Таможенные преступления: понятие, особенности и классификация | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Уголовное право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №8 (22) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.08.2020

Статья просмотрена: 5575 раз

Библиографическое описание:

Рамалданов, Х. Х. Таможенные преступления: понятие, особенности и классификация / Х. Х. Рамалданов, А. И. Полищук, А. А. Девятова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5333/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье проанализированы ранее данные определения таможенного преступления, дано авторское определение таможенного преступления как в узком, так и в широком смысле, раскрыты его характерные особенности и представлена классификация всех преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Ключевые слова: таможенное преступление, таможенные органы, Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), внешнеэкономическая деятельность, классификация таможенных преступлений.

С интеграцией Российской Федерации в Евразийский Экономический Союз (далее — ЕАЭС), в который на сегодняшний день входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, возникла необходимость нового направления законотворческой деятельности государств-членов ЕАЭС. Требовалось разработать нормативную правовую базу, регулирующую перемещение через таможенную границу Союза товаров и выпуска их на таможенную территорию Союза.

Строгие меры таможенного контроля, установленные государством, осуществляются, прежде всего, ради защиты отечественного рынка, стимулирования к развитию национальной экономики, а также для обеспечения безопасности государства и его граждан. И, конечно, в ходе проведения таких мер контроля таможенными органами постоянно выявляются разного рода преступления.

Стремительное расширение внешнеэкономической деятельности России и других государств-членов Союза привело к росту её участников и, как следствие, преступности в таможенной сфере, что неизбежно потребовало применения специальных обновлённых знаний при расследовании таможенных преступлений.

Предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование таможенных преступлений возложено на Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и, конечно же, Федеральную таможенную службу (далее — ФТС России). Деятельность таможенных органов направлена на защиту и стимулирование развития национальной экономики и обеспечения безопасности граждан государств-членов ЕАЭС.

Несмотря на то, что Таможенный Кодекс ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) был разработан в 2017, а вступил в силу в 2018, на сегодняшний день определение «таможенного преступления» на законодательном уровне не закреплено.

Характерно, что криминология, выделяя среди видов преступности — таможенную, определяет ее как «… совокупность таможенных преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей» [6]. Данное определение трактует таможенные преступления в широком смысле.

Безусловно, в настоящее время в научном сообществе имеются разные определения относительно таможенного преступления. Огромный вклад в исследование различных проблем, связанных с таможенным регулированием, внес ученый-криминалист профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии Виктор Андреевич Жбанков.

Жбанков В. А. и Огнева О. А., определили таможенные преступления как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету [7].

Также, Батычко В. Т. в своей книге «Таможенное право в вопросах и ответах» указал, что под преступлением в сфере таможенного дела (или как еще принято в таможенном праве — таможенным преступлением) следует понимать предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей [9].

Безусловно, упомянутые авторы оказали значительное влияние на широкое распространение определения таможенного преступления в научной среде. Однако, данные ранее определения, на наш взгляд, не в полной мере соответствуют действующему уголовному и таможенному законодательству.

Некоторые определения были даны во времена, когда действовала ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), которая на сегодняшний день утратила силу. Уголовное и таможенное законодательство, как и любое другое, регулярно претерпевают изменения.

Рассматривая более основательно возникшую проблему отсутствия общепринятого определения таможенного преступления, очевидно, что нужно, прежде всего, раскрыть, что же законодательно определяется термином « преступление », а что подразумевается под частными случаями « таможенного ».

Согласно п. 1 ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания [1].

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами [4].

Иными словами, все аспекты таможенного дела в Российской Федерации представляют собой регулирование внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза.

Резюмируя вышеизложенное, предлагаем авторские определения предикатного преступления в сфере таможенного регулирования и таможенного преступления.

Предикатное преступление в сфере таможенного регулирования это совершенное с прямым умыслом общественно опасное деяние, предшествующее таможенному преступлению.

Таможенное преступление (в узком смысле) это совершаемое с прямым умыслом общественно опасное деяние в сфере таможенного регулирования.

Таможенное преступление (в широком смысле) — это виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере внешнеэкономической деятельности, связанное с нарушением порядка и условий перемещений товаров через таможенную границу, их нахождения и использования на таможенной территории или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского Экономического Союза и законодательством Российской Федерации, запрещенное Уголовным Кодексом Российской Федерации под угрозой наказания и отнесенное к компетенции таможенных органов, как органов дознания.

Что касается проблемы и особенностей характеристики таможенных преступлений, то их рассматривали в своих трудах многие авторы, например, Овчинников С. Н., Ныркова Н. А., Беспалько В. Г., Балгимбеков Д. У., Казиев А. С. и другие.

Анализ преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности, позволяет выделить ряд нескольких характерных особенностей, отличающих их от преступлений в других сферах.

Во-первых, субъективная сторона таких преступлений всегда проявляется в форме прямого умысла. Это значит, что они совершаются субъектом при условии осознания им опасности своих действий (бездействий), предвидения возможности или неизбежности наступления общественно-опасных последствий и желания наступления этих последствий. То есть, полностью исключен факт совершения таможенных преступлений по неосторожности.

Так, например, невозможно совершить преступление по ст. 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей» или по ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» по легкомыслию или небрежности.

Во-вторых, проанализировав п. 2 ст. 20 УК РФ можно сделать вывод о том, что уголовной ответственности за преступления в таможенной сфере подлежат только лица, достигшие на момент их совершения шестнадцатилетнего возраста.

