Основы административно-правового обжалования ненормативных актов на примере МЧС России | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (18) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Никишов, А. Б. Основы административно-правового обжалования ненормативных актов на примере МЧС России / А. Б. Никишов, О. А. Гутаров. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/4959/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают основы административно-правового обжалования ненормативных актов и решений на примере Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия.

Ключевые слова: обращение граждан, ненормативные акты, МЧС.

В соответствии с положениями статьи 45 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1], каждый имеет право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, а государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Указанное конституционное право в полном мере распространяется на деятельность органов государственного управления, в том числе связанную с издаем ненормативных актов, решений и т. д. Содержание указанных документов может быть оспорено в административном и судебном порядке. При несогласии с действиями и решениями субъектов государственного управления, в том числе оформленными в виде ненормативных актов, заинтересованные лица имеют право обжаловать их в судебном или административном порядке. Под административным порядком оспаривания действий субъектов государственного управления следует понимать подачу жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, содержащую мотивированную просьбу о защите субъективных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Особый интерес представляет именно административным порядок обжалования ненормативных актов, так как способствует, с одной стороны ускоренному восстановлению нарушенных прав, а с другой стороны, способствует более эффективной последующей работы органов государственной власти

Под правоприменительным актом в теории права понимают правовой акт, который принимается компетентным субъектом и по своей природе являющийся одним из способов решения управленческих задач, возложенных на органы государственной власти. Являясь индивидуально-правовым актом, он обращен к конкретному кругу субъектов, закрепляя их права и юридические обязанности.

В соответствии с положениями статьи 33 Конституции РФ, граждане имеют право обращаться лично либо посредством направления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отраслевое регулирования права граждан на обращение закреплено в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2]. Так указанным законом определены следующие виды обращений: предложение, заявление и жалоба. Так, под предложением понимают рекомендацию заявителя по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также развитию деятельности органа государственной или муниципальной власти. В свою очередь под жалобой понимают просьбу гражданина о восстановлении или защите его прав. Под заявлением понимают просьбу гражданина о содействии в реализации конституционных прав или сообщение о нарушении закона.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия (далее — МЧС) является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также осуществление контроля и надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Деятельность органов и учреждений МЧС является очень важной для реализации обороны и безопасности нашего государства. Поэтому эта сфера и определяет «особый статус» МЧС в системе органов государственной власти. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3] руководством деятельности МЧС осуществляет Президент Российской Федерации.

Вопросами, которыми ведает МЧС устанавливаются Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 [4], в соответствии с которым МЧС осуществляет контроль, координацию, управление и реагирование в области:

– гражданской обороны;

– защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение пожарной безопасности;

– безопасности людей на водных объектах.

В рамках своей деятельности МЧС по лицензированию и контролю издают акты, которые носят правоприменительный характер. Они не обладают нормативными признаками и соответственно могут быть оспорены в судебном или административном порядке. Порядок работы МЧС по рассмотрению обращений граждан утвержден Приказом МЧС России от 31.03.2015 г. № 45 [5]. По своей структуре данный Приказ корреспондируется с нормами, закрепленными в ФЗ № 59.

Административный порядок обжалования актов органов государственной власти заключается в том, что происходит обращение в вышестоящую инстанцию с мотивированной просьбой изменить содержание документа или отменить его. Федеральным законом и подзаконными актами регламентируется требования, предъявляемые к обращением граждан. Так, анонимные обращения не подлежат рассмотрено. Любое обращение должно содержать следующие реквизиты:

– наименование органа государственной власти или персональные данные должностного лица;

– персональные данные физического лица, направляющего обращение;

– почтовый адрес или адрес электронной почты для обратной связи;

– наименование и обязательные реквизиты обжалуемого ненормативного правового акта;

– указание на то, какие положения документа, по мнению заявителя, нарушают нормы действующих нормативных актов и препятствуют осуществлению его прав и свобод.

Жалоба на ненормативный акт направляется в тот орган государственной власти (должностному лицу), в компетенцию которого выходит разрешение данного вопроса. Орган власти (должностное лицо), получившее документ, обязано зарегистрировать его в трехдневной срок.

