Содержание понятия «ликвидация юридического лица». Правовой аспект ликвидации коммерческих корпоративных организаций | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №8 (22) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 598 раз

Библиографическое описание:

Волобуева, А. Е. Содержание понятия «ликвидация юридического лица». Правовой аспект ликвидации коммерческих корпоративных организаций / А. Е. Волобуева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5549/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ликвидация — это прекращение, окончание либо завершение определенных деятельностей чего-либо (структуры, корпорации, жизнедеятельности и др.). Ликвидация юридического лица включает в свое значение утрату им правоспособности, порядок и процесс которой установлен и регулируется законодательно. Обозначенное завершение может происходить в любых формах собственности, в любых режимах деятельности и налогообложения. Понятие, виды, формы и порядки регистрации юридического лица определены в части 1 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи с 48 — по 123), в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. [1]

Урегулирование деятельности юридического лица на законодательном уровне состоит не только из норм и положений касательно его организации возникновения, но и так же по отношению к его прекращению. О ликвидации организации, как о форме прекращения, толкуется в части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи с 61 по 65), где ликвидация — это способ его прекращения, без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей к другим лицам. По тексту данной нормы права следует понимать ликвидацию как юридическую процедуру, имеющую в дальнейшем последствия, к которым относятся: само полное прекращение корпорации как субъекта правоотношений, а также отсутствие правопреемства. Дополнительно процессы ликвидации закреплены в правовых актах различного уровня — это федеральные законы, и подзаконные правовые акты. Также институт ликвидации включает достаточно широкий спектр оснований для применения такой процедуры. В этой связи ликвидация организаций делится на два вида: добровольную (обычную) и принудительную (судебный порядок).

Ликвидация представляет собой одну из основных форм прекращения юридического лица, т. к. прекращение является основной и обязательной чертой, образует суть этой процедуры. Можно утверждать, что прекращение и ликвидация глубоко связаны между собой как содержание и форма, система и составляющее. Таким образом, ликвидация не может осуществляться отдельно от прекращения.

Важно выделять существенные, присущие только процедуре ликвидации черты, такие как:

1) абсолютное и безвозвратное прекращения функционирования юридического лица;

2) прекращение у ликвидированного юридического лица каких-либо обязательств, за исключением случаев, закрепленных в законе, их возложения на публичный субъект;

3) исключение вообще какого-либо возможного правопреемства.

Таким образом, можно предложить обозначение процедуры ликвидации юридического лица, как действие, которое осуществляется по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица, государственного органа или суда, без перехода в порядке правопреемства прав и обязанностей, в конечном результате осуществления которой юридическое лицо полностью прекращает свое существование.

В процессе исследования процедуры ликвидации коммерческих организаций, большое количество выводов и предложений нашло свое отображение в ряде научных работ известных авторов.

Так, об изменениях правоспособности юридического лица в процессе ликвидации, о позициях правоспособности в гражданско-правовой доктрине говорил С. К. Лисецкий в своей публикации «Процесс ликвидации юридического лица как отражение динамики его правосубъектности» [2, с.95–97]. Он проанализировал взаимосвязь целей ликвидации с ее правоспособностью.

Конструктивно и детально проведен анализ полномочий ликвидационной комиссии и принципы их осуществления в своем автореферате А. А. Саргсян «Гражданско-правовое регулирование процедуры ликвидации хозяйственных обществ Российской Федерации». Так же было рассмотрено регулирование процесса исполнения ликвидируемым предприятием своих обязательств перед кредиторами. [3, с.18]

Об обязанностях в течении всего длительного времени и способах их правильного выполнения говорили Зыкова А. В., Тюрева К. С., Черемушникова Т. В. в своей научной статье «Процедура ликвидации юридического лица: правовые и бухгалтерские аспекты», анализируя больше сторону бухгалтерских функций организаций в преддверии ликвидации. [4]. Они раскрыли значимость составления промежуточного баланса при процедуре ликвидации, его важное значение и содержание. Сделан вывод о том, что ликвидация — это длительный и сложный процесс, который проходит несколько последовательных и взаимосвязанных этапов, и характеризуется рядом отличительных особенностей при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности.

