В указанной статье рассматриваются вопросы, связанные с ведением относительно нового состава преступления как мелкое взяточничество, и проблемы, возникающие с его применением.
Ключевые слова: мелкое взяточничество, бытовая коррупция.
This article discusses issues related to the conduct of a relatively new offense as petty bribery, and problems arising from its application.
Keywords: petty bribery, domestic corruption.
Коррупция представляет собой сложное социальное явление, которое неразрывно связано с развитием общества в целом. На сегодняшний день государством принимаются ряд мер для борьбы с коррупцией. В частности, вносятся изменения в действующее законодательство, проводятся меры по ее противодействию. Так Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ был дополнен УК РФ ст. 291.2 «Мелкое взяточничество».
Идея о выделении нового состава была озвучена председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым. Одной из причин появления ст. 291.2 УК РФ послужило то, что рост уголовных дел, где сумма взятки составила до 10 тысяч рублей, росла с каждым годом. Так же это подтверждается утверждением бывшего главы администрации Президента С. Иванова. Он указывал, что значительный вклад в коррупцию в РФ вносят обычные люди, — исторически сложилось мнение, что без взяток нельзя решить никакие вопросы. Так что простых рецептов решения этой проблемы не существует — это проблема не только России, но и всего мира [1].
Так ряд граждан, желая разрешить возникшие у них проблемы с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками и так далее, обращаются к взятке, совершенно не думая о последствиях, совершенных ими действий.
Но решило ли введение состава «мелкое взяточничество» существующие проблемы? Ответить точно на этот вопрос не представляется возможным. Ученые-правоведы критически оценили указанную норму, посчитав ее нецелесообразной. Так Э. Ю. Чуклина считает, что принятие нормы о мелком взяточничестве не устранит проблемы противодействия коррупционной преступности в крупных и особо крупных размерах, решение которых требует более серьезного подхода, нежели выделение строки в ведомственной статистике [2].
При анализе положении ст. 291.2 УК РФ можно выделить проблему в уравнивании ответственности за дачу и получение взятки. По мнению ряда авторов уравнивание ответственности за дачу и получение взятки не отвечает принципу справедливости наказания. Соглашусь с этой точкой зрения. На мой взгляд, ответственность взяткополучателя должна быть выше.
Также законодатель не определил минимальный размер взятки. Поскольку минимальная сумма взятки не оговаривается, то можно предположить, что эта сумма может быть различна. Это может быть как один рубль, так и сто и тысяча рублей. С учетом изложенного возникает весьма логичный вопрос:
Какая сумма повлечет в таком случае отказ в возбуждении уголовного дела в силу малозначительности, согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ? Возможно, практическая деятельность судов и следствия даст ответ на указанный вопрос, однако он остается открытым. Как утверждает Кашапов Р. М., многое что будет зависеть от конкретного дознавателя и его начальника — в какой сумме привлечь виновное лицо за мелкое взяточничество [3].
Существует точка зрения дача или получение взятки в размерах до 1000 рублей, — стоит поместить в Кодекс об административных правонарушениях РФ, поскольку речь идет о «мелком» взяточничестве.
Так некоторые авторы считают, что использование в наименовании статьи слова «мелкое» указывает на невысокую общественную опасность противоправного поведения, отличающегося от такого же деяния, но не содержащего приставку «мелкий». Например, хулиганство и кража, как преступление, и мелкое хулиганство и мелкое хищение, как административное правонарушение [4].
Такая формулировка является не совсем корректной. Коррупция в любой форме подрывает авторитет государственной власти и негативно влияет на развитие современного общества. Поэтому декриминализацию состава ст. 291.2 УК РФ и перевод взяточничества, хоть и мелкого, из преступлений в правонарушения считаю неверным шагом. Соглашусь с мнением Красковского Я. Э., Базина Д. В., что помещение мелкого взяточничества в регулирование КоАП РФ не будет отвечать современному уровню коррумпированности властных структур и способствовать позитивному посткриминальному поведению лица. Кроме этого, декриминализация мелкого взяточничества может способствовать устранению заинтересованности взяткодателей в сокрытии фактов взяточничества [5].
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что ст. 291.2 УК РФ имеет ряд недостатков, которые так или иначе негативно влияют на правоприменительную деятельность. В частотности, я считаю, что необходимо повысить ответственность взяткополучателя, а также определить минимальный размер взятки.
Литература:
- Куликов В. Как накажут за взятку меньше 10 тысяч рублеи? URL: https://rg.ru/gazeta/subbota/2015/06/11.html (дата обращения 07.10.2019)
- Чуклина Э. Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд. URL: https://naukaplus.ru> archive/uploads/pages/2016_10/26.pdf (дата обращения 7 ноября 2016 г.).
- Кашапов Р. М.Уголовная ответственность за мелкое взяточничество: теория и судебная практика // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» № 01–1/2017. С. 140–144
- Чуклина Э. Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 95–100.
- Красковский Я. Э. Мелкое взяточничество как проявление бытовой коррупции / Я. Э. Красковский, Д. В. Базин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3
- Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 03.07.2016 N 324-ФЗ (последняя редакция