Валютный контроль за импортными поставками | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (11) июль 2019 г.

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Толкачева А. В. Валютный контроль за импортными поставками // Новый юридический вестник. — 2019. — №4. — С. 6-10. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/133/4347/ (дата обращения: 06.12.2019).



В статье раскрывается понятие валютного контроля как самостоятельной отрасли права. Рассматриваются основные проблемы контроля на основе судебной практики. Делается вывод о необходимости изменения механизма валютного контроля на основе реорганизации органов и агентов валютного контроля.

Актуальность темы обусловлена экономическими, юридическими и социальными причинами. Неоднозначность толкования законодательства в сфере валютного контроля, приводит к серьезным финансовым ущербам, затрагивающим бюджет Российской Федерации. Возникают ситуации, когда часть импортной продукции не поступает на территорию государства, что приводит к ослаблению сектора рыночной экономики страны и нарушению обеспечения товарообмена между странами.

Цель исследования — анализ законодательства в сфере валютного контроля за импортными поставками и выявления существующих проблем.

Понятие валютного контроля рассматривается в различных аспектах и анализируется разными авторами по-своему. С одной стороны, «как административная мера, предпринимаемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов. С другой, как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта» [1, с.62]. Существует позиция, что валютный контроль — это воля государства за соблюдением валютного законодательства [2, с.199]. Авторы рассматривают контроль как вид государственного финансового контроля. Так, «валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля» [2, с.200]. В свою очередь, с помощью государственного финансового контроля реализуется надзор за полнотой выполнения обязательств физических и юридических лиц перед страной; осуществляется проверка соблюдения положений финансового законодательства; проводится контроль за целевым и рациональным использованием государственных средств и другое [4, с.41]. В данном случае позиции неоднозначны, но при анализе понятий, можно прийти к единому мнению, что любое определение валютного контроля указывает на непосредственную деятельность государства и государственных органов в данной сфере. Практически, деятельность органов валютного контроля сводится к соблюдению валютного законодательства и выявлению валютных правонарушений.

Считаем, что нельзя согласиться с позицией тех авторов, которые сопоставляют валютный и финансовый контроль, так как валютный контроль обладает собственным предметом, методом, специальными задачами и целями, особым кругом субъектов и объектов, что позволяет рассматривать его как самостоятельную отрасль права. Рассмотрим каждый из названных элементов подробнее.

«Предмет валютного контроля — валютные операции [3, с.26].

Субъекты валютного контроля делятся на две группы — это государственные органы (органы валютного контроля) и агенты валютного контроля.

Под объектами валютного контроля понимаются «те юридические и физические лица, действия которых в валютной сфере (валютные операции) являются предметом валютного контроля» [3, с.36].

Цель валютного контроля — «обеспечение режима законности в сфере валютных отношений» [3,с.39].

Что касается задач валютного контроля, то можно выделить четыре основных направления: «1 определение соответствия валютных операций законодательству и наличия лицензий и разрешений, 2 проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке, 3 проверка обоснованности валютных платежей, 4 проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям» [3, с.40–41].

При анализе статьи 23 федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле [5], можно сделать вывод об использовании органами и агентами валютного контроля таких методов, как проверка и запрос. Проверка направлена на установление соблюдения «резидентами и нерезидентами» валютного законодательства Российской Федерации и отчетности, представляемой «резидентами и нерезидентами» по совершенным сделкам. В свою очередь запрос представляет собой истребование документов и информации органами и агентами валютного контроля для выявления нарушений в сфере валютного законодательства и их устранения.

На основе анализа судебной практики применения валютного законодательства при осуществлении валютного контроля за импортными поставками можно выделить следующие проблемы:

Во-первых, следует обратить внимание на одно из самых распространенных оснований для привлечения к административной ответственности — не соблюдение резидентами сроков, предусмотренных ч.5 ст.15.25 КоАП, для возврата в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенный товар [6]. Согласно ч.1 ст.19 закона о валютном регулировании [5], норма, предусматривающая репатриацию валютной выручки, носит императивный характер, что осложняет взаимоотношения между участниками внешнеторгового контракта и зачастую приводит к пробелам в регулировании государственными органами (в частности таможенными органами) исполнения контракта сторонами. На практике, стороны, устанавливая сжатые сроки исполнения обязательств по контракту, в дальнейшем заключают дополнительные соглашения с измененными сроками, при этом во всех случаях покупатель выплачивал 100 % предоплату товара [7], [8], [9], при этом оплата партии товара осуществлялась, а ввоз товара, в том объеме, который установлен паспортом сделки и контрактом нет. Общество (покупатель) не обеспечивало возврат денежных средств.

