Правовое регулирование в сфере авторских прав сетевых СМИ | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (12) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Злобина Н. Н. Правовое регулирование в сфере авторских прав сетевых СМИ // Новый юридический вестник. — 2019. — №5. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/137/4374/ (дата обращения: 15.09.2019).

Препринт статьи



За последнее два десятка лет средства массовой информации получили интенсивное развитие на территории Российской Федерации. В большей степени это обусловлено популяризацией среди населения Всемирной сети интернет и, как следствие, — появления информационных цифровых СМИ. Благодаря специфике деятельности электронных медиа, уже происходят изменения существующих понятий, категорий информации, методов и способов реализации творческого потенциала журналистов и развития журналистики в целом.

Основным документом, закрепляющим свободу массовой информации, а также свободу мысли и слова граждан является Конституция РФ, принятая референдумом 12 декабря 1991 года в части статьи 29. Вторым в иерархии правовой базы, регламентирующим деятельность российских СМИ, является Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» N 2124–1 от 27 декабря 1991 года. Принятый почти 28 лет назад, он по-прежнему является «библией» российских журналистов, так как своей целостностью провозглашает свободу и независимость средств массовой информации, утверждает права и обязанности журналистов, их ответственность за нарушение законодательства, а также регламентирует деятельность СМИ, их распространение и порядок взаимодействия с гражданами, организациями и многие другие аспекты деятельности.

Как уже отмечалось выше, за последние годы широкое распространение и популяризацию получили СМИ нового типа — так называемая интернет-журналистика, которая активно теснит традиционные виды средств массовой информации, благодаря своей оперативности, доступности и качеству разработки информации. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают читателей, число которых стремительно растёт. Продуктом деятельности цифровых СМИ также является информация в различном её виде, как продукт творческой интеллектуальной деятельности интернет-журналистов.

Если в целом говорить о «продукте» массовой информации — под это определение попадают информационные материалы любой формы периодического распространения: текстовые, фото- и видеоматериалы, теле- и радиопередачи и др. Поэтому понятие продукта средств массовой информации тесно сопряжено с таким понятием, как «интеллектуальная собственность».

Гражданский кодекс Российской Федерации в части 4-ой выделяет интеллектуальную собственность в качестве отдельного объекта гражданских прав. Согласно статье 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности, другими словами — интеллектуальной собственностью являются: произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (в том числе вещание организаций эфирного или кабельного вещания) и ряд других средств индивидуализации. Равно как и в традиционных видах СМИ (теле-, радио-, печати), так и на порталах интернет-медиа, информационные материалы рассматриваются в качестве объектов авторских прав. Все эти продукты творческой деятельности охраняемы Законом, хотя на современном этапе развития массмедиа бывает сложно определить категориальность продукта СМИ, особенно касаемо продукта цифровых медиа. К примеру: статья, посвящённая проблемам медицинских исследований, по своему содержанию, должна быть отнесена к произведениям науки, хотя по форме может принадлежать к публицистике, поскольку выражена в доступной упрощённой форме, рассчитанной на массового читателя или даже интервью, поскольку, изложение возможно в формате вопрос-ответ от журналиста к компетентному специалисту.

Преимущества электронных СМИ перед «традиционными» в том, что они полностью учитывают информационную потребность современного общества, имея характерную черту, — «оперативность». Хотя именно здесь и кроется так называемая дилемма. Т. е. с одной стороны мы имеем существенное временное превосходство электронных СМИ по способу доведения информации до пользователей, в том числе и экстренного, предупреждающего характера (о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, хода проведения работ по их ликвидации, рисков возникновения эпидемий и мерах их предупреждения и прочей оперативной информации). С другой — именно представители сегмента сетевых СМИ бывают часто уличены в использовании продукта интеллектуальной деятельности, а в частности прилагаемых иллюстраций (фотографий, предметов цифровой живописи, видеофайлов и других объектов авторского права), текстовой информации без согласия на то правообладателя. Но и они же (интернет-журналисты), как правообладатели собственных продуктов интеллектуальной деятельности, остаются наиболее уязвимы перед сетевыми «грабителями», в связи с тем, что в настоящее время практически не представляется возможным отследить дальнейшую «судьбу» продукта творческой деятельности, опубликованной в сети интернет для всеобщего доступа.

