Экстремизм и неоязыческие вероучения: скрытая угроза (на примере Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов) | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Правоохранительные органы

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (11) июль 2019 г.

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Колпаков П. А., Носов А. А. Экстремизм и неоязыческие вероучения: скрытая угроза (на примере Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов) // Новый юридический вестник. — 2019. — №4. — С. 25-28. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/133/4342/ (дата обращения: 11.12.2019).



В статье раскрывается проблематика распространения экстремистских идей в рамках некоторых неоязыческих культов. Определены элементы экстремизма в религиозных текстах Древнерусской инглиистической церкви, некоммерческие организации которой были ликвидированы по решению суда по основаниям, предусмотренным ФЗ от 25 июля 202 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Сформулированы этапы процесса культивации экстремистских установок среди последователей указанного течения неоязыческой направленности. Дана оценка специфике угрозы экстремистских воззрений, распространяемых в рамках некоторых неоязыческих вероучений.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, расизм, неоязычество, инглиизм.

Рубеж конца XX века разделил историю российского государства на советский и постсоветский период. Рассматривая советский период в контексте изучения процесса формирования у населения ценностных установок, нравственных ориентиров, очевидным становится факт существования государственной монополии в вопросах выработки идеологии и ее культивирования среди населения на обозначенном этапе отечественной истории. Население Российской Федерации, созданной в 1991 году после прекращения существования СССР, оказалось в условиях идеологического вакуума: государственная монополия на идеологию была разрушена, гражданам молодой страны была предоставлена полная свобода в принятии каких-либо ценностных систем в соответствии с личными убеждениями.

Резкое разгосударствление формирования у населения мировосприятия стало основой лавинообразного возникновения на территории России отделений религиозных организаций, уже функционировавших заграницей и создания новых. Вакуум в идейном отношении понимания мира, поиски содержания, способного его заполнить людьми, столкнувшимися с бедностью, незащищенностью, отсутствием перспектив изменять свою жизнь в будущем ввиду его неопределенности, определили высокую интенсивность распространения разнообразных религиозных концепций, основой которых становились, в частности, новые толкования постулатов мировых религий, обращения к космическим версиям возникновения человека и другие идеологемы.

Обращение к прошлому народов России, их быту и системе верований на этапе, предшествовавшем христианизации Руси, стало основой ряда новорелигиозных учений, возникавших во второй половине 80-х — 90 -х годах XX века. Особенности развития неоязыческих концепций на территории современной многонациональной и поликонфессиональной России оказались в некоторых случаях сопряжены со смешением религиозных постулатов с экстремистскими воззрениями.

Одна из неоязыческих концепций — инглиизм, представляющая собой вариант родноверия, ключевой ценностью которого декларируется приверженность традициям и верованиям предков, — сложилась и развивалась в рамках Древнерусской инглистической церкви православных староверов-инглингов, созданной в 1992 году в Омске, в отношении некоммерческих организаций которой (Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов) 30.04.2004 года Омским областным судом принято решение о ликвидации [2].

Славяно-Арийские Веды (тексты инглиизма, содержащие постулаты, гимны, заповеди и иные элементы вероучения, 30.19.2015 года признаны Центральным районным судом г. Омска экстремистским материалом) содержат доктринальные утверждения о том, что община инглингов объединяет всех людей с белым цветом кожи. Славяно-Арийские Веды, а также заповеди, выполнение которых является обязательным для членов общин, налагали прямой запрет на межрасовые браки. Данное положение заключает в себе идею расового превосходства, пропаганда которого запрещена ст. 29 Конституции РФ, а также вступает в противоречие со ст. 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также является проявлением экстремистской деятельности, запрещенной ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Кроме того, в нарушение ч.2 ст. 14 ФЗ № 125 от 26.09.1997 г. в доктрине содержатся положения, побуждающие граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершенно иных противоправных действий. Так, на стр. 89 Славяно-Арийских Вед (Книга третья. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Часть вторая) записано: «не живите по законам, что создали люди, дабы лишить вас Свободы, а живите по Законам Бога Единого» [3].

