В статье авторы рассматривают основы административно-правового обжалования ненормативных актов и решений на примере Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия.
Ключевые слова: обращение граждан, ненормативные акты, МЧС.
В соответствии с положениями статьи 45 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1], каждый имеет право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, а государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Указанное конституционное право в полном мере распространяется на деятельность органов государственного управления, в том числе связанную с издаем ненормативных актов, решений и т. д. Содержание указанных документов может быть оспорено в административном и судебном порядке. При несогласии с действиями и решениями субъектов государственного управления, в том числе оформленными в виде ненормативных актов, заинтересованные лица имеют право обжаловать их в судебном или административном порядке. Под административным порядком оспаривания действий субъектов государственного управления следует понимать подачу жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, содержащую мотивированную просьбу о защите субъективных прав и законных интересов заинтересованного лица.
Особый интерес представляет именно административным порядок обжалования ненормативных актов, так как способствует, с одной стороны ускоренному восстановлению нарушенных прав, а с другой стороны, способствует более эффективной последующей работы органов государственной власти
Под правоприменительным актом в теории права понимают правовой акт, который принимается компетентным субъектом и по своей природе являющийся одним из способов решения управленческих задач, возложенных на органы государственной власти. Являясь индивидуально-правовым актом, он обращен к конкретному кругу субъектов, закрепляя их права и юридические обязанности.
В соответствии с положениями статьи 33 Конституции РФ, граждане имеют право обращаться лично либо посредством направления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отраслевое регулирования права граждан на обращение закреплено в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2]. Так указанным законом определены следующие виды обращений: предложение, заявление и жалоба. Так, под предложением понимают рекомендацию заявителя по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также развитию деятельности органа государственной или муниципальной власти. В свою очередь под жалобой понимают просьбу гражданина о восстановлении или защите его прав. Под заявлением понимают просьбу гражданина о содействии в реализации конституционных прав или сообщение о нарушении закона.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия (далее — МЧС) является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также осуществление контроля и надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Деятельность органов и учреждений МЧС является очень важной для реализации обороны и безопасности нашего государства. Поэтому эта сфера и определяет «особый статус» МЧС в системе органов государственной власти. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3] руководством деятельности МЧС осуществляет Президент Российской Федерации.
Вопросами, которыми ведает МЧС устанавливаются Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 [4], в соответствии с которым МЧС осуществляет контроль, координацию, управление и реагирование в области:
– гражданской обороны;
– защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях;
– обеспечение пожарной безопасности;
– безопасности людей на водных объектах.
В рамках своей деятельности МЧС по лицензированию и контролю издают акты, которые носят правоприменительный характер. Они не обладают нормативными признаками и соответственно могут быть оспорены в судебном или административном порядке. Порядок работы МЧС по рассмотрению обращений граждан утвержден Приказом МЧС России от 31.03.2015 г. № 45 [5]. По своей структуре данный Приказ корреспондируется с нормами, закрепленными в ФЗ № 59.
Административный порядок обжалования актов органов государственной власти заключается в том, что происходит обращение в вышестоящую инстанцию с мотивированной просьбой изменить содержание документа или отменить его. Федеральным законом и подзаконными актами регламентируется требования, предъявляемые к обращением граждан. Так, анонимные обращения не подлежат рассмотрено. Любое обращение должно содержать следующие реквизиты:
– наименование органа государственной власти или персональные данные должностного лица;
– персональные данные физического лица, направляющего обращение;
– почтовый адрес или адрес электронной почты для обратной связи;
– наименование и обязательные реквизиты обжалуемого ненормативного правового акта;
– указание на то, какие положения документа, по мнению заявителя, нарушают нормы действующих нормативных актов и препятствуют осуществлению его прав и свобод.
Жалоба на ненормативный акт направляется в тот орган государственной власти (должностному лицу), в компетенцию которого выходит разрешение данного вопроса. Орган власти (должностное лицо), получившее документ, обязано зарегистрировать его в трехдневной срок.
Главная цель рассмотрения обращения заключается в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов физического лица. Как и любое письменное обращение в адрес государственного органа (должностного лица), жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента регистрации. Данный период может быть увеличен еще на тридцать дней руководителем государственного органа или должностным лицом в отдельных случаях, на пример, если необходимо запросить дополнительные материалы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 11.12.2016).
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета, № 95, 05.05.2006.
- Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2020, № 4, ст. 346.
- Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 31.12.2019) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, № 28, ст. 2882.
- Приказ МЧС России от 31.03.2015 № 145 (ред. от 22.10.2018) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2015 № 36865) // Российская газета, № 105, 19.05.2015.