В статье описывается работа по интеграции женских ценностей у женщин-осужденных. Рассмотрен опыт использования расстановочных техник как инструмента психо-коррекционного воздействия на женщин-осужденных в контексте профилактики женской преступности.
Ключевые слова: пенитенциарная система, осужденные женщины, полоролевая идентичность по маскулинному типу, расстановочные техники, состояния, чувства.
In article describe work of integrating female values in convinced-woman. Research experience of using constellations technics as a tool of psychocorrection effect on convinced-woman in context of prevention female crime.
Keywords: penal system, convinced women, sex-role identity by masculine type, constellations technics, state, senses.
«Баба, что мешок — что положишь, то и несет»; «Чего хочет женщина — того хочет Бог» — эти пословицы в сжатой форме обобщают многовековой опыт народа о том, что женщина, ее ценности, поведение служат своеобразным зеркалом, отражающим нечто большее: моральное, нравственное, духовное в обществе. Упадок этого «большего» показывает статистика: согласно ей, в 2016 году из выявленных лиц, лица женского пола составили 148026 человек, в 2017 году — 146916, в 2018 — 145486, в 2019 году — 142 505 выявленных женщин-преступниц. [3]. Причем, если раньше женщины в подавляющем большинстве совершали мелкие хищения в сфере торговли, то в настоящее время, они совершают традиционно «мужские» посягательства, такие как: терроризм, захват заложников, бандитизм, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и т. п.
Женская преступность — это не только проблема российского общества, она стоит остро во всем мире. И многочисленные исследования видят ее корни в кризисе традиционных представлений о женской роли (Adler F., D.Monk, L.Ricciardelli, А. Hardy, В. Е. Кагана, Ю. М. Антоняна, В. Е. Эминова, Н. П. Дубинина и др.)
В научной литературе по предупреждению женской преступности практически отсутствует описание четких узкоспециальных мер, направленных на ее предупреждение и профилактику рецидивов, хотя этот вопрос и не обойден вниманием. Воздействовать на женскую преступность ученые предлагают по средствам сохранения и развития женской культуры [5], «воспитания женственности» [1]. Но возможно ли воспитание уже сформированных, взрослых людей? И если возможно, то каким образом?
Воспитание взрослого человека — процесс сложный и малорезультативный. Но «воспитать», пробудить женщину в женщине, на наш взгляд, возможно, и мы предлагаем это осуществлять через «подключение» женщины к архетипическим женским энергиям, женским энергиям семьи, рода. Полевая терапия, расстановочные практики могут выступать инструментами в реализации этой возможности. Термин «полевые практики» здесь используется в рамках системно-феменологического подхода и описывает технологии работы, в основе которых лежит осознанное обращение к внешнему источнику (полю) за информацией и использование этой информации в работе с клиентской историей [2].
Попытки говорить о поле (морфическом, информационном, знающем) в научной среде или среде профессиональных психологов воспринимаются неоднозначно. Хотя в научной парадигме это явление представлено в теории коллективного бессознательного К.Юнга, теории морфогенетического поля Р.Шелдрейка, в теории поля К.Левина, философии ноосферы В. Н. Вернадского, в теории торсионных полей, но ученым пока так и не удалось объяснить природу поля и закономерности его влияния. Тем не менее наблюдения, являющиеся опорой феменологического подхода, результаты использования воздействия полевых практик психологами и расстановщиками дают основания обращаться к этим технологиям в психокоррекционной работы.
Расстановочные технологии стали одним из инструментов «воспитания» женщины в женщине в научно-практической работе «Выявление психологических особенностей полоролевой идентичности осужденных женщин как фактора преступного поведения. Интеграция женских ценностей», проведенной сотрудниками МОПР ГУЯСИН России по Ростовской области. В ходе этого исследования составлена и апробирована психокоррекционная тренинговая программа интеграции женских ценностей у женщин-осужденных. Ценности, с которыми велась работа — это ценности, связанные с супружеством, родительством, родством.
В исследовании приняли участие 50 осужденных женщин. В рабочую группу были выбраны 8 женщин, характеризующихся полоролевым смещением по маскулинному типу, непринятием своей женской роли. Контрольная группа составила 10 человек.