В пунктах 5.2 ст. 5 Уставов религиозных организаций Славянская Община Капища Веды Перуна и Асгардская Славянская община среди определяющих символов общин указана свастика, что является нарушением ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114, запрещающей пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения [3, 4].

Включение элементов идей экстремизма в неоязыческие вероучения является угрозой, обладающей особенным специфичным характером, отличающимся скрытостью воздействия на граждан, ставших последователями такового религиозного течения. Лидеры культов, транслирующие адептам мировоззренческие принципы, жизненные нормы и ориентиры, в той или иной степени концептуально совпадающие с ценностными системами древнеславянских племен, раскрывающие ритуалы, схожие с теми, что осуществляли древние предки, или соответствующие представлениям современных последователей об обрядах прошлого, при наличии умысла на дестабилизацию обстановки в регионах и стране или на получение властного ресурса, получают возможность вольной трактовки истории, формирования выгодного для обозначенных целей представления у последователей о прошлом.

В процессе, преследующем цель формирования у последователей неоязыческого религиозного культа, содержащего элементы экстремизма, деструктивной мировоззренческой системы, выделено четыре этапа, сводящихся к навязыванию и аргументации мнения о том, что:

1) Транслируемые современным «пророком» или «учителем» постулаты не изменялись с древних времен, предки принимали эти правила «на веру» без проверки и служили им основой морали и нравственности.

2) Принятие этих постулатов предками свидетельствует об истинности, правильности декларируемых заповедей.

3) Истинность учения подтверждается источниками, переведенными в современности, древность которых является дополнительным подтверждением преемственности культа с жизнью и мировоззрение предков.

4) Проблемы российского общества — следствие отступления от истинной веры предков.

Таким образом, отсыл адептов к смоделированному в рамках учения прошлому позволяет «первосвященникам»-проводникам культа насаждать любые, в том числе экстремистские идеи, пользуясь принимаемым без критического осмысления аргументом древности декларируемых идей и навязываемых моделей поведения, в том числе, построенных на приверженности ненависти на расовой и национальной почве, что было обнаружено экспертами в процессе изучения текстов, распространявшихся представителями церкви православных староверов-инглингов.

Специфика неоязыческих культов как объекта исследования на предмет наличия в их концепциях экстремистских элементов раскрывается в следующих положениях:

1) Могут возникать по всей территории России, учитывая исторический факт распространенности разнообразных верований, основанных на объяснении явлений природы, событий в жизни человека деятельностью высших сил, воплотившихся в пантеонах богов и духов.

2) Экстремистская угроза имеет скрытый характер, при наличии ее элементы, в частности, идеи расового превосходства не выражаются явно, транслируются как жизненные ориентиры, сложившиеся в прошлом.

3) Ячейки экстремистских организаций неоязыческого толка имеют потенциал сетевого развития — без единого центра координации, распространения информационного контента.

Развитие и распространение неоязыческих концепций содержит потенциал скрытого насаждения деструктивных идей. Однако необходимо отметить, что фундаментальной основой, которой руководствуется правоохранительная система при разрешении проблематики экстремизма является закрепленная в ст. 28 Конституции РФ гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1]. Борьба с экстремизмом не подменяет понятий преследования его элементов и организации гонений на какие-либо направления вероучений. Единственным критерием, несоответствие которому становится основанием для ликвидации или запрета деятельности некоммерческих, в том числе религиозных, организаций является их противоречие нормам существующего законодательства, призванного предупредить насилие, порождаемое экстремизмом. Неоязыческие концепции сложны для экспертной оценки ввиду наличия возможностей включения в них не прямых призывов, а завуалированных, выдаваемых за опыты прошлого идей расового и религиозного превосходства. Скрытый характер угрозы в контексте популяризации, в том числе в массовой культуре, сюжетов, как основанных на реальных событиях, так и вымышленных, происходящих на историческом фоне Древней Руси, определяют необходимость скрупулезного исследования неоязыческих концепций.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и№ 8-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс».— Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 29.06.2019).
  2. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Министерство юстиции РФ. — Режим доступа: https://minjust.ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 29.06.2019).
  3. Решение Омского областного суда от 30 апреля 2004 года о ликвидации трех местных религиозных организаций, деятельность которых была признана возбуждающей национальную ненависть // Информационно-аналитический центр «Сова». — Режим доступа: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2004/04/d8899/ (дата обращения: 29.06.2019).
  4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант». —Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/#ixzz5sE20DRUG (дата обращения 29.06.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, Конституция РФ, государственная монополия, идея, концепция, нацистская атрибутика, расовое превосходство, том.

