Право каждого на свободный доступ к информации в сети Интернет в цифровую эпоху | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (20) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Доценко, П. А. Право каждого на свободный доступ к информации в сети Интернет в цифровую эпоху / П. А. Доценко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5258/ (дата обращения: 19.01.2021).



В данной статье рассматривается проблема конституционно-правового статуса личности в цифровую эпоху. Анализируется право на информацию, закрепленное статьей 29 Конституции РФ, соотносится с видением данного права зарубежными теоретиками и правовыми позициями Европейского суда по правам человека. Также произведено сравнение положения Конституции РФ о праве на информацию с конституциями зарубежных стран. Рассматривается допустимость ограничения прав человека и гражданина государством, пример ограничения в Российской Федерации доступа к мессенджеру «Телеграм». Обсуждается проблема введения суверенной информационно-телекоммуникационной сети в РФ и способы недопущения злоупотребления государственными органами своих полномочий на таком праве граждан, как право на информацию. Предлагаются пути нормативного урегулирования данной проблемы и первоочередные шаги.

Ключевые слова: право на информацию, цифровая эпоха, Интернет, автономный Рунет, свободный доступ.

В эпоху цифровой экономики конституционно-правовой статус личности динамично изменяется и дополняется новыми правами, не закрепленными в тексте Конституции. В соответствии со статьей 29 частью 4 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1, ст. 29]. В условиях цифровой экономики значение для данной статьи Конституции приобретает сеть Интернет, а именно: право каждого на беспрепятственный доступ в сеть Интернет, право на свободное получение, хранение и распространение информации в данной среде. Стоит отметить, что в доктрине зарубежных стран при рассмотрении прав граждан в цифровых условиях равнозначно используются понятия «свобода выражения мнения» [10, p. 286–288], «право на информацию» [9, p. 5–6] и «свобода информации» [8, p. 10–21].

А. С. Шатилина, говоря о праве на информацию в сети Интернет, выделяет два способа закрепления этого права: «рассмотрение права на доступ к сети Интернет в контексте права на информацию и связь, которое гарантируется Конституцией, — Кипр, Эстония, Грузия, Греция, Португалия, РФ, Украина; закрепление права на доступ к сети Интернет в конкретном законодательстве, как правило, в рамках законов о телекоммуникациях — Албания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Черногория, Испания, Турция, Туркменистан» [7, с. 41].

В Российской Федерации право на доступ к информации через сеть Интернет закреплено в статье 8 части 5 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности» [3, ст. 8]. Однако, в данном случае у государства возникает обязанность предоставить доступ к информации в сети Интернет лишь по вопросам деятельности государственных органов, не обеспечивая право граждан на иную информацию.

В Конституции РФ отсутствует закрепление права на доступ в Интернет, однако, например, в Конституции Португалии в части 6 статьи 35 закрепляется, что: «каждому гарантируется свободный доступ к информационным сетям общественного пользования» [12]. Данное положение характеризует Португалию как страну, перешедшую в цифровую эпоху. Д. Миятович, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, высказывает следующее мнение: «вклад Интернета в развитие непосредственной демократии и реализацию свободы слова и СМИ позволяет говорить о том, что право доступа к Интернету со временем может быть возведено в ранг конституционного» [11].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что Россия должна внести поправки к Конституции и урегулировать право на доступ в сеть Интернет и право на информацию в данной сети, так как в современных условиях данные права очень часто нарушаются государственными органами.

В настоящее время широко распространена практика ограничения доступа к сайтам и информации на них государством, например, блокировка мессенджера Telegram Роскомнадзором, блокировка сайтов как неугодных действующей власти и другие. Как правильно говорит А. В. Червяковский, зачастую меры блокировки оправданы. Они направлены на «обеспечение доступа к информации и ее защите, учитывая пожелания всех заинтересованных лиц» [6, с. 356]. Другими словами, государство защищает интеллектуальные права граждан от Интернет-пиратства. В то же время государство блокирует ресурсы, которые содержат аморальную и антиобщественную информацию. Все эти меры направлены во благо общества.

