Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Кучеряева, М. Г. Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок / М. Г. Кучеряева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4821/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье автор пытается определить, что именно подразумевается под понятием «контрафакт», а также выяснить историю происхождения данного термина.

Ключевые слова: контрафакт, фальсификация.

В настоящее время понятия «контрафакт», «контрафактная продукция», «контрафактный товар» имеют большую огласку в СМИ и новостных лентах, активно обсуждаются как на российском рынке, так и за рубежом. В дискуссии учувствуют законодатели, правообладатели и потребители. Но что именно подразумевается под таким понятием как «контрафакт»? Может показаться, что данный вопрос достаточно прост для понимания, однако, во многих литературных источниках понятия «контрафактная», «фальсифицированная» и «пиратская» продукция нередко употребляются совместно и воспринимаются как синонимы, но по своей природе и сущности — это различные понятия.

Понятие «контрафакт» изначально зародилось в латинском языке «contrafactio» — подделка (от contre- против + faire- делать). Затем слово было заимствованно западноевропейскими языками, поэтому термин «контрафакт» и английское существительное «counterfeit», а также французское «contrefaçon» имеют одни и те же истоки.

Ранее контрафактом считалась как поддельная продукция, так и фальшивые валютные деньги. Кроме того, подделка королевской печати имела свое название — «contrafactio sigilli regis». После, контрафактом называли продукцию, которая была привезена с нарушениями прав интеллектуальной собственности.

Контрафакция — это незаконное использование популярных торговых марок схожих с товарами известных брендов, с целью введения в заблуждение покупателей для получения прибыли от производства и реализации товаров. Понятие «контрафакция» существует в законах множества стран, такое нарушение преследуется по закону соответствующего государства.

На сегодняшний день слово контрафакт часто употребляется в виде прилагательного в таком словосочетании как контрафактный товар. «Контрафактный товар — это любой фактор, произведенный без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенных или использованных в этом товаре» [1].

Термин «фальсификация» произошел от латинского слова falsificatio — подделка, затем из falsificus — лживый, после falsus- ложный, неверный, и из fallere — вводить в заблуждение, обманывать + facere — делать, производить.

Фальсификация — это обман потребителя и/или покупателя способом подделки товара с корыстной целью.

Фальсификация проявляется в ложной информации о товарах либо услугах, а именно, когда изготовитель, импортер или продавец сознательно вводят потребителя в заблуждение относительно реальных свойств выпускаемого товара: качество продукции, ее состав, срок эксплуатации (паленая алкогольная продукция, недоброкачественные колбасные изделия и т. п.)

Фальсифицированная продукция может производиться как легально, так и на нелегальной основе. Отличительная черта фальсификата от прочих видов иных подделок заключается в том, что при фальсификате преднамеренно нарушаются права покупателей и не нарушаются права других хозяйствующих субъектов.

Понятия «контрафакт» и «фальсификация» разные с правовой точки зрения: контрафакт- нарушение интеллектуальных прав, в то время как фальсификат — это нарушение технологии производства. В соответствии с этим, фальсифицированная продукция может не быть контрафактной, а контрафактная продукция может быть фальсифицированной.

Пиратство — не лицензированное копирование авторских произведений, касающееся программного обеспечения, аудио- и видеопродукции, а под контрафактном нелегальное применение чужого товарного знака.

Контрафакт отличается от пиратства и фальсификации продукции по следующим основаниям:

  1. фальсификация — обман потребителя в отношении свойств и ингредиентов товара, но при этом не всегда влечет за собой нарушение прав правообладателей товарных знаков;
  2. проблемы пиратства и контрафакта регулируются гражданским законодательством, которым защищаются интересы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако, контрафакт нарушает исключительные права на средства индивидуализации, а пиратство — права авторов.
  3. оба вида нарушения регулируются корпоративным законодательством.

В России впервые понятие контрафакта содержалось в статье 4 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который на сегодняшний день утратил силу: «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [2].

В статье 48 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах», который также утратил законную силу с введением части 4 ГК РФ, было использовано аналогичное понятие при определении контрафактных экземпляров: «Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться» [3].

В Законе РФ от 23.09.1992 № 3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (утратил силу) содержалось похожее определение для экземпляров программ ЭВМ.

Другие аналогичные законы, которые регулировали сферу интеллектуальной собственности, конкретного определения не давали. Это позволяет сделать вывод, что ранние законы, которые формулировали понятие «контрафакт», подразумевали не все объекты интеллектуальной собственности, а только авторские, иногда смежные права, товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров. На сегодняшний день ситуация обстоит гораздо лучше прежнего.