Актуальные вопросы относительно порядка и процедуры ликвидации организации рассмотрел в своей монографии «Юридические лица в Российском гражданском праве» А. В. Габов, дав детальную характеристику понятию ликвидация, включая случаи принудительной ликвидации. [5, с. 172]

Достаточно выраженным признаком процедуры ликвидации является отсутствие какого-либо правопреемства. Его отсутствие является неким отличительным признаком данной процедуры от реорганизации. Этот признак не единственный, разными выступают и цели названых процедур, у реорганизации — это создать новое юридическое лицо, а у ликвидации — прекратить существование такового, что является конечной целью. Отличия между данными процедурами, как правило, должны содержаться в случае реорганизации — в наличии универсального правопреемства, а в случае ликвидации — соответственно, в отсутствии абсолютно любых форм правопреемства.

Проанализировав судебную практику о ликвидации организаций, можно отметить возможность использования категории ответственности и меры защиты прав и законных интересов сторон для обозначения ликвидации организаций в как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Если говорить об источниках правового регулирования обсуждаемой процедуры, то на сегодняшний день институт ликвидации основывается и регулируется совокупностью норм и правил, закрепленных в действующей Конституции Российской Федерации. Регулирование ликвидации корпораций обширнее всего законодатель разместил в Гражданском кодексе, выделив ему пять статей с комментариями, которые коснулись нормотворчества в определении самого понятия, порядка удовлетворения требований кредиторов, защиты их прав, обязанностей лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, и другое. Дополнительно нормативные правовые акты, в которых регулируются аспекты и тонкости завершения предприятий обозначены в федеральных законах и подзаконных правовых актах.

Содержащиеся в Гражданском кодексе статьи с 61 по 65 обособленно содержат базовые правоустанавливающие положения, применимые ко всем юридическим лицам в целом, в то время как отдельные законы вмещают в себе детализацию отдельных видов и форм юридических лиц. Говорится про Федеральные законы, такие как: «Об акционерных обществах», об «Обществах с ограниченной ответственностью», о «Производственных кооперативах», о «Некоммерческих организациях», о «Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так же углубленно дает разъяснения касательно некоторых спорных вопросов о применении норм права Верховный суд в Постановлении Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 [6]. Нельзя не сказать о многочисленной и неоднозначной судебной практике по спорным вопросам о ликвидации коммерческих корпоративных организаций.

Говоря о процедуре ликвидации именно коммерческих корпоративных организаций, для начала следует отметить. что их обозначение определено законодателем в статье 50 Гражданского кодекса и обозначает — юридических лиц, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Отличительной чертой процедуры ликвидации коммерческой организации от некоммерческой является распределения оставшегося после данной процедуры имущества. Если после ликвидации коммерческой организации имущество подлежит разделу между ее участниками, то оставшееся имущество некоммерческой организации направляется на цели, которые отвечают умыслам уставного фонда компании либо на благотворительные умыслы. В случае если же применение имущества в таких умыслах по каких-то причинам не представляется вероятным, то оно оказывается собственностью страны. Исключение составляют некоммерческие партнерства. Так как они создаются на базе членства, то оставшееся имущество распределяется между участниками согласно с размером их имущественного платежа

Правовой режим ликвидации корпораций включает в себя несколько составляющих: 1) основания ликвидации, т. е. те юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры ликвидации; 2) порядок ликвидации, т. е., собственно, определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации — прекращения юридического лица; установленная законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации; 3) последствия ликвидации. Главным таким последствием выступает прекращение юридического лица. Однако перечень последствий этим не исчерпывается, поскольку разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица, повлечь, в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица.

В российском законодательстве нет единого отдельного свода законов или конкретно обособленного одного закона, регламентирующего и собравшего в себе все правовые аспекты ликвидации юридических лиц, потому на сегодняшний день есть необходимость в создании и публикации такового.