Говоря о защите авторского права, следует обратиться к самому понятию, которое нам разъясняет ГК РФ в части пунктов 1 и 3 статьи 1228: «автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора». Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом в соответствии пункта 3 статьи 1228 ГК РФ.

Когда речь идёт о защите авторских прав, то понимать следует защиту не только самого автора, но и его правопреемников. Так как права авторов могут нарушаться как при их жизни, так и после смерти, а сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

За нарушение авторских прав наступает гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, такая ответственность предусмотрена статьёй 146 (о нарушении авторских и смежных прав) Уголовного кодекса РФ, статьёй 7.12 (о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) КоАП РФ.

В вышеуказанной статье Уголовного кодекса присвоение авторского права имеет название: «плагиат». В случае если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, данным правовым актом предусмотрен штраф в крупном размере, либо обязательные или исправительные работы, в некоторых случаях — арест. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административные штрафы с минимальной суммой от 30 тысяч рублей.

Статья 1301 (об ответственности за нарушение исключительного права на произведение) ГК РФ устанавливает ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Согласно указанной статье автор или иной правообладатель, наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных гражданским законодательством, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Размер компенсации определяется по усмотрению суда или соизмеряется в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Помимо этого, статья 25 (о порядке распространения продукции средства массовой информации) Закона РФ «О средствах массовой информации» закрепляет, что в случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции СМИ может быть прекращено по решению суда.

К слову, не смотря на сложность доказуемости установления авторского права, в судебной практике Арбитражных судов различных субъектов Российской Федерации имеются дела о взысканиях компенсаций за нарушение исключительных прав на продукт интеллектуальной деятельности, размещённые на информационных порталах без согласия на то правообладателя в пользу истца (т. е. в пользу правообладателя). Согласно картотеке Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подобные иски рассматривались в Арбитражных судах по Волгоградской области, Республики Саха и Татарстан, Московской, Саратовской, Владимирской и других областей Российской Федерации. Во большинстве случаев в качестве ответчиков выступали представители цифровых СМИ.

Таким образом, следует отметить, что гражданское законодательство в области защиты авторских прав на интеллектуальную собственность работает в полном объёме. Хотя, как показывает практика, отследить использование в сети интернет продукта творческой деятельности достаточно сложно. По объективным причинам ясно, что цифровыми СМИ зачастую используются продукты интеллектуальной собственности без согласования с автором в рамках установленного законодательства. Как обосновывают сами интернет-журналисты, этому способствует характер их деятельности, направленный на опережение выдачи информации, высокую конкуренцию среди интернет-медиа и увеличению рейтинга просмотра среди читателей. Но, как показывает практика, подобная жизненно обусловленная позиция для сетевых СМИ резко расходится с требованиями законодательства. В подобного рода спорах ответчик проигрывает дважды, потому как именно он, а не истец обязан будет доказать исполнение требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений или объектов смежных прав, а результатом подобного спора вероятнее всего окажется проигрыш.

Литература:

  1. Малько А. В., Юридический энциклопедический словарь / под ред. Малько А. В. — М.: Проспект, 2016. — 1136 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (по состоянию на 08.06.2019г.) // Консультант плюс URL: http: //www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_64629/ 2a4870fda21fdffc 70bade 7ef80135143050f0b1/ (дата обращения: 28.07.2019)
  3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 06.06.2019) «О средствах массовой информации» / Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 28.07.2019)
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) / Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 30.07.2019)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) / Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 30.07.2019)
Задать вопрос