К вопросу о роли информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (13) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Демьяненко К. В. К вопросу о роли информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение // Новый юридический вестник. — 2019. — №6. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/143/4488/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



В статье ставится задача рассмотреть роль информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение.

Ключевые слова: информационная функция, социальное обеспечение, информация, правовое регулирование.

Современный мир проходит значительные изменения в своём развитии. На эти изменения влияет такой процесс как глобализация. Одним из её видов является информационная глобализация.

Информация пронизала все сферы общества и укоренилась в сознании людей как естественное явление. При этом она оценивается в диапазоне «польза — вред», что отражается в правовом регулировании отношений связанных с информацией: её признают конституционным правом, правом «третьего» поколения, субъективным правом, гарантией реализации иных прав, объектом ограничения, охраны, защиты и др [1, с. 137]. В каждом подходе можно раскрыть новые стороны юридического содержания и отражение в информационном мире.

Отметим, что в юридической науке и практике термин «информация» впервые был употреблен не в специализированном законодательстве, а в связи с правами человека и гражданина. В правовой системе Российской Федерации первоначально термин «информация» был закреплен в связи с правами личности. Так, в России право на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.: каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом (ч. 2 ст. 13) [2].

Право на информацию нашло своё закрепление и в п. 4 ст. 29 Конституции РФ (далее Конституция РФ): «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым способом». В п. 5 этой статьи сказано, что в государстве гарантируется свобода массовой информации [3].

Т. Н. Радько в своем исследовании отмечает, что «право осуществляет свои функции в соответствии с задачами государства, которое является политической силой, обеспечивающей нормальное функционирование права» [4, с. 93]. В процессе своего развития, государство изменяет функции, которое оно выполняет. Кризис в той или иной сфере общественных отношений заставляет государство реагировать на новые вызовы [5, с. 494].

Информационная функция является средством правового воздействия на общественные отношения. Существует несколько подходов к определению информационной функции. Например, В. Н. Карташов связывает информационную функцию права с правовой информацией, адресованной, прежде всего, юристам для разрешения юридических дел [6, с. 547]. С. В. Бутузов под информационной функцией права понимает направление правового воздействия на общественные отношения, обеспечивающее как правовое информирование субъектов права и формирование социально полезной, положительной направленности их подведения, так и регулирование отношений, связанных с перераспределением и сохранение значимых информационных ресурсов [7, с.24]. Мы согласны с мнением С. В. Бутузова, который более полно описал, что же понимается под информационной функцией. Ведь правовая информация адресована не только юристам, но и другим субъектам правоотношений.

Правовое информирование в наше время очень важно. Особенно оно имеет большое значение в те периоды, когда идёт стремительное обновление законодательства. Функции динамичны и они изменяются в связи с нововведениями. Поэтому, в зависимости от времени, одна функция может быть важнее, а другие отходят на второй план. В нашем случае информирование населения всегда будет считаться одной из главных функций.

Информация может осуществляться как с помощью традиционных форм коммуникации (письменные документы, заявления, жесты), так и с помощью средств массовой информации (журналы, газеты, радио).

Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни государства и общества в целом. Право на социальное обеспечение закреплено в п. 1 ст. 39 Конституции РФ, в которой провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [3].

Социальное обеспечение не статично, оно изменяется и развивается в связи с новыми отношениями, возникающими в данной отрасли. В связи с этим гражданам необходимо своевременно и в полном объёме получать информацию о нововведениях в данной отрасли права, сведения о дозволенном, должном и запрещённом поведении. Очень важно, чтобы федеральные законы, которые затрагивают интересы всего населения, содержали цели их принятия, поясняли суть изменений в значимых для людей вопросах, формировали уважительное отношение граждан к закону и действиям государства. К сожалению, иногда информация подаётся неправильно. Не только люди ошибаются, изучая законы, но и специалисты допускают разночтение при применении законов. И вследствие этого происходят ошибки, которые не так уж и легко устранить.

Из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ вытекает правило, о необходимости официального опубликования законов и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Другими словами, если содержание законов не доведено до сведения граждан, то государство не может требовать их соблюдения. Официальным опубликованием документов считается первая публикация полного текста в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете», а также на официальном интернет — портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения». В соответствии с п. 3 указанного постановления, данный документ вступает в силу с 1 января 2018 года, за исключением абз. 4 п. 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления [8].

Безусловно, данный портал поможет дальнейшему развитию социального обеспечения. С помощью данной информационной системы гражданам будут предоставляться сведения об условиях и способах предоставления мер социальной защиты. А также пользователи будут обеспечены актуальной, целостной и достоверной информацией в данной сфере. Предполагается, что в данной системе будут храниться сведения обо всех мерах социальной поддержки в связи с чем каждый человек сможет зайти на портал и узнать необходимые ему данные.

На современном этапе система права переживает технический прогресс. Добавляются новые виды источников для получения и изучения информации, что способствует качественному изменению структуры общества. Россия развивается и стремится к улучшению, совершенствованию и созданию всего необходимого, чтобы реализовывать защиту основных прав и свобод человека и гражданина, провозглашённых в Конституции РФ, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Гарантии прав человека и гражданина в полной мере могут быть реализованы в правовом государстве, где во главу угла ставится личность и все делается во благо и для человека. «Правовое государство и его законодательство призваны … служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости» [9, с. 284].

Таким образом, введение новых форм информирования населения, является «полезным» нововведением, гарантирующим гражданам право на информацию.

Литература:

  1. Гавришов Д. В., Мархгейм М. В. Право на информацию: Конституционные версии стран СНГ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 10 (77). С. 137.
  2. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»// СПС КонсультантПлюс.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9.
  4. Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. С. 93.
  5. Карданова И. В. К вопросу о содержании демографической функции права социального обеспечения // Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики. Материалы Х международной научно — практической конференции — Москва — 2014. С. 494.
  6. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1 / В. Н. Карташов. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. — С. 547.
  7. Бутузов С. В. Информационная функция права: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бутузов Сергей Владимирович. -СПб., 2004. С. 24.
  8. Опубликовано на Официальном интернет — портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 17.02.2017).
  9. Мордовец А. С. Гарантии прав личности: понятие и классификация // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. С 284.
Задать вопрос