Говоря о количественных показателях применяемой процедуры ликвидации, то по состоянию на 01 мая 2020 года по официальным данным статистической отчетности ФНС России количество юридических лиц, прекративших свою деятельность по разным основаниям (в результате реорганизации, в связи с ликвидацией, в том числе в порядке несостоятельность / банкротства) достигло семи миллионов организаций разных организационно правовых форм, в том числе индивидуальных предпринимателей [7]. Следовательно данная процедура достаточно распространена, а значит требует легального закрепления в законодательстве. Особую роль необходимо отвести нормотворческим эпизодам, корреспондирующим и максимально направленным на сохранение и избежание процедуры ликвидации, тем самым обуславливая поддержание экономики страны.

Широко анализируют институт ликвидации, рассматривая ее содержание и правовое регулирование в своей научной статье по праву «Содержание и правовые аспекты процедуры ликвидации юридических лиц» такие авторы, как Мазин Д. И. и Давудов Д. А. [8]. В данной статье рассмотрены особенности этапов ликвидации юридического лица, выявлены основные отличия между добровольной и принудительной ликвидацией, так же установлено, что существующие пробелы правового регулирования процедур ликвидации юридических лиц крайне осложняют этот процесс на практике. Сделан вывод о необходимости устранения указанных проблем в законодательстве.

Авторами Епифановой Т. В., Евстафьевой Е. И. и Цыганок Т. И. в научной работе «Правовые проблемы ликвидации юридических лиц» [9] были сделаны выводы о том, что нормы гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц необходимо систематизировать. Есть необходимость выделить и нормативно закрепить институт юридического лица не отдельной главой, а отдельным разделом, что позволит отвести отдельное место уже детально разработанным нормам о создании, реорганизации и ликвидации корпораций. Это необходимо для упорядочивания указанных правоотношений и предотвращения множества правовых коллизий.

В научной статье «К вопросу о правовой природе исключения юридических лиц из единого государственного реестра по решению регистрирующего органа» автор Карева И. Д. [10] подробно рассматривает именно основания исключения из реестра, саму процедуру, правоприменительную практику, делает выводы о правовой природе такой процедуры в целом.

В целом нормы российского законодательства тесно пересекаются и проецируют процедуру ликвидации как в романо-германской семье, где говорится не об отождествлении процедур ликвидации и банкротства, а напротив, выделяют в процедуре ликвидации платежеспособность корпорации, тем самым дифференцируя эти два понятия. Однозначного соотношения между ними до сих пор не обозначено.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11. 1994 г. (в редакции от 16.12.2019 г.) // СЗ РФ. — 2019. — № 52.

2. Лисецкий С. К. Процесс ликвидации юридического лица как отражение динамики его правосубъектности // Юридический вестник Омского государственного университета. — 2017. — № 3. 199с. — с. (95–97).

3. Саргсян А. А. Гражданско-правовое регулирование процедуры ликвидации хозяйственных обществ Российской Федерации. — Автореферат, 28 л., 2017г. — С. 18

4. Зыкова А. В., Тюрева К. С., Черемушникова Т. В. Процедура ликвидации юридического лица: правовые и бухгалтерские аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5.

5. Габов А. В. Юридические лица в российском гражданском праве. В 3-х т. Т. 3. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц: монография / А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев, Ю. Н. Кашеварова; отв. ред. А. В. Габов. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017. — 172 с.

6. Постановлении Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

7. Отчет по форме № 1-ЮР (2020 год) / Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]- https://www.nalog.ru

8. Мазин Д. И., Давудов Д. А. научная статья по праву- «Содержание и правовые аспекты процедуры ликвидации юридических лиц» -научно образовательный журнал для студентов и проподавателей «StudNet» № 4/2020, [электронный ресурс — https://cyberleninka.ru/]

9. Епифанова Т. В., Евстафьева Е. И., Цыганок Т. И. Правовые проблемы ликвидации юридических лиц // Проблемы экономики и юридической практики № 5, 2018г. — [электронный ресурс — https://cyberleninka.ru/]

10. Карева И. Д. К вопросу о правовой природе исключения юридических лиц из единого государственного реестра по решению регистрирующего органа //Вестник Новосибирского государственного университета от 06.12.2018г.

Задать вопрос