Главная цель рассмотрения обращения заключается в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов физического лица. Как и любое письменное обращение в адрес государственного органа (должностного лица), жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента регистрации. Данный период может быть увеличен еще на тридцать дней руководителем государственного органа или должностным лицом в отдельных случаях, на пример, если необходимо запросить дополнительные материалы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 11.12.2016).
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета, № 95, 05.05.2006.
  3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2020, № 4, ст. 346.
  4. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 31.12.2019) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, № 28, ст. 2882.
  5. Приказ МЧС России от 31.03.2015 № 145 (ред. от 22.10.2018) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2015 № 36865) // Российская газета, № 105, 19.05.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, должностное лицо, Российская Федерация, гражданская оборона, акт, государственное управление, административный порядок, государственный орган, исполнительная власть, пожарная безопасность.

Ключевые слова

обращение граждан, ненормативные акты, МЧС

Похожие статьи

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел

В статье рассматриваются ключевые моменты правового регулирования гражданско-правовой ответственности Органов Внутренних Дел, с целью выявления недостатков и предложений по совершенствованию законодательной базы, в рассматриваемой сфере.

Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения

В статье рассматривается понятие административно-правового статуса участников дорожного движения. Анализируется содержание административно-правового статуса пешеходов, пассажиров, водителей транспортных средств. Подчеркиваются общие и субъективные ос...

Представление как административно-правовое средство предупреждения правонарушений на транспорте

В статье рассматривается представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения на транспорте, как принудительное административно-правовое средство предупреждения административного правонарушения, п...

Общетеоретические аспекты рассмотрения обращений граждан и организаций в территориальных органах МВД России

В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.

Основания и условия ответственности при осуществлении медицинской деятельности

В статье рассмотрены вопросы возникновения гражданской ответственности при оказании медицинской помощи, приведены примеры некачественного оказания медицинских услуг, гражданско-правовая ответственность за причинение вреда медицинским работником, прим...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая

В данной статье проведен анализ правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Рассмотрены основные нормативные акты, которые определяют правовые механизмы оказания помощи таким лицам.

Особенности и проблемы гражданско-правовой ответственности в медицинской сфере

Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников пе...

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан

В представленной статье анализируется вопрос о становлении и развитии административного законодательства, определяющего юридическую ответственность за составы правонарушений, посягающих на права граждан. Автором выделено несколько периодов, дана их о...

Похожие статьи

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел

В статье рассматриваются ключевые моменты правового регулирования гражданско-правовой ответственности Органов Внутренних Дел, с целью выявления недостатков и предложений по совершенствованию законодательной базы, в рассматриваемой сфере.

Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения

В статье рассматривается понятие административно-правового статуса участников дорожного движения. Анализируется содержание административно-правового статуса пешеходов, пассажиров, водителей транспортных средств. Подчеркиваются общие и субъективные ос...

Представление как административно-правовое средство предупреждения правонарушений на транспорте

В статье рассматривается представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения на транспорте, как принудительное административно-правовое средство предупреждения административного правонарушения, п...

Общетеоретические аспекты рассмотрения обращений граждан и организаций в территориальных органах МВД России

В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.

Основания и условия ответственности при осуществлении медицинской деятельности

В статье рассмотрены вопросы возникновения гражданской ответственности при оказании медицинской помощи, приведены примеры некачественного оказания медицинских услуг, гражданско-правовая ответственность за причинение вреда медицинским работником, прим...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая

В данной статье проведен анализ правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Рассмотрены основные нормативные акты, которые определяют правовые механизмы оказания помощи таким лицам.

Особенности и проблемы гражданско-правовой ответственности в медицинской сфере

Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников пе...

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан

В представленной статье анализируется вопрос о становлении и развитии административного законодательства, определяющего юридическую ответственность за составы правонарушений, посягающих на права граждан. Автором выделено несколько периодов, дана их о...

Задать вопрос