Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сравнительный анализ системы прокуратуры РФ и прокуратуры ФРГ в сфере транспорта

Правоохранительные органы
3
Поделиться
Библиографическое описание
Бирюков, И. И. Сравнительный анализ системы прокуратуры РФ и прокуратуры ФРГ в сфере транспорта / И. И. Бирюков. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 1 (15). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4312.


Перед тем, как провести анализ, нужно разобраться, что из себя представляет из себя прокуратура, как понятие. Этот термин обозначает, целую систему органов с разными функциями. Прокуратура — это сгруппированная совокупность централизованных органов власти, которые осуществляют надзор за соблюдением законодательства в стране.

Прокуратура Российской Федерации, согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [1].

Стоит выделить, что в её структуре существуют определенные разветвления. Примером являются территориальные и специализированные прокуратуры. Нормативная основа этих органов одна, но вот функции разные. Тем не менее, прокуратура представляет собой иерархичную структуру, в которую входят следующие элементы:

Как видно из схемы, надзор в сфере транспорта в РФ осуществляется специализированной прокуратурой, а именно транспортной.

При Петре I впервые была учреждена фискальная служба, которая является прообразом будущего специализированного органа. Ее деятельность регламентировалась Указом от 17 марта 1714 года «О фискалах и о их должностях в деятельности», который устанавливал преимущественно количество фискалов при государственных органах. В 1719 году была принята «Инструкция или Наказ земским фискалам в губерниях и провинциях», которая регламентировала деятельность фискалов по поддержанию дорог, а кроме этого Указом от 27 марта 1717 года «О взимании за ямские и почтовые подводы прогонных денег», фискалам предписывалось осуществлять надзор за законностью предоставления почтовых подвод и доносить в случае незаконного их использования. Далее, следующим этапом стало образование системы прокуратуры Российской Империи в 1722 году. Данным нормативным актом была введена и должность прокурора, на которого возлагалась обязанность осуществлять надзор и в сфере транспорта.

На сегодняшний день транспортная прокуратура РФ, как и обычная прокуратура РФ, является опосредствованным органом, не относящиеся ни к одной из ветвей власти.

Деятельность транспортной прокуратуры регламентируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, Приказом Генеральной прокуратуры № 84 от 07.05.2008«О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и т. д., а регулируется «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (статья 37).

Согласно статье 3 Приказа № 84, транспортные прокуроры осуществляют:

− надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте;

− надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

− обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;

− участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

− координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере [2].

Немцы, как известно, — педанты. Практически все правовые отношения в Германии нормативно урегулированы, а также определен правовой статус субъектов всех этих отношений. Поэтому непривычно, что закона о прокуратуре в Германии нет. Основы организации и деятельности прокуратуры определяются главой 10 Федерального Закона «О судоустройстве» и УПК ФРГ, а статус прокуроров — законами о статусе чиновников, так как признаются государственными служащими. В Основном Законе ФРГ прокуратура не упоминается.

Прокуратура в ФРГ создана в 1818 г. как «орган осуществления правоохранительных функций» по французской модели.

Прокуратура в Германии делится на федеральную прокуратуру и прокуратуры земель (субъектов федерации). Согласно Закону «О судоустройстве ФРГ» (GVG) эти прокуратуры — учреждения строго иерархические, построенные на началах централизации и субординации (§ 141–152), где праву вышестоящего субъекта давать указания корреспондирует обязанность нижестоящих субъектов исполнить это указание (§ 146, 147). Каждый прокурор, осуществляющий свою деятельность в пределах своей компетенции самостоятельно, всегда представляет своего руководителя (§ 144), а вышестоящая прокуратура вправе принимать на себя обязанности и передавать свои обязанности нижестоящей (§ 145).

В то же время в силу федеративного устройства Германии федеральные прокуратуры не могут отдавать распоряжения прокурорам земель, т. е. федеральная прокуратура не стоит выше прокуратуры земли, глава которой назначается властями земли. Иными словами, отделенными являются прокуратуры (федеральная прокуратура и земельные прокуратуры), а централизованной в масштабах всего государства системы органов прокуратуры нет.

Ответственность за организацию и деятельность прокуратуры на уровне государства несет министр юстиции ФРГ, на уровне земли — министр юстиции земли. При этом федеральный министр юстиции вправе давать указания федеральным прокурорам, а министр юстиции земли — служащим прокуратуры соответствующей земли (§ 147 Закона о судоустройстве ФРГ). Эти министры имеют право также возлагать некоторые свои обязанности на прокуратуру, но не могут принимать ее обязанности на себя (§ 145). Однако данными полномочиями они пользуются очень неохотно и только в исключительных случаях.

На федеральном уровне (при Верховном Суде ФРГ) существует Федеральная прокуратура, возглавляемая федеральным генеральным прокурором, в подчинении которого находятся другие федеральные прокуроры (§ 142 Закона о судоустройстве ФРГ). Также существует прокуратура при Федеральном административном суде.

Основная задача прокуратуры в Германии — осуществление уголовного преследования. Прокуратура обязана начинать такие преследования (пар. 152, 170 УПК ФРГ), устанавливать обстоятельства дела, собирать доказательства, принимать решение об окончании расследования (пар. 160 УПК). К задачам стоит отнести и участие прокурора в судебном процессе, но только в защиту прав человека и гражданина.

Кроме этого, на прокуроров возлагаются:

− надзор за исполнение приговоров суда по уголовным делам;

− осуществление преследования за нарушения общественного порядка (административных проступков), но только в одной категории дел (о нарушении закона о предоставлении внесудебных правовых услуг)(такие услуги в Германии имеют право предоставлять адвокаты, работники министерства юстиции и другие категории лиц, определенные законом).

В случаях, когда полиция или муниципальные службы привлекли нарушителя, совершившего проступок, к ответственности в виде штрафа, а данное лицо с этим не согласен и обжалует такое решение в суде, прокурор выступает в суде как представитель государства.

К сожалению, а может и к счастью, в Германии нет специализированных прокуратур. Ее отлично замещает транспортная полиция ФРГ, а также субститут, который относится к министерству транспорта ФРГ. Прокурор «вступает в игру» лишь тогда, когда от этих органов к нему или к полиции поступают материалы, содержащие в себе признаки преступления, только в защиту прав и интересов человека.

Таким образом, подводя итог, стоит выделить сходства и отличия транспортной прокуратуры РФ (прокуратуры РФ), и прокуратуры ФРГ в виде таблицы.

Прокуратура РФ

Прокуратура ФРГ

существуют специализированные НПА, регламентирующие статус и должностные положения

отсутствуют специализированные НПА, регламентирующие статус и должностные положения

осуществляют уголовное преследование

не относится ни к одной ветви власти

находится по контролем министерства юстиции ФРГ

не осуществляет следственных действий

осуществляет следственные действия

осуществляет общий надзор

не осуществляет общий надзор

существует специализированная прокуратура в сфере транспорта

отсутствует специализированная прокуратура в сфере транспорта

поддерживают государственное обвинение в судах

прокуроры районов и приравненные к ним специализированные назначаются, и освобождаются приказом Генерального прокурора РФ

прокуроры земель назначаются и освобождаются приказом земельных властей

активно и тесно взаимодействуют с органами полиции

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). – п. 1 ст. 1.
  2. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 23.04.2019) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". – Ст. 3.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный