно закону преступление, так называемая «легализация доходов, полученных незаконным путем», — это попытка найти убежище или ложные источники происхождения материальных ценностей, таких как наличные деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы или камни, путем совершения преступлений, которые караются лишением свободы на срок более одного года, а также препятствие или прямая борьба с преследованием, изъятием и конфискацией такого имущества.

Закон об ОД установил требования обязательной идентификации клиентов, хранения актуальной информации в архивах организаций, сообщения о подозрительных операциях в правоохранительные органы и организации внутреннего контроля во всех учреждениях кредитно-финансового сектора страны.

Выполнение этих заданий возлагается на определенный круг субъектов, юридически разделенных на две группы. В первую группу входят банки и финансовые учреждения, а также Bundespost, во вторую группу входят другие компании и учреждения, а также компетентные лица, включая юристов (юристов, законных представителей, нотариусов), попечителей, бухгалтеров, налоговых консультантов.

Значительные полномочия предоставлены Федеральному ведомству уголовной полиции (BKA). На основании этих полномочий оно имеет право расследовать за рубежом факты, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств. Пока что расследование за границей возможно только в том случае, если речь идет о незаконной международной организованной торговле оружием, боеприпасами и наркотиками. Кроме того, прокуратура в сотрудничестве с Федеральным управлением уголовной полиции может назначить расследование таких дел не только полицией, но и другими специальными службами. Существующие службы таможенного расследования, сотрудники которых имеют те же права, что и сотрудники полиции, участвуют в выявлении и пресечении операций, связанных с международной деятельностью, направленных на легализацию незаконных средств.

Положения этих немецких законов обеспечивают выполнение наиболее важных европейских требований по ПОД/ФТ, в частности, таких как идентификация личности клиентов и хранение информации об идентификации реального клиента транзакции с наличными деньгами, представление информации о «подозрительных» транзакциях. для надзорных органов, возможность приостановления операций с наличными деньгами, которые подозреваются в совершении с целью легализации (отмывания денег).

Основные тенденции развития системы ПОД/ФТ Франции.

Во Франции деятельность по ПОД/ФТ осуществляют такие государственные органы, как Банк Франции, подразделение финансовой разведки Франции TRACFIN и Банковская комиссия Франции [3, с.14].

При главном операционном управлении Банка Франции был создан отдел мониторинга операционных рисков, который позволяет централизованно собирать информацию о сомнительных операциях. Аналогичную задачу выполняет подразделение внутреннего контроля в рамках центрального управления за обращение банкнот и монет. Если кредитная организация имеет сеть офисов, центральный сбор информации о сомнительных операциях, отправляемой региональными корреспондентами, осуществляется Генеральным секретариатом. В структуре Банка Франции обязанности должностного лица, отвечающего за сотрудничество с финансовой разведкой, возложены на Генеральный секретариат.

TRACFIN собирает информацию в интересах определения источников происхождения средств или типа операций по мониторингу, а также дает объективную оценку операций.

В своей деятельности TRACFIN сотрудничает в своей деятельности со специальными службами, включая таможенные органы, полицию или другие службы финансового надзора, и координирует свои действия с судебными органами и компетентными органами зарубежных стран, которые выполняют аналогичные функции. TRACFIN возглавляет французский координационный комитет по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и обеспечивает вмешательство судебных органов, если собранная информация указывает на преступление. Судебные органы также информируют TRACFIN об окончательном решении, основанном на расследовании утверждений о подозрительных операциях.

Французская банковская комиссия наблюдает за деятельностью кредитных организаций в рамках ПОД/ФТ и применяет штрафы к банкам, которые не выполняют требования по выявлению подозрительных клиентов и сомнительных финансовых транзакций, а также по заявлению о подозрительных транзакциях. Банковская комиссия контролирует все финансовые учреждения (банки, инвестиционные компании, обменные пункты) [4, с.48].

