В статье анализируется нормативно-правовая база, регулирующая систему защиты прав и свобод несовершеннолетних, приводится понятие, элементы правозащитного механизма и проблемы его реализации на современном этапе; рассматриваются государственные и общественные организации в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. Проводимый анализ системы защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан в РФ позволяет констатировать необходимость его совершенствования.
Ключевые слова: несовершеннолетние, система защиты прав несовершеннолетних, правозащитный механизм, права и гарантии несовершеннолетних, органы по делам несовершеннолетних.
Большинство учёных, занимающихся вопросами защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, приходят к выводу о несовершенстве нормативно-правового регулирования в области защиты прав данной категории граждан, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы как для науки, так и для практики.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, закрепляет принцип, по которому ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь [6]. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. закреплено уважение и обеспечение права каждого ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств [13]. В соответствии c Конституцией РФ прямой обязанностью государства является охрана, защита материнства, детства, семьи. Указанные принципы являются основой для создания системы защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Специфика механизма защиты несовершеннолетних граждан состоит в том, что ребёнок, будучи личностью, субъектом целого ряда общественных отношений, носителем прав и обязанностей, не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы. Для этой цели государство создаёт целую систему, состоящую их органов и должностных лиц, которые стоят на страже интересов ребёнка. Проблеме обеспечения прав и гарантий ребёнка, созданию действенного механизма защиты в настоящее время уделяется большое внимание в науке и практике, так как ребёнок — это будущее поколение, залог политического и экономического процветания страны. Механизм защиты прав и свобод несовершеннолетних представляет собой систему правовых институтов, методов, обеспечивающих предупреждение и пресечение правонарушений, а также эффективную защиту и восстановление нарушенных прав ребёнка. В этой связи можно согласиться с мнением В. И. Абрамова, который считает, что правозащитный механизм несовершеннолетних представляет собой «систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения его прав». [1, с. 31]
Социальные средства подразумевают социальную защиту, состоящую из экономических, организационных, правовых мер, гарантированных государством и обеспечивающих несовершеннолетним гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Правовая защита, реализуемая в рамках социальной защиты, выражается в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних юридическими средствами. Правовая защита реализуется посредством двух механизмов защиты несовершеннолетних граждан: нормативного и правоприменительного. Нормативный механизм заключается в ратификации конвенций, подписании международных договоров, создание национальной правовой базы в сфере наделения несовершеннолетних рядом прав и гарантий, обеспечения их защиты в различных областях, то в соответствии с и. 2 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. и вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 г. [13], государство обязуется, посредством принятия законодательных и административных мер, обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, включая закрепление прав и обязанностей его родителей, опекунов или попечителей. Целью Декларации прав ребенка, принятой в 1959 г., является обеспечение детям счастливого детства и наделение их правами и гарантиями, а добровольные общественные организации, местные власти и национальные правительства должны признавать и соблюдать эти права путем установления законодательных и других мер [6]. В национальном законодательстве принят целый ряд важнейших нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав и свобод ребёнка: ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [20], ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» [21], ФЗ РФ «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» [22], ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [23] и др.
Законодателем определена система органов защите несовершеннолетних, в нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
В соответствии с действующим российским законодательством полномочиями по защите ребёнка наделены как органы государственной и муниципальной власти и общественно-государственные. В настоящее время в области защиты прав несовершеннолетних возросла роль прокуратуры как независимого надзорного органа, осуществляющего не только реагирование совершённые нарушения прав детей, но и непосредственное наблюдение за законностью, недопущении ущемления правового статуса ребенка, а также на предупреждении нарушений прав детей в различных социальных сферах [12, с. 3–6].
Таким образом, механизм защиты несовершеннолетних в России, включает в себя следующие элементы:
− социальный (обеспечение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, которые осуществляется через оказание детям бесплатной медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительной работы, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение; создание учреждений для отдыха и оздоровления детей; реализация прав на занятость и трудоустройство, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, включая мероприятия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних, реализацию государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время; меры по защите прав несовершеннолетних граждан в сфере образования (создания общественных организаций обучающихся; развитие института школьной медиации и психологической помощи несовершеннолетним);
− информационный (включает в себя меры по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, защите от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию);
− экономический (защиту прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности, осуществляемая путем социальной реабилитации, процедур с учетом обеспечения приоритета материального и социального благополучия ребенка, особенностей возраста и социального положения несовершеннолетнего и членов его семьи).
