Повышение ставки НДФЛ до 15 %: популистская мера или реальный шаг в поддержку экономики? | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крючкова, В. Д. Повышение ставки НДФЛ до 15 %: популистская мера или реальный шаг в поддержку экономики? / В. Д. Крючкова, А. Р. Серова, Т. Д. Садовская. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5469/ (дата обращения: 25.04.2024).



Проблема реализации принципов социальной справедливости, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) как всеобщность и равенство налогообложения, фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 п. 1), — один из факторов общественного доверия к институтам государственной власти и финансовой системе государства. Примером может служить налог на доходы физических лиц (далее — подоходный налог, НДФЛ), на основе которого в наиболее наглядной форме реализуются принципы социальной справедливости, сглаживаются различия в конечном потреблении товаров и услуг. Однако осуществленные в России с 1 января 2001 г. изменения в механизме налогообложения доходов физических лиц не соответствуют этим принципам. Поэтому и на сегодняшний день проблема социальной справедливости в налогообложении остается актуальной и дискуссионной [1].

Устранение социального неравенства посредством подоходного налогообложения, по мнению специалистов, возможно двумя способами:

– за счет установления открытой прогрессии (применения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц);

– за счет установления скрытой прогрессии (использование таких инструментов, как необлагаемый минимум и налоговые вычеты) [2].

Споры о прогрессивной шкале НДФЛ, лежащей в основании всех welfare state в мире, ведутся в России два десятилетия. Вместе с тем, представляет интерес информация, что группа миллионеров из США и стран Западной Европы выступила накануне открытия саммита G20 с открытым письмом, в котором призвала правительства мира повысить им налоги «немедленно, значительно и постоянно». По их мнению, это поможет таким людям, как они, исполнить «критически важную роль» в борьбе с пандемией коронавируса. Это уже не первая такая инициатива. Письмо с аналогичным требованием было опубликовано в январе перед очередным заседанием Всемирного экономического форума, а еще раньше группа, которая назвала себя «миллионерами-патриотами», лоббировала повышение налогов для самых богатых в США. Наконец, еще в марте 2016 года более 40 миллионеров из Нью-Йорка обратились с письмом к властям штата с просьбой увеличить налоги для наиболее богатых жителей штата [3].

23 июня 2020 года Президент Российской Федерации В. В. Путин в обращении к россиянам объявил о планах повышения ставки подоходного налога для граждан с высокими зарплатами. В связи с этим возникает вопрос: инициатива Президента России по повышению ставки НДФЛ до 15 % является реальным шагом к достижению социальной справедливости, направленной на упорядочение уже существующей дифференцированной системы налоговых ставок и вычетов, или мерой, направленной на снятие социальной напряжённости в стране, сложившейся на фоне ряда ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19?

Статьей 224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13 %. Данная ставка, действовавшая в течение 20 лет, перестанет быть единой. С 1 января 2021 года граждане, зарабатывающие свыше 5 млн. руб. в год, будут платить налог по ставке 15 %. Повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн. в год.

Согласно данным Росстата, зарплаты свыше 3 млн. руб. в год получают всего 0,8 % работающих россиян, что составляет около 500 тыс. человек, а свыше 5 млн руб. — еще меньше, это даст бюджету порядка 60 млрд руб. [4]. Полученные бюджетом средства станут целевыми и будут направлены на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций. Эта достаточно скромная в сравнении с реальными потребностями медицины сумма будет распределена по региональным бюджетам с большим упором на Москву и Санкт-Петербург, поскольку именно там сосредоточена основная часть плательщиков этого увеличенного налога.

По мнению главы государства, плоская должна быть шкала налогообложения доходов или прогрессивная, не имеет никакого отношения к справедливости, просто с учетом нового качества администрирования, внедрения цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач.

Критиками существующей фискальной системы такие меры могут быть истолкованы как популистские, но анализ налогового законодательства, с учётом ряда иных мер, принимаемых в сфере социальной поддержки граждан, позволяет сделать вывод о том, что такое повышение ставки НДФЛ может быть воспринято как шаг к построению дифференцированной системы налогообложения. К таким шагам можно отнести, например, предложение по увеличению налогового вычета при покупке жилья, о чём высказался член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров [5].

