Проблемы реализации конституционного права граждан на образование | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (23) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Козлова, О. Е. Проблемы реализации конституционного права граждан на образование / О. Е. Козлова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 9 (23). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/180/5582/ (дата обращения: 24.01.2021).



Выделяя наиболее актуальные проблемы в реализации права граждан на образование, автор предлагает варианты их разрешения, такие, как кодификация образовательного права, увеличение финансирования сферы образования из средств федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации и другие.

Ключевые слова: право на образование, законодательство об образовании, общедоступность и бесплатность образования, гарантии реализации, государственные и муниципальные образовательные учреждения, проблемы реализации права на образования, дискриминация, обучение, государство.

Отражение права на образование в ст. 43 Конституции РФ и ином законодательстве Российской Федерации безусловно соответствует всем демократическим принципам и положениям международного права, однако следует подчеркнуть, что наряду с законодательным закреплением и определёнными достижениями процесс реформирования российского образования в своём развитии сопряжён с рядом сложных проблем, требующих своевременного решения на государственном уровне.

Одной из немаловажных проблем является реализация такого принципа права на образование, как общедоступность, обеспечение равного доступа к получению образования. Здесь вопрос касается, прежде всего, лиц с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов. В ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» [2] указаны особенности организации и получения образования этой категории лиц. Например, использование специальных программ и методик обучения, предоставление за счет федерального или бюджета субъекта технических средств обучения. Для адаптации лиц с ограниченными возможностями предполагается их обучение не в специализированных учебных заведениях, а в общеобразовательных учреждениях. На практике же большинство этих учреждений не соответствуют указанным в Федеральном законе требованиям, а значит делают невозможным обучение там лицам с ограниченными возможностями. Основой данной проблемы является, скорее всего, критическое недофинансирование образования как со стороны федерального бюджета, так и со стороны бюджета субъекта РФ. Решением этой проблемы видится пересмотр распределения бюджетных средств или же привлечение в эту область каких-либо внебюджетных средств, обращение государством большего внимания к финансированию образования в Российской Федерации.

Следующая проблема касается реализации высшего образования в России, а точнее гарантии его бесплатного получения. Законодательство России провозглашает возможным получения высшего образования бесплатно только лишь на конкурсной основе, и, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Статья 100 ФЗ «Об образовании в РФ» указывает, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.

Однако, реализация на практике таких контрольных цифр пока что не удается. Дело в том, что бюджетных мест, за которые борются выпускники школ, катастрофически мало. Как известно, количество бюджетных мест с каждым годом уменьшается. При желании поступить на ту или иную специальность абитуриент обнаруживает, что не имеет возможности получить бюджетное место на то направление или специальность, на которую мечтал попасть, по причине того, что такие места отсутствуют. Так, способная и талантливая молодежь, которая хочет реализовать себя в одном направлении, но не имеет финансовых возможностей, идет на другое направление подготовки, вопреки своим стремлениям. Здесь снова же проблема кроется в недофинансированности образования.

В ст. 70 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что прием в высшие учебные заведения по программам бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена. Здесь проблема плавно перетекает в качество образования, даваемого на уровне средних общеобразовательных учреждений. С установлением такого контроля знаний при выпуске из школ, гимназий и лицеев теряется их главное предназначение: обеспечение детей определенным базовым качественным уровнем знаний, социализация личности и многое другое. Современные общеобразовательные учреждения делают главным приоритетом жизни выпускников сдачу ЕГЭ и поступление в высшее учебное заведение, превращаясь таким образом в некий «конвейер», задачей которого является получение высоких баллов. И не случайно в этом заинтересованы как ученики, так и школы, ведь, поступая в ВУЗ, выпускник в зависимости от сдачи такого экзамена может получить или не получить бюджетное место в высшем учебном заведении.

Стоит также отметить, что сам процесс сдачи единого государственного экзамена, сильно влияющий на психику отдельных учащихся. В школах детям внушают о том, что сдача ЕГЭ представляется на данный момент самым важным в их жизни. Думая об этом, учащиеся сильно волнуются, внешне к этому прибавляется нагнетающая обстановка в аудиториях, пристальное наблюдение за ними посредством видеокамер и так далее. Выпускники школ испытывают сильный стресс и из-за этого могут получить не те высокие баллы, которые соответствовали бы их уровню знаний. Соответственно, они уже лишаются возможности получить бюджетное место, в чем и проявляется проблема общедоступности и стремления к бесплатности высшего образования.

Конечно, список проблем, охватывающих реализацию права на образование, гораздо шире, но в силу того, что мы студенты высшего учебного заведения, были выделены некоторые проблемы, которые непосредственно испытаны на хоть и небольшом, но житейском опыте.

По мнению некоторых исследователей, самым действенным решением указанных выше проблем будет являться кодификация образовательного права. Это объясняется тем, что принятые нормативные акты, касающиеся образования в России представляют собой огромный массив, которые необходимо собрать в единый кодекс.

Барабанова С. В. считает, что на протяжении длительного времени Федеральный закон «Об образовании в РФ» довольно успешно выполнял функцию системообразующего акта для реформируемой системы российского образования. Однако к настоящему времени ни его содержание, ни реальный статус в иерархии актов российского законодательства уже не отвечают потребностям системы [3]. Принятие новых нормативных актов также не будет способствовать решению проблем, а будет только усугублять и запутывать систему законодательства России об образовании.

Также, на наш взгляд, для того чтобы изменить ситуацию в сфере образования, требуется установление последовательных жестких мер административного и дисциплинарного характера. Прежде всего это касается «теневого» рынка образовательных услуг, взяточничества, а также игнорирования норм, указанных в законодательстве РФ.

Для государства реальное повышение уровня образования будет способствовать положительным изменениям в других сферах общественной жизни, например, в экономической. Для достижения таких целей следует иметь в виду, что заимствование зарубежных достижений в сфере образования необязательно приведёт к хорошим результатам. Государству необходимо самостоятельно развивать собственную модель образования, при этом уже учитывая опыт зарубежных стран. Эти меры позволят созданию таких условий реализации права граждан на образование, которые будут соответствовать на практике Конституции РФ, международному законодательству, законам и многим другим актам, принятым в этой связи.

Таким образом, стремление государства повысить уровень образования населения непосредственно связано с задачами развития экономической политики, так как недостаточное финансирование является одной из проблем обеспечения конституционного права граждан на образование. То есть можно предположить, что постепенно общество пришло к пониманию, что качественная система образования — это залог процветания государства, а образованные граждане, в частности молодежь, — это будущее России. Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Этим объясняется множество нововведений, таких как, единый государственный экзамен, новые и современные программы образования, двухуровневая система высшего образования и многое другое.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 1 мая 2019 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.
  3. Барабанова С. В. Образовательное законодательство: (проблемы кодификации) / Высшее образование в России. — 2004. — № 9. — С.142–148.
  4. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Норма, 2001. — 688 с.

Ключевые слова

обучение, государство, право на образование, дискриминация, законодательство об образовании, общедоступность и бесплатность образования, гарантии реализации, государственные и муниципальные образовательные учреждения, проблемы реализации права на образования
Задать вопрос