Нарушение конституционных прав осужденных на тайну переписки | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Опубликовано в Новый юридический вестник №8 (22) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.09.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Холова, О. А. Нарушение конституционных прав осужденных на тайну переписки / О. А. Холова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5515/ (дата обращения: 17.01.2021).



В данной статье будет рассмотрена проблема нарушения основных прав осужденных на ведение переписки в местах лишения свободы, вне зависимости от вида исправительного учреждения. Данному вопросу в Российском уголовно-исполнительном праве уделяется не так много внимания, возможно, в силу трактовки, с точки зрения законодателя, самого понятия тайна переписки. В виду того, что основной целью уголовно- исполнительного права является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений, зачастую сотрудниками Администраций исправительных учреждений права осужденных ставятся на второй план, несмотря на то, что Россия сотрудничает со многими странами на Международной арене и был ратифицирован ряд документов, закрепляющий права осужденных.

Актуальность данной статьи заключается в большом количестве поступающих жалоб со стороны осужденных на нарушения их Конституционных прав, непосредственно касающихся ведения переписки.

Ключевые слова: конституционные права осужденных, тайна переписки, Конституция, исправительное учреждение, уголовно- исполнительный кодекс, правовое положение осужденных.

В России в 2018 году находилось в исправительных учреждениях примерно 602 000 заключенных [1]. В свою очередь по статистическим данным ФСИН России каждый четвертый осужденный обращался к администрации исправительных учреждений. В результате этих обращений в большей мере было отказано. Возможно, отказы были получены в результате не правильной трактовки ст. 15 УИК РФ.

Целью данной статьи является выявление проблемы правоприменения должностными лицами ФСИН России ст. 15 УИК РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании решения суда. В данном же случае в отношении осужденных также применяются положения данной статьи, поскольку осужденный это лицо, признанное в судебном порядке виновным в совершении общественно опасного деяния. Но даже при таких обстоятельствах осужденный не лишается своих конституционных прав.

В ст. 15 УИК РФ говорится о возможности направления осужденными предложений, заявлений, ходатайств и жалоб в соответствии с № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В свою очередь в данной статье не сказано о возможности и методе получения осужденными ответов на эти обращения, ходатайств и т. д. В соответствии со ст.3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международных договоров.

Так в частности одним из примеров не правильного применения положений ст. 15 УИК РФ является: Осужденная обратилась в суд с административным иском к администрации исправительного учреждения, просила признать незаконными действия начальника исправительного учреждения, поскольку ответ на ее обращение был отправлен не в закрытом виде, как этого требует Конституция РФ, а посредством электронной почты, т. е. в открытом виде. В обоснование своих требований осужденная ссылалась на ст. 23, 24, 33 Конституции РФ [2], где четко указано, что осужденный, как и иной любой гражданин РФ имеет право на тайну переписки. В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона [3].

В свою же очередь администрация исправительного учреждения исковые требования не признала, ссылаясь на Приказ ФСИН России от 30.12.2015 № 1278 «О вводе в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Электронный документооборот уголовно-исполнительной системы». В соответствии с ч.6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены обращения осужденных, должны их рассмотреть и довести до сведения осужденных. Также администрация исправительного учреждения ссылалась на локальные нормативно-правовые акты исправительного учреждения, в которых говорилось о необходимости донесения информации до осужденных посредством устной передачи. Суд, приняв во внимание мнение сторон, пришел к выводу о том, что действия администрации исправительного учреждения были незаконными и возложил на администрацию исправительного учреждения обязанность рассмотреть обращение осужденной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ст. 15 УИК РФ регулирует только действия администрации исправительных учреждений и осужденных по рассмотрению и подаче обращений, но не отвечает на все вопросы, как и каким образом должны получать ответы на свои обращения осужденные.

Также обращения, адресованные прокурору, в суд, Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, в Европейский суд по правам человека или иные органы государственной власти и общественные структуры, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи обращения или ходатайства рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете [4]. Рассматриваю основную проблему правоприменения ст. 15 УИК РФ можно сделать вывод, что законодатель обязан контролировать ведение переписки каждого осужденного, что в свою очередь обеспечивает безопасность и соблюдение законов на территории исправительных учреждений.

Литература:

  1. Pda.fsin.su
  2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) стр. 5–7.
  3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
  4. «Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (науч. ред. А. С. Михлин) («Юрайт», 2008) ст. 15
  5. Афиногенов В. А. О порядке исполнения и отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях // Общество и право. 2012. N 4 (41). С. 131–132.
  6. Козаченко Б. П. Комментарий к ст. 15 УИК РФ // Постатейный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 2007. 387 с.
  7. Павленко А. А. Влияние международных стандартов обращения с осужденными на реформирование режима исполнения лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. N 2. С. 10–14.
  8. Уголовно-исполнительное право России: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. А. И. Зубкова. М., 1999. С. 253–254.

Ключевые слова

Конституция, правовое положение осужденных, исправительное учреждение, конституционные права осужденных, тайна переписки, уголовно- исполнительный кодекс
Задать вопрос