В реализации рассмотренного правозащитного механизма несовершеннолетних в России имеется ряд проблем. Во-первых, совершенствованию правового регулирования механизма защиты несовершеннолетних препятствует отсутствие как такового междисциплинарного взаимодействия. В большинстве отраслей российского права сложились свои подходы относительно реализации прав и гарантий несовершеннолетних, содержания правоотношений в области защиты прав несовершеннолетних. Во-вторых, отсутствие взаимодействия между государственными, негосударственными и общественными органными в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних (органы социальной защиты населения, управления образованием, опеки и попечительства, органы по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости, внутренних дел и т. д.). На практике представляется затруднительным распределение между органами различных уровней (федеральном, региональном и муниципальном) полномочий и компетенции, исключив их одновременное дублирование. Так же затруднительно привлечение к ответственности отдельных должностных лиц за бездействие в отношении защиты прав и интересов несовершеннолетних. Перечисленные выше проблемы позволяют констатировать необходимость совершенствования правозащитного механизма несовершеннолетних.
В последнее время в некоторых субъектах РФ также появился институт уполномоченного по правам ребенка. Вопрос о роли Уполномоченного по правам ребёнка в системе защиты прав и свобод широко обсуждается в научной литературе [7, с. 24–26; 8, с. 589–591; 10, с. 117–121]. Цель данного института — обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод ребёнка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Для иных государственно-правовых институтов, также входящих в систему защиты основных прав и свобод, этот вид деятельности является лишь одним из направлений их функционирования. Кроме того, традиционно институт Уполномоченного (омбудсмена) принято рассматривать как своего рода посредника, «медиатора» между гражданским обществом и государственными органами, что значительно повышает его роль в системе государственного управления [25, с. 8]. Следует отметить, что деятельность данного института в настоящее время не вполне эффективна, так как не создан механизм контроля Федерального Уполномоченного по правам ребенка за реализацией обязанностей уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
Одним из органов государственной власти, призванным обеспечивать и защищать права несовершеннолетних, является МВД России. На основании Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», основным подразделением органов внутренних дел, занимающимся вопросами профилактики и предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних, а также защиты их прав и восстановления нарушенных прав, является подразделение по делам несовершеннолетних. Сотрудники данного подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу по предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних рассматривают заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних [9, с. 38]. Данные функции выполняются сотрудниками полиции в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних.
Следующим органом в системе защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, к которым относятся: Правительственная комиссия, комиссии, созданные высшими органами государственной власти региона и осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, и комиссии, созданные органами местного самоуправления и осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований субъектов РФ — районные (городские), районные комиссии в городах (муниципальные комиссии). Указанные комиссии осуществляют координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленную на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий; выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям [17].
Комиссии по делам несовершеннолетних созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ [19], оценивают факторы, позволяющие определить, представляет ли лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, а так же принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение установленного законодательством перечня преступлений [18].
Законы субъектов содержат общие составы административных правонарушений, конкретизирующие нарушения правил нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей; несоблюдение требований по ограничению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда. Рассмотрение дел по указанному составу относится к компетенции мировых судей.
Некоторыми авторами предлагается передать в полном объеме юрисдикционные функции комиссий в специализированные суды [4 С. 35]. Это освободит комиссии от большого объема работы, предоставив им возможность сконцентрироваться на решении задач защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, и позволит создать комплексный институт защиты прав детей в России — ювенальные суды. Идея создания ювенальных судов в российской практике носит противоречивый характер, где разгораются большие дискуссии и споры по данному вопросу, как в кругах деловой общественности, так и среди населения. Сторонники настаивают на необходимости особой заботы государства и общества о детях. Противники же считают, что создание ювенальной юстиции создают базу для повсеместного государственного вмешательства в жизнь семьи. Первоочередными задачами для формирования данного института в России должно стать не только эффективное рассмотрение судами дел о противоправном поведении несовершеннолетних, но и создание системы их социального контроля и системы реабилитации.