С другой стороны, как отмечает Ковлер А. И.: «Проблема защиты прав человека в эпоху цифровых технологий стала одной из самых злободневных тем в правозащитной деятельности» [4, с. 149]. На 24 ноября 2019 г. заблокировано почти 2500000 IP адресов. Большая часть сайтов блокируется из-за отказа предоставить ключи шифрования для Федеральной службы безопасности РФ, как и в случае с мессенджером Telegram. Такие сайты зачастую публикуют информацию, неугодную действующей власти.

Европейский суд по правам человека придерживается политики отказа в жалобах на решения национальных судов, связанных с ответственностью за несоблюдение ограничений в публикуемых материалах. Так, например, в деле «Стефан Лоран Перрин против Соединенного Королевства» (Stephane Laurent Perrin v. UK) (решение от 18 октября 2005 г., жалоба N 5446/03) [5] Суд пришел к выводу, что привлечение к уголовной ответственности менеджера интернет-компании за публикацию материалов, не соответствующих требованиям законодательства «было необходимо в демократическом обществе в интересах защиты общественной нравственности и прав других лиц» [4, с. 147].

С 1 ноября 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]. Данный нормативно-правовой акт в СМИ сразу же наименовали «законом об автономном Рунете» [13]. Суть данного нововведения состоит в том, чтобы обеспечить лицам, проживающим на территории Российской Федерации доступ в информационную сеть в случае блокировки доступа третьими странами сети Интернет.

Является ли принятие данного закона ограничением конституционного права граждан на информацию? В условиях санкций против России данный шаг властей является разумным, законодатель стремится защитить права граждан на доступ в информационные сети. Но, с другой стороны, данное нововведение может использоваться властью в целях ограничения права граждан на достоверную информацию, намеренное искажение истинной информации и распространение выгодной и наиболее благоприятной [14].

Таким образом, в России проявляются попытки ограничить конституционное право граждан на информацию путем блокировки сайтов, мессенджеров, завуалированных попыток закрыть Интернет, выдавая это за превентивную попытку обезопасить граждан.

В данной связи необходимо выделить несколько путей, по которым необходимо двигаться России, чтобы не ущемлять права и свободы граждан в новую, цифровую эпоху.

1) Необходимо выработать на законодательном уровне строгие процедуры контроля за ограничением информации в сети Интернет.

2) Необходимо создать процедуру независимого судебного и парламентского контроля за органами государственной власти в сфере административного судопроизводства при разрешении дел, информационной направленности.

3) Необходимо сформировать государственный орган, занимающийся рассмотрением жалоб граждан на действия государственных органов по поводу ущемления права на информацию в информационно-телекоммуникационных сетях.

Первостепенной задачей должно стать внесение поправок в текст Конституции РФ, а именно в статью 29, путем добавления положений о праве свободного доступа в сеть Интернет, использования данной сети для распространения, хранения, передачи и поиска информации без каких-либо ограничений, не предусмотренных законодательством.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС КонсультантПлюс.

  1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Ковлер А. И. Права человека в цифровую эпоху // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2019. N 6. С. 146–150.
  3. Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2016. N 6.
  4. Червяковский А. В. Проблемы ограничения прав граждан на доступ к информации в сети «Интернет» // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 355–360.
  5. Шатилина А. С. Права человека в Интернете: проблема признания права на доступ к Интернету // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. N 1. С. 38–45.
  6. Freedom of information handbook / ed. P. Carey, M. Turle. London, 2006. P. 10–21.
  7. Helberger N. The «right to information» and digital broadcasting — About monsters, invisible men and the future of European broadcasting regulation // Entertainment Law Review. 2006. V. 17. Iss. 2. P. 5–6.
  8. Loon A., van. Freedom versus access rights in a European context // Regulating the Global Information Society / ed. C. T. Marsden. New York, 2005. P. 286–288.
  9. OSCE media freedom representative calls on governments to recognize access to the Internet as a human right. OSCE Press release 16 July 2011 // http://www.osce.org/fom/81006.
  10. URL:http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/portugal/portug-r.htm (дата обращения: 28.02.2020)
  11. URL:https://www.klerk.ru/buh/articles/490735/ (дата обращения 25.11.2019)
  12. URL:https://akket.com/raznoe/189506-s-1-noyabrya-v-rossii-izolirovali-internet-chto-eto-znachit.html (дата обращения: 25.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): информация, Интернет, Россия, сеть, цифровая эпоха, гражданин, Конституция РФ, Российская Федерация, автономный Рунет, европейский суд.