Ключевые слова

экстремизм, экстремистская деятельность, расизм, неоязычество, инглиизм

Похожие статьи

Обзор нормативно-правовой базы в сфере противодействия...

В Конституции Российской Федерации в статье второй провозглашено, что человек, его

Кроме того, в ч.5 ст.13 Конституции РФ говорится о Запрете создания и деятельности

В Концепции отмечается, что общегосударственная система противодействия терроризму...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных Конституцией РФ.

В статье четвертой Конституции РФ получило свое закрепление такое свойство государственной власти, как неделимость.

Российская Федерация, экстремистская деятельность...

В статье рассмотрены основные приоритеты государственной политики по противодействию распространению экстремистских материалов. Сделан вывод о том, что в условиях увеличения масштабов информационно-пропагандистской работы экстремистских организаций и групп...

Причины появления и развития экстремизма в образовательной...

− изменение основных положений Конституции Российской Федерации с помощью насилия

− демонстрация и восхваление нацистской символики или её атрибутики, либо же то, что

Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на...

Противодействие преступлениям экстремисткой направленности

То же следует сказать по поводу соотношения понятий «экстремистская деятельность» и «террористическая деятельность».

незаконных вооружённых формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни...

Проблемы уголовной ответственности за информационный...

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской... экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация...

Квалификация пропаганды исключительности, превосходства...

экстремистская деятельность, УК РФ, экстремистское сообщество, экстремистская организованная группа, экстремистская

Квалификация пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека как экстремистской деятельности.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика

символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий. Мотивом экстремизма является стойкая неприязнь и (или) нетерпимое отношение...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

«Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв.

Государственная политика РФ по противодействию экстремизму. - обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия экстремизму, а...

Похожие статьи

Обзор нормативно-правовой базы в сфере противодействия...

В Конституции Российской Федерации в статье второй провозглашено, что человек, его

Кроме того, в ч.5 ст.13 Конституции РФ говорится о Запрете создания и деятельности

В Концепции отмечается, что общегосударственная система противодействия терроризму...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных Конституцией РФ.

В статье четвертой Конституции РФ получило свое закрепление такое свойство государственной власти, как неделимость.

Российская Федерация, экстремистская деятельность...

В статье рассмотрены основные приоритеты государственной политики по противодействию распространению экстремистских материалов. Сделан вывод о том, что в условиях увеличения масштабов информационно-пропагандистской работы экстремистских организаций и групп...

Причины появления и развития экстремизма в образовательной...

− изменение основных положений Конституции Российской Федерации с помощью насилия

− демонстрация и восхваление нацистской символики или её атрибутики, либо же то, что

Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на...

Противодействие преступлениям экстремисткой направленности

То же следует сказать по поводу соотношения понятий «экстремистская деятельность» и «террористическая деятельность».

незаконных вооружённых формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни...

Проблемы уголовной ответственности за информационный...

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской... экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация...

Квалификация пропаганды исключительности, превосходства...

экстремистская деятельность, УК РФ, экстремистское сообщество, экстремистская организованная группа, экстремистская

Квалификация пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека как экстремистской деятельности.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика

символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий. Мотивом экстремизма является стойкая неприязнь и (или) нетерпимое отношение...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

«Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв.

Государственная политика РФ по противодействию экстремизму. - обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия экстремизму, а...

Задать вопрос