Анализ системы налогов и налоговых вычетов для физических лиц позволяет считать справедливым то, что фактически в Российской Федерации имеются элементы прогрессивности налогообложения: механизм вычетов и льгот, а также различные ставки налога для отдельных доходов [6].

О необходимости введения в России прогрессивного налогообложения говорилось давно, в частности, имеется Совместное заявление академиков и директоров институтов РАН и ряда зарубежных ученых, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике Л. Кляйна, Ф. Модильяни, Д. Норта [7].

Налоговая прогрессия, по мнению ученых, не только не препятствует экономическому росту, но и обладает двойным эффектом, необходимым для экономического роста: а) создает массовый платежеспособный спрос и б) совместно с налогом на роскошь мотивирует высокодоходные группы использовать сверхдоходы не на эксклюзивное потребление, а на инвестиции в производительный сектор экономики. Исследования также показывают, что основными факторами уклонения от уплаты налогов являются не высокие ставки, а восприятие налоговой системы как несправедливой, неверие в солидарное поведение других налогоплательщиков, отсутствие уверенности в выполнении государством своих обязательств, его способности устанавливать справедливое (соразмерное) налогообложение и обеспечивать уплату налогов всеми гражданами без исключения (последнее выводит на конституционно-правовые вопросы подконтрольности власти народу) [8].

На сегодняшний день в литературе активно обсуждается инициатива главы государства [9]. Разделяем точку зрения тех специалистов, которые считают, что возврат к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц объективно необходим и неизбежен, поскольку сохраняются огромные различия в доходах и уровне жизни различных групп населения. Представляется, что достичь социальной справедливости посредством налогообложения возможно, но в совокупном установлении открытой и скрытой прогрессии.

Литература:

  1. Осипова Е. С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости // Налоги. 2016. № 1. С. 10–16.
  2. Тихонова А. В. Необлагаемый минимум по НДФЛ как инструмент социализации налоговой системы России // Налоги. 2018. № 4. С. 36–40.
  3. Келекеев А. Миллионеры попросили повысить им налоги для борьбы с COVID-19: электрон. версия газ. 13.07.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4415760 (дата обращения: 30.07.2020).
  4. Делюкин Е. Сколько людей затронет повышение НДФЛ до 15 %, почему налог станет сложнее считать и ждать ли увеличения ставок в будущем [Электронный ресурс]. 24.0.2020. URL: https://vc.ru/finance/136821-skolko-lyudey-zatronet-povyshenie-ndfl-do-15-pochemu-nalog-stanet-slozhnee-schitat-i-zhdat-li-uvelicheniya-stavok-v-budushchem (дата обращения: 30.07.2020).
  5. В частности, депутат предложил увеличить суммы, с которых может быть произведен налоговый вычет, в два раза: до четырех миллионов от стоимости жилья и до шести миллионов — по уплаченным процентам по кредиту. По мнению Е. Федорова, эти меры позволят повысить доступность жилья. См. об этом: В Госдуме предложили увеличить налоговый вычет при покупке жилья [Электронный ресурс]. 04.07.2020. URL: https://ria.ru/20200704/1573880633.html l (дата обращения: 30.07.2020).
  6. Морозов Д. В. Актуальные вопросы прогрессивного налогообложения доходов // Налоги (газета). 2007. № 17.
  7. Новая повестка дня для экономических реформ в России. URL: http://www.ng.ru/economics/2000–06–09/4_reform.html (дата обращения: 26.09.2018).
  8. Болдырев О. Ю. Социальное государство: как приблизить реальность к конституционному принципу // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 11–16.
  9. См., напр.: Зарипов В. Будущее налогообложения доходов физических лиц [Электронный ресурс]. 10.07.2020. URL: https://zakon.ru/blog/2020/07/10/buduschee_nalogooblozheniya_dohodov_fizicheskih_lic.
Задать вопрос