Статья посвящена изучению существующего правового регулирования договора дарения по нормам ГК РФ. Автором получен вывод о том, что правовое регулирование данного договора должно быть определенным образом скорректировано.
Ключевые слова: даритель, одаряемый, договор дарения, сделка.
Дарение в обыденном понимании означает определенные действия одного лица по отношению к другому лицу, связанные с безвозмездной передачей какой-либо вещи (включая деньги).
Однако с юридической точки зрения понятие дарения значительно шире, так как ГК РФ [1] в части 1 ст. 572 включает в него также и имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При этом изучение договора дарения представляет определенный научный интерес в связи с неоднозначностью его понимания и правового регулирования.
Понятие дарения в современном российском праве и законодательстве имеет ряд особенностей. Так, не допускается известное некоторым правопорядкам «дарение mortis causa» (на случай смерти), которое могло бы служить обходу норм наследственного права, защищающих интересы кредиторов умершего [6].
Сделки на случай смерти (кроме завещания и введенного в действие с 01.06.2019 года наследственного договора) в России прямо запрещены под страхом их недействительности (п. 3 ст. 572 ГК РФ).
Договор дарения призван оформлять складывающиеся гражданские правоотношения, связанные с дарением, и в этом смысле он имеет большое практическое значение. Правильное оформление договора дарения в части как его субъектного состава, так самого предмета договора, а также прав и обязанностей сторон на практике может предотвратить много недоразумений и прямых конфликтов, в особенности, при передаче в дар дорогостоящих объектов недвижимости, автотранспорта и пр.
Так, по сведениям источников, в настоящее время в бытовой сфере, где данный договор наиболее применим, широко распространены случаи одаривания родственников, друзей, коллег [2]. При этом стоимость имущества, передаваемого в дар, может быть весьма высокой, поэтому знание правовой природы и законодательного регулирования договора дарения имеет важное практическое значение.
Не все проблемы, возникающие в процессе применения законодательства о договоре дарения, достаточно разработаны [3]. По этой причине этот вид договора используется для реализации злоупотреблений правом и прикрытия других аналогичных действий [4].
На сегодняшний день я в российской юридической действительности судебные споры между близкими родственниками по поводу принадлежности жилья или иной ликвидной недвижимости нередки, что выражает не что иное, как утрату гражданами нашего государства традиционных семейных ценностей. Поэтому не стать участником гражданского дела об отмене дарения или признании договора дарения недействительным позволит совершенствование соответствующих правил и требований ГК РФ [7].
Так, нельзя не отметить, что некоторые положения ГК РФ необходимо скорректировать для того, чтобы исключить их неоднозначное толкование и, как следствие, возникновение судебных споров.
Проблемы правового регулирования рассматриваемого договора вытекают из того, что в процессе формулировки соответствующих норм должны учитываться моральные предпосылки к возникновению отношений, направленных на одаривание, а также в подавляющем большинстве случаев личные отношения сторон такого договора. Однако же такого договор достаточно часто используется для придания законного вида различного рода незаконным действиям, злоупотреблениям.
Предусмотренная законодателем возможность оспаривания притворных сделок является малоиспользуемой и на практике достаточно сложной с точки зрения доказывания.
Так, Муртазаева Д. А. обратилась в суд с иском Солдатову В. А., в обоснование которого указала, что 31.03.2018 г. умерла ее бабушка Волкодавова Е. В., 06.04.2018 г. умер дедушка Волкодавов В. А. Бабушка умерла в хосписе как не имеющая родственников, дедушка по месту жительства. При жизни нашлись люди, которые поссорили истицу с ее бабушкой и дедушкой, при этом в данные отношения был втянут Солдатов В. А., утверждавший, что он является сыном отца истицы Волкодавова В. А. О смерти дедушки и бабушки истице стало известно от общих знакомых. Из их дома стали пропадать вещи, при этом истица является единственной наследницей по закону. Впоследствии ей стало известно, что домовладение и земельный участок, оформлено по договору дарения от 23.11.2016 г. на Содатова В. А. Считает данную сделку недействительной, поскольку при жизни Волкодавова Е. В. всегда высказывала намерение оставить наследство своей внучке, то есть Муртазаевой Д. А. Суд же указал, что сам по себе факт проживания Волкодавова В. А. в отчужденном им по договору дарения жилом доме о мнимости дарения не свидетельствует, так как закон не запрещает дарителю в дальнейшем пользоваться подаренным имуществом, если против этого не возражает новый собственник. Иных доказательств мнимости заключенного договора истцом не представлено, что стало основанием для отказа в удовлетворении требований [5].
По названным причинам, как представляется, необходимо конкретизировать положения ГК РФ о ничтожности сделки дарения по основанию несоответствия заключенного договора существу договора дарения, к примеру, посредством дополнения нормы пунктом 4 ст. 572 ГК РФ.
Помимо этого, нуждается в конкретизации вопрос о производстве государственной регистрации в случае заключения договора пожертвования в отношении недвижимости, для чего соответствующим указанием о государственной регистрации перехода права собственности может быть дополнен второй абзац ч. 6 ст. 582 ГК РФ.
Итак, в завершение рассмотрения вопросов настоящей статьи, можно прийти к выводу о том, что до настоящего времени законодательный механизм регулирования договора дарения не сформировано. В этой связи, данный договор зачастую используется в качестве средства для реализации различного рода злоупотреблений, нарушений, в том числе, посредством притворного использования данного договора вместо иного реально заключаемого сторонами сделки. Лишь изменения правового регулирования данного договора, в том числе, по обозначенным выше направлениям, позволят очистить данную практически востребованную договорную конструкцию от незаконного использования.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. ст. 410.
- Гражданское право: учебник: в 2 т. / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов, М. В. Бандо и др.; под ред. Б. М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2. 528 с.
- Договор дарения часто используется в незаконных целях [Интервью с С. Музыченко] // Жилищное право. 2012. № 3. С. 65–72.
- Кунцевич А. С. Актуальные проблемы договора дарения // Нотариус. 2012. № 4. С. 21–22.
- Решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 25 марта 2019 г. по делу № 2–1814/2018. URL: https://sudact.ru/regular/doc/XEbPZPc9D9xQ/
- Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В. С. Ем, И. А. Зенин, Н. В. Козлова и др.; отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 958 с.
- Угрюмов А. Дарить или не дарить: все, что нужно знать о договоре дарения жилого помещения // Жилищное право. 2013. № 6. С. 59–70.