В-третьих, предикатные (предшествующие) ряду преступлений в сфере таможенного регулирования противоправные деяния совершают преимущественно только те лица, которые имеют высшее образование и аналитический склад ума. Примером может послужить ст. 173.1. УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и ст. 193.1. УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Для такого рода преступлений необходимы определенные умения и специфические знания в сфере экономической деятельности, которые у обычного гражданина, не имеющего опыта работы в данной сфере, не имеются.

Также необходимо отметить и тот факт, что некоторые преступления в сфере таможенного регулирования могут совершать только лица, не имеющие ранее судимостей. Как показывает практика, некоторые работодатели обязаны проверять своих соискателей на предмет судимости.

И наконец, в-четвертых, преступления, совершаемые в сфере таможенного регулирования, имеют скрытый (латентный) характер. Так, например, из анализа ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела» можно сделать вывод, что уголовные дела по факту совершения преступлений в таможенной сфере практически не возбуждаются по п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ– то есть вследствие подачи заявления о преступлении или явки с повинной.

Помимо вышеперечисленных особенностей, можно выделить еще одну — преступления в сфере таможенного регулирования зачастую совершаются организованными преступными сообществами. Их целью, традиционно, является незаконное перемещение через таможенную границу валюты, наркотических средств, оружия, автотранспортных средств и деталей к ним, культурных ценностей и т. д. Всегда актуальной является проблема контрабанды оружия, боеприпасов и культурных ценностей через таможенную границу.

Если говорить об особенностях классификации преступлений в таможенной сфере, то нужно отметить, что, например, Зуева К. Ю. в своей работе «Понятие и классификация таможенных преступлений» приводит следующий вариант классификации таких преступлений:

– в зависимости от степени тяжести — небольшой (ст. 174 УК РФ) и средней (ст. 193 УК РФ) тяжести, тяжкие (ст. 190 УК РФ) и особо тяжкие (ст. 200.2 УК РФ);

– в зависимости от сфер воздействия преступлений — преступления в сфере экономической деятельности (ст. 189 УК РФ), против общественной опасности (ст. 226.1 УК РФ) и общественной нравственности (ст. 229.1 УК РФ);

– в зависимости от предмета посягательства — связанные с образованием юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), с денежными средствами или инструментами (ст. 193 УК РФ) и др.

Уместно привести еще одну классификацию в зависимости от того, по каким статьям УК РФ таможенные органы проводят предварительное расследование в форме дознания, а по каким — неотложные следственные действия.

При этом УПК РФ предусматривает, что дознание — это форма предварительного расследования преступлений, осуществляемая дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Следственно, дознаватели таможенных органов проводят предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 194 УК РФ, а также ч.1 ст. 200.1 УК РФ (п. 9, ч. 3, ст. 151 УПК РФ). Дознаватели реализуют деятельность по сбору, проверке, анализу и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, непосредственно имеющие значение для дела.

Органы дознания проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, приведенных в ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. 3 и 4), 200.1 (ч. 2), 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами (п. 3, ч. 2, ст. 157 УПК РФ). Здесь важно также отметить, что неотложные следственные действия по перечисленным статьям проводятся таможенными органами только при условии самостоятельного выявления ими данных преступлений.

Таким образом, дознаватели таможенных органов имеют право возбуждать уголовные дела (в том числе и осуществлять неотложные следственные действия), полностью их расследовать, а по завершению предварительного расследования составлять обвинительный акт, который, вместе с материалами уголовного дела, направляется на рассмотрение прокурору транспортной прокуратуры (п. 4 ст. 226 УПК РФ).

Очевидно, что преступные деяния, совершаемые в сфере таможенного регулирования, и по сей день, представляются одним из негативных факторов, которые влияют на развитие легальных социально-экономических и рыночных отношений, валютно-финансовую систему страны, а также на установившийся порядок перемещения различных видов товаров через таможенную границу. Сложный характер таможенных преступлений должен учитываться при предупреждении и пресечении попыток их совершения, а, соответственно, возникает острая необходимость в разработке и внедрении эффективных мер профилактики наиболее часто совершаемых преступлений в сфере таможенного дела.

Литература:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020)/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/(дата обращения: 05.05.2020)
  2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/(дата обращения: 05.05.2020)
  3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
  4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/(дата обращения: 05.05.2020)
  5. Приказ ФТС России от 26.07.2013 № 1392 «Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания»
  6. Туленев А. И. Таможенные преступления и современное состояние использования специальных знаний при их расследовании // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18472 (дата обращения: 05.05.2020)
  7. Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России. / Жбанков В. А., Огнева А. О. / К вопросу о сущности и криминалистической характеристике таможенных преступлений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voenprav.ru/doc-3586–6.htm(дата обращения: 05.05.2020)
  8. Коновалова, Т. А. Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы / Т. А. Коновалова, Е. В. Крицкая. — Текст: непосредственный, электронный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 2 (9). — С. 31–37. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/123/3922/(дата обращения: 05.05.2020)
  9. Батычко В. Т. Таможенное право в вопросах и ответах. Таганрог: ТРТУ, 2005/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m229/ (дата обращения: 05.05.2020)
  10. Зуева, К. Ю. Понятие и классификация таможенных преступлений / К. Ю. Зуева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 109–111. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46678/ (дата обращения: 05.05.2020).
Задать вопрос