Банковская комиссия также включает проверки кредитных организаций и инвестиционных компаний, которые делятся на общие и тематические области. Общие анализируют систему противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, при любой плановой проверке кредитной организации. Тематический контроль осуществляется по борьбе с легализацией доходов преступным путем или по борьбе с финансированием терроризма.

Особенности организации зарубежной системы ПОД/ФТ Италии.

В Италии борьба с финансовыми преступлениями началась раньше, чем во многих других европейских странах.

Так, в 1982 году был принят Закон № 646 «О борьбе с мафией», который позволял контролировать банковские счета лиц, подозреваемых в причастности к преступным группировкам, и расследовать операции, которые они совершали по продаже недвижимости. Правоохранительные органы Италии имеют право прямо или косвенно подозревать всех граждан, проверять их образ жизни, финансовое положение, источники доходов граждан, принадлежащих к преступным синдикатам, и членов их семей (женщин, детей), а также физических и юридических лиц, их имущество и ресурсы.

В 1990 году был принят Закон № 55 «О деятельности финансово-кредитных институтов страны», содержащий рекомендованный международными организациями и соглашениями комплекс мер по борьбе с ОД. В частности, была введена регистрация всех операций, превышающих сумму 20 млн лир.

Кроме того, Уголовный кодекс Италии предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет и крупный штраф в отношении лиц, легализующих доходы и имущество, спонсируемые преступным путем. В этом случае штраф может быть увеличен, если те же действия совершены официальными лицами, использующими свое служебное положение.

Финансовые организации Италии должны сообщать обо всех подозрительных операциях в Ufficio Italiano dei Cambi (UIC) — орган Банка Италии, выполняющий функции финансовой разведки.

В функции UIC входят:

1) статистический сбор и оперативный анализ платежного баланса страны;

2) управление валютными резервами;

3) предупреждение и борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма с помощью финансового анализа и обучения.

UIC тесно взаимодействует с подразделениями Финансовой гвардии, которые ведут специальное расследование по обнаруженным UIC подозрительным финансовым операциям. Целью расследования является выявление источников доходов и определение состава имущества обвиняемых и подозреваемых.

Когда специальное расследование устанавливает факты нарушения закона, об этом информируется ведущий прокурор, который принимает решение о возбуждении уголовного дела.

Финансовая охрана административно подчиняется Министерству финансов, оперативно — начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Италии, а в некоторых случаях напрямую подчиняется премьер-министру.

Финансовая гвардия осуществляет оперативно-розыскную деятельность в области отмывания денег, в то время как функции UIC ограничиваются информационно-аналитической работой в этой области. Кроме того, в сферу ответственности Финансовой гвардии попадают контрабанда и организованная преступность в налоговой и финансовой сферах.

Таким образом, общим аспектом действующего законодательства ЕС является сотрудничество с правоохранительными органами банков и небанковских финансовых учреждений, которое заключается в обязанностях финансовых учреждений выявлять подозрительные транзакции и сообщать о них в соответствующие органы. Соответственно, многие страны приняли правила, снимающие ответственность за передачу такой информации.

Кроме того, одним из наиболее эффективных методов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, признанных и используемых мировым сообществом, является обязательный контроль финансовых транзакций и других транзакций с наличными деньгами и имуществом, которые могут использоваться в качестве инструментов для легализации преступных денег и доставки денежных средств террористам.

Литература:

  1. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (г. Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. − 20.01.2003. − № 3. − Cт. 203.
  2. Букарев В. Б., Трунцевский Ю. В., Шулепов Н. А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. // Международное публичное и частное право. –2007. –№ 4 –С. 23 –37.
  3. Буртасова А. В., Шелестинский Д. Г. Механизмы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем: мировая практика и особенности системы финансового контроля в Российской Федерации: монография. — М.: Юстицинформ, 2019.
  4. Иванов Ф. К. Национальная система ПОД/ФТ: учебное пособие / Ф. К. Иванов, Т. Ю. Феофилова; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли]. — Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019.
  5. Щегорцов В. А., Таран В. А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Задать вопрос