В системе органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо выделить конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые могут рассматриваться как дополнительный уровень конституционной гарантии в сфере защиты прав несовершеннолетних, инструмент контроля за соблюдением Конституции РФ и действующего законодательства органами государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления, имеют значение в обеспечении единого конституционного пространства [11, с. 35].
Немаловажную роль в защите и реализации имущественных прав и интересов несовершеннолетних граждан играет нотариат. О предназначении нотариата как органа, осуществляющего правоохранительные функции, говорится в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [16]. К числу нотариальных действий, направленных на защиту законных прав ребенка можно отнести: удостоверение сделок, в том числе сделок по передаче в общую долевую собственность членов семьи квартиры, на приобретение которой был использован материнский (семейный) капитал; выдачу свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего; удостоверение согласия родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации или согласия на усыновление ребенка; алиментное соглашение; соглашение родителей об определении места жительства ребенка; письменные обязательства собственников недвижимого имущества, приобретавших данное имущество за счет кредитных средств и использующих денежные средства материнского капитала на погашение кредитных обязательств [24, с. 59].
Таким образом, к правоприменительным механизмам защиты прав ребенка относится, деятельность различных уполномоченных органов, организаций и лиц, направленная на обеспечение эффективной защиты прав детей в различных сферах. Эту деятельность осуществляют: государственные и муниципальные органы (суды, прокуратура, органы исполнительной власти, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства); негосударственные органы (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, правозащитные организации); общественно-государственные органы (прежде всего, институты уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам детей). В системе защиты прав детей участвует ряд государственных органов и общественных организаций, число которых растёт с каждым годом. Однако в Российской Федерации сегодня отсутствуют единая система защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка. Формирование действенного правозащитного механизма несовершеннолетних в России предполагает создание государственной системы мер обеспечения прав и гарантий несовершеннолетних, разграничение полномочий органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, это продолжительный процесс, который в настоящее время ещё не завершён и нуждается в доработке. Защита прав несовершеннолетних является приоритетной задачей политики нашего государства. Чтобы обеспечить должную и всестороннюю реализацию прав и законных интересов несовершеннолетних, необходимо не только создать отлаженную систему государственных органов и служащих, но и усовершенствовать правовой механизм реализации прав несовершеннолетних.
Литература:
- Абрамов В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф.... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 55 с.
- Богданова Т. В. Защита прав и интересов несовершеннолетних в исполнительном производстве: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. 26 с.
- Верзуб Б. М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок // Нотариус. 2015. N 5.
- Бойко С. С. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Юристъ-Правоведъ. 2009. N 6. С. 34–38.
- Галицкова И. Ю. Защита прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях (гражданско-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): автореф. дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 2012. 23 с.
- Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.
- Додонова А. Д. Становление института Уполномоченного по правам ребенка в зарубежных государствах // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 24–26.
- Ивлева Т. В. История становления института детского омбудсмена в России и за рубежом // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. С. 589–591.
- Ильясов М.-С. З. Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних органами Министерства внутренних дел РФ // Современное право. 2018. N 7–8. С. 36–39.
- Инкина Н. В. Комиссии по делам несовершеннолетних и институт уполномоченного по правам несовершеннолетних в защите их прав // Право и образование. 2009. № 2. С. 117–121.
- Исламова Р. И. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации как дополнительный гарант защиты прав несовершеннолетних // Законность. 2017. C 8. С. 32–35.
- Кожевников К. М. Роль прокуратуры в защите конституционных прав семьи, детей, профилактике преступности несовершеннолетних // Законность. 2017. № 11(997). С. 3–6.
- Конвенция ООН о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.
- Ростовская И. В. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних: автореферат дис.... канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с.
- Кулапов В. В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ (вопросы теории): дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 238 с.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462–1 // Российская газета. 1993. 13 марта.
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 15.10.2014) // СЗ РФ. 08.05.2006. N 19. Ст. 2093.
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 (ред. от 18.10.2016) «Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения»// СЗ РФ. 2015. № 33. Ст. 4829.
- Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 10.09.2015) // СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5829.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
- Хагуш М. Н. Защита и охрана прав несовершеннолетних при совершении нотариальных действий // Юстиция. 2017. N 2. С. 58–62.
- Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребёнка: историко-теоретический аспект: монография. М., 2015. 596 с.
- Шикула И. Р. Государственная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии // Юридический мир. 2016. N 11. С. 37–41.