Можно сделать вывод, что стороны контракта в своих интересах, при наступлении сроков, предусмотренных контрактом, заключая дополнительные соглашения на продление сроков, вступают в противоречие со статьей 19 закона о валютном регулировании [5]. При этом, во всех рассмотренных делах [7], [8], [9] таможенные органы выносили постановление по делу об административном правонарушении, суд признавал действия таможни правомерными и назначал наказание в виде административного штрафа в размере трех четвёртых суммы денежных средств по ч.5 ст.15.25 КоАП [6]. Как правило, юридическое лицо не подтверждало факта отсутствия вины, при этом, сроки, указанные сторонами в контракте носят абстрактный характер [10]. Зачастую, указывается месяц, без конкретной даты или оплаты товара и срока действия контракта, без отдельных операций по импорту товара, что приводит к выводу об отсутствии возможности для осуществления контроля со стороны органов валютного контроля за совершением отдельных операций и расчетов по контракту.

Во-вторых, практика основывается на нарушениях пункта 3.8 Инструкции № 138-И [11], Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И [12] при заключении контракта на поставку товара и дополнительных соглашений, юридическое лицо — резидент открывает в уполномоченном банке паспорт сделки, но справку о валютных операциях и документы о поступлении и списании с расчетного счета валюты по контракту [13], [14], [15] предоставляет за часть поставки или полную поставку в сроках превышающих 15 рабочих дней с даты зачисления валюты [11].

Таким образом, возникает проблема, связанная с деятельностью органов валютного контроля, описанная выше, когда стороны контракта сознательно продлевают срок, при этом предусматривая 100 % оплаты поставки товара, в том случае, если оплачен товар, но ввоз осуществлен только части партии, возникает вопрос, следует ли предоставлять справку о валютных операциях, если списанная с расчетного счета сумма за недопоставленный товар должна быть возвращена резиденту. Необходимо так же отметить, что сложность процедуры предоставления справок, порождает факт задержки в выполнении резидентами своих обязательств.

Дополнительную проблему создает деление органов на органы и агентов валютного контроля. В связи с тем, что таможенные органы как агенты валютного контроля не связаны с деятельностью уполномоченных банков, а уполномоченные банки напрямую взаимосвязаны с органом валютного контроля Центральным банком, возникают сложности в контроле за информацией, которую предоставляют резиденты в уполномоченные банки. Общество (резидент) регистрирует паспорт сделки в уполномоченном банке и предоставляет соответствующие документы и выписки с информацией об оплате товара, движению валютной выручки. Сущность банковского контроля составляет обнаружение ошибок при перечислении денежных средств на валютный счет общества (заявителя) в уполномоченном банке. Таможенные органы, не взаимодействуя с уполномоченными банками, совершают ошибки при вынесение постановления о привлечение к административной ответственности в тех случаях, когда общество (резидент), выступая в роли покупателя, осуществляя множество операций по валютному счету с получением и возвращением валютных средств закрывает паспорт сделки, при этом таможенные органы, не отслеживая конечную операцию общества, ошибочно учитывают платежи в адрес покупателя товара и приравнивают их к суммам, которые были возвращены на счет заявителя — продавца [15]. Дополнительно, трудность создают ситуации, когда общество, воспользовавшись своим правом [16] делегирует полномочия по оформлению справок, документов по валютному счету уполномоченному банку, таким образом, если сторонами контракта подписывались дополнительные соглашения, банк должен внести изменения в справку и паспорт сделки. При этом ответственность за нарушение сроков предоставления информации о сделке общество в данном случае не несет, таможенные органы ошибочно выносят постановление о привлечении к административной ответственности без должного взаимодействия с уполномоченными банками.

Можно сделать вывод о том, что система работы органов и агентов валютного контроля несовершенна, как и механизм валютного контроля за импортными поставками в целом. Требуется системный подход к структурированию не только организации работы государственных органов по осуществлению валютного контроля, но и внесение изменений в нормативно — правовые акты, с целью упорядочивания работы по борьбе с легализацией отмывания денежных средств и предотвращением увеличения количества заключения фиктивных сделок между субъектами валютного законодательства.