Как показала диагностика и непосредственная работа женщинам-участницам свойственно отыгрывание социальных ролей мужчины. Причем, «мужской» стиль поведения у них наблюдается в нескольких поколениях — у их родителей и у родителей родителей (бабушек), что у участниц стало одной из причин типично мужских стереотипов поведения: стремления к риску, доминантности, независимости и т. п. Это усугублялось тем, что у 6 из 8 женщин группы была нарушена связь с кровным отцом, а в отношениях с матерью у всех участниц тренинговой группы наблюдалось нарушение привязанности. В отношениях с партнерами женщины испытывали разочарование. Все это еще больше закрепляло их мужской стиль поведения и обесценивало женский. В результате-женщины приняли на себя роль добытчика, кормильца, защитника и вообще человека, действующего в макромире по маскулинному типу.
Медитации Б.Хеллингера, расстановочные упражнения о связи с матерью, отцом, расстановки состояний, включенные в психокоррекционную программу, помогали найти причины личностных проблем в личном опыте женщин или по резонансу отсылали к опыту семьи участниц тренинговой группы, максимально бережно открывали чувства, контейнировали их и помогали чувствам течь, меняться. Это всегда очень больно, но естественное желание тела и души быть живыми, наполненными энергией, подталкивали участниц к проживанию заблокированного.
Следует сказать, что провести четкий водораздел между полевыми и арт-терапевтическими техниками, применяемыми в ходе реализации описываемого исследования, можно весьма условно. Прослушивание и обсуждение художественных произведений, рисование, плетение куклы помимо того, что давали участницам программы возможность эмоционального отреагирования и инсайтов, обретения инициаций-состояний еще и помогали выявлять повторяющиеся жизненные сценарии. Так, например, упражнение Н.Ясиной «Моя любимая сказка» проявило у одной из участниц переплетение с дедом-узником концлагеря, на что та тут же попросила «освободить ее из плена».
Изготовление куклы Доли выступило в психокоррекционном курсе для женщин-осужденных в качестве метафорического якоря женских ценностей — энергий, приобщение к которым несет счастливую женскую судьбы (долю). Сосредоточение внимания участниц занятия на изготовлении куклы, на своих эмоциональных и тактильных ощущениях, соприкосновение с яркостью цветов превратили этот процесс в медитацию, в которой происходило подключение к женским созидательным энергиям своего рода, семьи, народа.
Изменения, которые происходили с участницами психокоррекционной программы можно отследить по результатам диагностических срезов до и после работы методиками МиФ (Т. А. Бессонов, Н. В. Дворянчиков); СОП-Ж (А. Н. Орел); шкалой личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберегра (ад. Ю. Л. Ханин). У женщин, участвующих в программе, значительно повысилась идентификация со своей женской ролью (ИД_Ф-полоролевая идентичность по типу феминности), снизилась маскулинность в поведенческих паттернах (ПЖ_М-полоролевое поведение мужчин в глазах женщин), они стали отдавать мужчинам их мужские функции (СтМ_М-полоролевой стереотип мужчины), приобрели более чёткие представления о своём реальном сексуальном партнёре с позиции собственной феминности (С_М — сексуальные предпочтения). (Рисунок 1).
Рис. 1. Результаты сравнительного анализа изменений, произошедших у женщин с маскулинным типом самоидентификации после участия в психокоррекционных мероприятиях [4]
В сравнении с представительницами контрольной группы у участниц программы также повысился волевой самоконтроль, снизился уровень личностной тревожности. Таким образом, была предпринята попытка «воспитания» женственности в женщинах-осужденных и, как свидетельствуют цифры, она была результативно, и дала участницам тренинговой психокоррекционной программы возможность почувствовать себя женщиной, излучающую созидательную энергию жены, партнерши, дочери, матери, которая дает женщинам больше шансов избегать противоправного поведения.
Литература:
- Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. М.: Логос, 2004, 96 с.
- Веселаго Е. Системные расстановки по Берту Хеллингеру — история, философия, технология. Электронный ресурс. www. constellations. ru (дата обращения: 27.03.2020 г.)
- Отчёт о научно-исследовательской работе по теме «Выявление психологических особенностей полоролевой идентичности осужденных женщин как фактора преступного поведения. Интеграция женских ценностей»» МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области, Ростов-на-Дону, 2019.
- Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ. Аналитические материалы. Электронный ресурс. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 24.03.2020 г.)
- Филипенко А. В. Профилактика женской преступности. Международный научный журнал. Инновационная наука. 2016. № 12(2).