Проблемы в реализации основных функций государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и пути совершенствования надзора | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Трудовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №10 (24) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Божукова, Е. М. Проблемы в реализации основных функций государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и пути совершенствования надзора / Е. М. Божукова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 10 (24). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5714/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор рассматривает проблематику в реализации основных функций государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в современных реалиях, анализирует причины неэффективного надзора и предлагает пути совершенствования надзора.

Ключевые слова: государственная инспекция труда, государственный инспектор труда, работник, работодатель, трудовые права, надзор.

Одной из основных функций государственной инспекции труда (далее — ГИТ) в соответствии со статьей 356 Трудового Кодекса РФ является осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На сегодняшний день основная проблема в реализации вышеуказанной функции в полной мере состоит не только в нехватке государственных инспекторов труда, но и в их недостаточно высоком уровне квалификации и опыте работы.

Для участия в конкурсе на замещение должности государственного инспектора труда к претенденту предъявляют требование о наличии высшего образования не ниже уровня бакалавриата. Также от претендента требуются базовые знания правовых основ Конституции РФ, Федеральных законов и Указов Президента РФ, касающихся государственной службы, противодействия коррупции, проведения проверок ЮЛ и ИП. При этом требования к стажу государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки не предъявляется.

Как мы видим, требования к претенденту минимальны, однако перечень основных должностных обязанностей государственного инспектора труда весьма обширен:

− осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, а также подготовки проектов документов в отношении юридических лиц, в рамках исполнения своих должностных обязанностей, для подписания главным государственным инспектором труда, заместителем начальника отдела, начальником отдела;

− анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

− ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

− осуществление информирования и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;

− ведение учета, составление и своевременное представление отчетности о своей деятельности по формам, утвержденным Рострудом и руководителем Гострудинспекции;

− выступление в судах по искам о нарушении трудового законодательства, обжалований действий (бездействий) Гострудинспекции, при наличии поручения начальника Отдела и его заместителя, руководителя и (или) заместителя руководителя Гострудинспекции в рамках выданной руководителем Гострудинспекции доверенности;

− осуществление дежурства в Гострудинспекции, в соответствии с утвержденным планом, подготовка отчетов о результатах проведенного дежурства как в письменной, так и в устной форме.

Помимо сего прочего не менее 30 % рабочего времени составляют разъезды по г. Москве. Крайне высокая интенсивность труда (необходимость в короткие сроки выполнять огромный объем работы), однако средняя заработная плата в месяц государственного инспектора труда в г. Москве составляет около 20000 рублей с учетом ежемесячных премий. Естественно, что при таких условиях труда текучесть кадров очень высока. К тому же в государственных структурах периодически проводится оптимизация трудовых процессов (например, сокращение штата). Огромная нагрузка сказывается на качестве работы государственных инспекторов труда. Из-за нескончаемого потока обрабатываемых документов и постоянного недостатка трудовых ресурсов ГИТ не осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства в той мере и на том уровне, который требуется для достижения эффективного результата.

Низкая заработная плата и требование ГИТ к претендентам — наличие оконченного высшего образования (любого профиля) без опыта работы в сфере трудового права, привлекают на государственную службу лишь молодых людей — «вчерашних» студентов, которые только начинают карьеру либо людей пенсионного возраста, готовых сменить профиль деятельности в целях продолжения трудовой деятельности.

Государственный инспектор труда с непрофильным образованием и отсутствием опыта работы в данной сфере или проведении проверок (например, внутренний аудит) не может качественно и результативно провести проверку работодателя. Такой инспектор неэффективен, он не обладает необходимыми профессиональными компетенциями, и ему еще нужно много времени для достижения нужного результата. Однако, как правило, как только инспектор приобретает достаточный опыт, он находит более высокооплачиваемую работу и уходит, что влечет за собой текучесть кадров.

Серьезная нехватка квалифицированных кадров приводит и к другой проблеме. С каждым годом увеличивается рост численности небольших организаций, которые являются основной группой риска в сфере нарушения трудового законодательства, однако из-за нехватки государственных инспекторов труда ГИТ своевременно не реагирует на нарушения, не имеет возможности проводить эффективную проверку деятельности таких организаций и принимать соответствующие меры к нарушителям трудового законодательства.

Согласно официальному отчету о работе государственной инспекции труда в г. Москве во 2-м полугодии 2019 года проведено 5145 проверок, из них в соответствии с ежегодным планом — 455; по обращениям граждан — 3122; во 2-м полугодии 2018 года проведено 4953 проверки, из них в соответствии с ежегодным планом — 344; по обращениям граждан — 3106; во 2-м полугодии 2017 года проведено 6326 проверок, из них в соответствии с ежегодным планом — 559; по обращениям граждан — 4707. Причем из общего количества обращений граждан доводы их обращений (жалоб) не подтвердились в 92, 207 и 436 случаях соответственно [3]. Это означает, что граждане по незнанию «заваливают» различного рода жалобами государственных инспекторов, которые, в свою очередь, обязаны рассмотреть все поступившие обращения, которые отнимают у инспекторов огромную часть времени.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к важнейшему выводу о том, что для эффективной и результативной работы надзорно-контрольного органа необходимо:

1) увеличить штат государственных инспекторов труда минимум в два-три раза, что позволит быстрее реагировать по поступавшие жалобы работников (не в 30-дневный срок, а гораздо быстрее, чтобы у работодателя не было возможности «замести следы»), чаще проводить плановые проверки, особенно в области охраны труда; распределить документооборот, чтобы государственный инспектор труда реально имел возможность 30 % своего рабочего времени проводить на предприятиях;

2) разделить зоны ответственности инспекторов труда по административным округам г. Москвы, в идеале открыть представительства ГИТ в каждом административном округе с целью равномерного распределения нагрузки на ГИТ и более оперативного реагирования государственными инспекторами труда на обращения граждан, как работодателей, так и работников;

3) пересмотреть систему оплаты труда государственных инспекторов труда, внедрить систему мотивации, поставив ее в зависимость от качества, объема, сложности выполняемой работы, а также стажа работы. Важная задача — сохранять опытный и высококвалифицированный персонал! Заработная плата государственных инспекторов труда должна соответствовать их высокому статусу и социальному значению их деятельности;

4) пересмотреть требования к претендентам на должность государственных инспекторов труда, установив обязательность наличия профильного (юридического) образования, экспертных знаний Трудового кодекса РФ и умения его применять на практике, опыта работы в сфере трудового законодательства (кадровые службы, внутренний аудит, юрист по трудовому праву), и, как преимущество, опыт представительства в судах;

5) закрепить на законодательном уровне следующий принцип: до подачи работником жалобы в государственную инспекцию труда о восстановлении его нарушенных трудовых прав обязательна примирительная процедура проведения переговоров между работником и работодателем, результаты которой необходимо оформлять письменно. И в случае, если работника не устраивают результаты проведенных с работодателем переговоров, он вправе обратиться в государственный орган по надзору в сфере трудового законодательства за восстановлением нарушенных прав.

Основной целью внедряемых изменений должно стать повышение эффективности надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; привлечение квалифицированных и опытных кадров; повышение профессионализма своих сотрудников, что в совокупности с другими факторами должно способствовать усилению защиты прав работников.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3;
  2. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
  3. https://git77.rostrud.gov.ru официальный сайт Государственной инспекции труда в г. Москве.

Ключевые слова

работодатель, надзор, работник, трудовые права, государственная инспекция труда, государственный инспектор труда
Задать вопрос