Сложность в реализации законодательных норм видится в неэффективной работе органов и механизма валютного контроля. Валютное законодательство строго регламентирует меры ответственности за совершение валютных правонарушений, но при анализе судебной практике выявляются проблемы контроля за исполнением совершения сделок резидентами и нерезидентами. Таким образом, важная функция агентов валютного контроля по обеспечению предотвращения совершения валютных правонарушений не достигается и в отдельной части, нормы законодательства по предотвращению правонарушений в области валютного законодательства и само применение мер ответственности за совершение правонарушений противоречат друг другу. Фактически, законодатель не искореняет проблему заключения фиктивных импортных сделок, а предусматривает меры по восполнению понесенного ущерба.

В процессе изучения деятельности государственных органов по осуществлению валютного контроля и их взаимодействия с субъектами, осуществляющими сделки с валютными операциями, на примере анализа судебной практики, были обнаружены проблемы, связанные с нарушением обязательств по репатриации резидентами валюты в установленные законодательством сроки, за счет продления конечных сроков завершения расчетов. Выявлены проблемы, связанные с оформлением и предоставлением резидентами документации уполномоченным банкам по совершенным валютным операциям, в частности, если в контракт неоднократно вносились изменения, то данный факт может явиться одной из причин возникновения дополнительной проблемы — созданию определенной сложности в ходе сотрудничества между таможенными органами и уполномоченными банками. Данная проблема является ключевой в вопросе осуществления валютного контроля, так как согласно федеральному закону о валютном регулировании и валютном контроле [5] деятельность агентов и органов валютного контроля взаимосвязана, лишь при сотрудничестве данных структур возможно выявление и устранение нарушений законодательства на начальных этапах совершения правонарушения и, соответственно, становления эффективного механизма валютного контроля.

Дополнительно, можно прийти к выводу о не автоматизированном подходе к переходу органами и агентами валютного контроля к единой электронной системе регистрации и отслеживания совершения всех валютных операций, и заключению импортных сделок резидентами и нерезидентами, что в значительной степени затрудняет работу таможенных органов, в частности, нагружает дополнительными операциями по обращению в уполномоченные банки за получением информации по совершению импортных сделок резидентами и нерезидентами. В данном случае, устранение лишних действий таможенных органов и возможность резидентов и нерезидентов взаимодействовать с органами и агентами валютного контроля, избегая большего количества письменных документов, позволило бы упростить контроль за импортными поставками и повысить эффективность валютного контроля.

Таким образом, решение данных проблем видится в совершенствовании нормативной базы в части создания единого органа валютного контроля и наделения таможенных органов статусом органов валютного контроля, для расширения полномочий данной структуры по устранению и выявлению валютных правонарушений; создание комплексной системы государственного валютного контроля за импортными поставками, с помощью введения современных информационных технологий и ужесточения мер ответственности за нарушение валютного законодательства; устранение противоречий между фактическим исполнением обязанностей резидентами и нерезидентами, предусмотренных законодательством и предписанным поведением.

Литература:

  1. Крашенинникова В. М. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб. Пособие / В. М. Крашенинникова. — М.: Экон. 2005. — 400 с.
  2. Валютное право: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина [и др.]; под ред. Ю. А. Крохиной. — 6-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 399 с.
  3. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб.- практ. Пособие / И. В. Хаменушко. — М.: ИД ФБК — ПРЕСС, 2001.- 480 с.
  4. Пирогова А. В. Роль валютного контроля в системе государственного финансового контроля и оценка его результативности в Российской Федерации / А. В. Пирогова // Известия Байкальского государственного университета. − 2014. − № 4 (96). С. 40–50.
  5. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Режим доступа: http://base.garant.ru/12133556/
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  7. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 мая 2018 г. по делу № А74–2434/2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/6SfmuPzdtuK/
  8. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. по делу № А32–31807/2017 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/vsrf/doc/daCVqDDERcl8/
  9. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда Курской области от 23 мая 2018 г. по делу № А35–1503/2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/aRODT3q92HUP/
  10. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 мая 2018 г. по делу № А27–4749/2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/tgvL7ITjFfoT/
  11. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением: Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 25.04.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Режим доступа: http://base.garant.ru/70212146/#friends
  12. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления: Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (ред. от 29.11.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 № 48749) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282089/
  13. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда Кировской области от 12 апреля 2018 г. по делу № А28–1843/2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/2K1HrFR8TXgT/
  14. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 мая 2018 г. по делу № А21–3355/2017 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/WatDw6Sr8pdT/
  15. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 мая 2018 г. по делу № А78–16956/2017 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/OnQHaPLooZma/
  16. О нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2018 г. по делу № А56–25799/2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ — Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/3VcqZUHveXWu/
Основные термины (генерируются автоматически): валютный контроль, валютное законодательство, орган, паспорт сделки, судебная практика, уполномоченный банк, операция, валютное регулирование, Российская Федерация, административная ответственность.