Главным образом, когда ч.4 Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в законную силу, термин «контрафактный» был использован в п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Однако данная статься не дает четкого понятия контрафактного товара, но его можно сформулировать, основываясь на содержании нормы: контрафактными являются материальные носители, в которых выражено средство индивидуализации или результаты интеллектуальной деятельности, когда их изготовление, распространение, использование, импорт, перевозка или хранение ведут к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Термин «контрафакт» содержится и в иных нормах ч. 4 ГК РФ, где данное понятие относится:

− к экземплярам произведений (ст. 1301 и ст. 1302 ГК РФ);

− к экземплярам фонограмм (ст. 1311 ГК РФ);

− к товарам, этикеткам, упаковкам товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (ст. 1515 ГК РФ);

− к незаконному размещению места происхождения товаров (ст. 1537 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1515 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [4].

На основании вышеизложенного, контрафактные товары — это товары, которые изготовлены на основе оригинального товара с нарушением прав интеллектуальной собственности. Их изготовление, использование, хранение, перевозка, продажа, импорт являются противоречащими закону действиями. Следовательно, ключевое отличие контрафактного нарушения от других форм нарушения — это то, что оно приводит к нарушению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или к нарушению исключительных прав на средства индивидуализации, выраженные в товарах.

Литература:

  1. Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности. — 978–5-482–01794–4. — Ульяновск: М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — 367 с.
  2. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Российская газета, 17.10.1992.
  3. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах».
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 12. 03. 2014) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (ч.1), ст. 1515.
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, Российская Федерация, интеллектуальная собственность, товар, средство индивидуализации, интеллектуальная деятельность, нарушение, товарный знак, Гражданский Кодекс, законная сила.

Ключевые слова

фальсификация, контрафакт

Похожие статьи

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права на средства индивидуализации товаров, работ и услуг включают в себя права имущественные, называемые исключительными правами, права личные неимущественные, а также в ряде случаев иные права.

Способы защиты интеллектуальных прав в гражданском...

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, Российская

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, средство

В соответствии со ст. 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

В ГК предусмотрено субъект права на коллективный товарный знак. В качестве такого субъекта ГК РФ указывает объединение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые образуют новое юридическое лицо, которое может функционировать в гражданском...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ интеллектуальной собственностью признаются...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Согласно статье 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации основными способами защиты исключительного права на товарный знак являются: изъятие из оборота и уничтожение контрафактных товаров, упаковок, этикеток; удаление рекламы, содержащей товарный знак...

Исключительные права как самостоятельный вид гражданских...

Согласно ст.1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий...

Некоторые проблемы защиты товарного знака | Статья в журнале...

ГК РФ , товарный знак , рекламный бизнес, интеллектуальная собственность , рекламный продукт. Товарный знак — как правовая категория и элемент гражданского оборота имеет. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права на средства индивидуализации .

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Гражданско-правовая ответственность отличается от уголовной (и административной)

Помимо гражданско-правовой ответственности, за нарушения исключительного права на товарный

ГК РФ , товарный знак , рекламный бизнес, интеллектуальная собственность...

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации...

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации, Гражданский кодекс, интеллектуальная собственность, использование результатов

В соответствии со ст.1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров...

Правовая природа товарного знака как средства...

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для...

Похожие статьи

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права на средства индивидуализации товаров, работ и услуг включают в себя права имущественные, называемые исключительными правами, права личные неимущественные, а также в ряде случаев иные права.

Способы защиты интеллектуальных прав в гражданском...

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, Российская

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, средство

В соответствии со ст. 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может...

Понятие товарного знака и исключительного права на него

В ГК предусмотрено субъект права на коллективный товарный знак. В качестве такого субъекта ГК РФ указывает объединение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые образуют новое юридическое лицо, которое может функционировать в гражданском...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ интеллектуальной собственностью признаются...

Способы защиты исключительного права на товарный знак

Согласно статье 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации основными способами защиты исключительного права на товарный знак являются: изъятие из оборота и уничтожение контрафактных товаров, упаковок, этикеток; удаление рекламы, содержащей товарный знак...

Исключительные права как самостоятельный вид гражданских...

Согласно ст.1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий...

Некоторые проблемы защиты товарного знака | Статья в журнале...

ГК РФ , товарный знак , рекламный бизнес, интеллектуальная собственность , рекламный продукт. Товарный знак — как правовая категория и элемент гражданского оборота имеет. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права на средства индивидуализации .

Виды ответственности за незаконное использование товарного...

Гражданско-правовая ответственность отличается от уголовной (и административной)

Помимо гражданско-правовой ответственности, за нарушения исключительного права на товарный

ГК РФ , товарный знак , рекламный бизнес, интеллектуальная собственность...

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации...

интеллектуальная деятельность, средство индивидуализации, Гражданский кодекс, интеллектуальная собственность, использование результатов

В соответствии со ст.1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров...

Правовая природа товарного знака как средства...

В российском законодательстве товарному знаку как средству индивидуализации посвящен параграф 2 гл. 76 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для...

Задать вопрос