Похожие статьи

К вопросу о реализации права на доступ к информации...

Ключевые слова: автономный рунет, суверенный интернет, конституционные права

Ключевые слова: право на информацию, цифровая эпоха, Интернет, автономный Рунет.

В силу ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю...

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

В статье рассматриваются проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным Судом РФ, представлены взгляды и аргументы исследователей коллизий между нормами Конституции РФ и решениями Европейского Суда...

Европейский суд по правам человека и Россия: вопросы...

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г

Конституционный Суд России и дело об обязательности решений Европейского суда по.

Европейский Суд, Российская Федерация, Конституционный Суд, международный договор...

Будущее за онлайн-судами, или Что породил COVID-19

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия осуждённых было проведено 19 апреля 2000 года. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд Российской Федерации — СИЗО-77/3 Главного управления исполнения...

Цифровая экономика: возможности для стран и способы ее...

Цифровая экономика — это всемирная сеть экономической деятельности, а также коммерческих транзакций и профессиональных взаимодействий, которые обеспечиваются информационно-коммуникационными технологиями.

Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость...

В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что

Библиографическое описание: Хомякова, С. С. Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия / С...

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

Конституционный Суд России, Россия, Российская Федерация, Европейский Суд, решение, положение, Конвенция, одиночное заключение, судебная

Исполнение решений Европейского суда по правам человека... Конституционный Суд России, Россия, Российская Федерация...

Перспективы внесения поправок в Конституцию Российской...

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт, который был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляет основы конституционного строя РФ, государственное...

Свобода слова как одна из форм реализации...

Российская Федерация в Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд...

Похожие статьи

К вопросу о реализации права на доступ к информации...

Ключевые слова: автономный рунет, суверенный интернет, конституционные права

Ключевые слова: право на информацию, цифровая эпоха, Интернет, автономный Рунет.

В силу ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю...

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

В статье рассматриваются проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным Судом РФ, представлены взгляды и аргументы исследователей коллизий между нормами Конституции РФ и решениями Европейского Суда...

Европейский суд по правам человека и Россия: вопросы...

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г

Конституционный Суд России и дело об обязательности решений Европейского суда по.

Европейский Суд, Российская Федерация, Конституционный Суд, международный договор...

Будущее за онлайн-судами, или Что породил COVID-19

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия осуждённых было проведено 19 апреля 2000 года. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд Российской Федерации — СИЗО-77/3 Главного управления исполнения...

Цифровая экономика: возможности для стран и способы ее...

Цифровая экономика — это всемирная сеть экономической деятельности, а также коммерческих транзакций и профессиональных взаимодействий, которые обеспечиваются информационно-коммуникационными технологиями.

Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость...

В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что

Библиографическое описание: Хомякова, С. С. Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия / С...

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по...

Конституционный Суд России, Россия, Российская Федерация, Европейский Суд, решение, положение, Конвенция, одиночное заключение, судебная

Исполнение решений Европейского суда по правам человека... Конституционный Суд России, Россия, Российская Федерация...

Перспективы внесения поправок в Конституцию Российской...

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт, который был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляет основы конституционного строя РФ, государственное...

Свобода слова как одна из форм реализации...

Российская Федерация в Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд...

Задать вопрос