Похожие статьи

Правовое регулирование валютных операций в Российской...

Валютное операции регулируется несколькими отраслями права, такими как международное право, финансовое право, в частности валютное право. В связи с этим, законодательство имеет строгую регламентацию валютных правоотношений. В данной статье мы рассмотрим...

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство. В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся...

Правовые основы валютного контроля | Статья в журнале...

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить...

Валютный контроль экспортно-импортных операций

Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 % суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный...

О некоторых вопросах правового регулирования валютных...

Валютный контроль всегда являлся важнейшим элементом правового режима осуществления валютных операций в Российской Федерации.

В связи с особой ролью валютного контроля в валютной системе Российской Федерации следует отметить, что валютный...

Проблемы законодательного регулирования в Российской...

Путем анализа валютного законодательства, изучения судебной практики выявлены проблемы нарушения принципов валютного законодательства

Проблемы законодательного регулирования в Российской Федерации понятия валютных операций, осуществляемых...

К вопросу о восполнении пробелов законодательства...

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся осуществления валютного регулирования и валютного контроля, анализируются основные положения валютного законодательства с целью внесения предложений о восполнении пробелов в правовом...

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования...

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования. валютный контроль, Российская Федерация, валютное регулирование, норма, валютное законодательство...

Актуальные проблемы репатриации валютной выручки

валютный контроль, Российская Федерация, валютное регулирование, норма, валютное законодательство, Таможенный союз, правовое регулирование, правовое обеспечение, Конституционный Суд... Правовое регулирование валютных операций в Российской...

валютный контроль, РФ, операция, Российская Федерация...

Российская Федерация, валютное регулирование, валютный контроль, валютная операция, лицо, валютное законодательство, иностранная валюта, резидент, РФ, нерезидент. Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования...

Похожие статьи

Правовое регулирование валютных операций в Российской...

Валютное операции регулируется несколькими отраслями права, такими как международное право, финансовое право, в частности валютное право. В связи с этим, законодательство имеет строгую регламентацию валютных правоотношений. В данной статье мы рассмотрим...

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство. В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся...

Правовые основы валютного контроля | Статья в журнале...

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить...

Валютный контроль экспортно-импортных операций

Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 % суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный...

О некоторых вопросах правового регулирования валютных...

Валютный контроль всегда являлся важнейшим элементом правового режима осуществления валютных операций в Российской Федерации.

В связи с особой ролью валютного контроля в валютной системе Российской Федерации следует отметить, что валютный...

Проблемы законодательного регулирования в Российской...

Путем анализа валютного законодательства, изучения судебной практики выявлены проблемы нарушения принципов валютного законодательства

Проблемы законодательного регулирования в Российской Федерации понятия валютных операций, осуществляемых...

К вопросу о восполнении пробелов законодательства...

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся осуществления валютного регулирования и валютного контроля, анализируются основные положения валютного законодательства с целью внесения предложений о восполнении пробелов в правовом...

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования...

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования. валютный контроль, Российская Федерация, валютное регулирование, норма, валютное законодательство...

Актуальные проблемы репатриации валютной выручки

валютный контроль, Российская Федерация, валютное регулирование, норма, валютное законодательство, Таможенный союз, правовое регулирование, правовое обеспечение, Конституционный Суд... Правовое регулирование валютных операций в Российской...

валютный контроль, РФ, операция, Российская Федерация...

Российская Федерация, валютное регулирование, валютный контроль, валютная операция, лицо, валютное законодательство, иностранная валюта, резидент, РФ, нерезидент. Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования...

Задать вопрос