О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Горбань А. Е., Джаримок А. А. О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса // Новый юридический вестник. — 2019. — №3. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/125/4116/ (дата обращения: 22.10.2019).



Ключевые слова: избирательный процесс, реализация избирательных прав, гражданин, государственная власть, избирательное законодательство.

Свободные и демократические выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления — высшее непосредственное выражение власти народа, гарантированное Конституцией Российской Федерации [1]. Беспрепятственное осуществление конституционного права граждан избирать и быть избранными — основная цель, воплощенная в идеях демократического и правового государства.

Сложившаяся в настоящее время избирательная система Российской Федерации (далее — РФ) выработала механизм реализации конституционных избирательных прав граждан в тесной взаимосвязи со стадиями избирательного процесса. Действительно, многие процессуалисты в ходе исследования избирательного процесса в РФ рассматривают его как «форму реализации норм избирательного права» [2, с. 53].

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ) определяет правовые механизмы реализации избирательных прав в зависимости от стадии избирательного процесса. Данная особенность связана с тем, что конкретные субъективные избирательные права реализуются либо на протяжении всего избирательного процесса (например, активное избирательное право), либо на определенной стадии (например, право на участие в агитации, право на назначение выборов, право участвовать в подсчете голосов и т. д.).

Одной из проблем конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан является неустойчивость основ, фундаментальных положений избирательного законодательства, так и следствие и всей избирательной системы РФ. Непонятный простому обывателю, часто сменяющийся друг за другом порядок выборов депутатов Государственной Думы и наделения полномочиями глав субъектов РФ снижает уровень доступности для своих граждан же прав избирать и быть избранными. Для сравнения, порядок формирования законодательного органа США — конгресса остается незыблемым с 1788 года. В РФ за пару десятилетий пять раз изменялся порядок выборов депутатов Государственной Думы, что в конечном итоге не формирует положительную правовую культуру субъектов избирательного процесса в нашей стране. Так, с момента существования Конституции РФ порядок избрания депутатов Государственной Думы был изменен соответствующими Федеральными законами: от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ; от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ; от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ; от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ; от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.

Механизмы организации государственной власти — основа конституционного строя РФ и корректировка данного механизма неминуемо влечет за собой изменение содержания избирательных прав граждан. К примеру, до недавнего времени активное избирательное право гражданина РФ включало в себя право избирать высшее должностное лицо субъекта РФ, а на данный момент — в зависимости от желания властей субъекта РФ [4, с. 61].

Так до недавнего времени в соответствии с утратившим силу Законом Республики Адыгея от 28 июня 2012 года № 100 «О выборах Главы Республики Адыгея» [5] электорат республики был наделен правом избирать главу своего региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Данный порядок избрания главы субъекта РФ претерпел существенные изменения не в пользу обеспечения непосредственной демократии — теперь глава избирается законодательным (представительным) органом государственной власти республики, Государственным Советом — Хасэ Республики Адыгея, и избрание проводится тайным голосованием [6].

Поэтому, несмотря на конституционный принцип недопущения произвольного ограничения прав человека (часть 3 статьи 55 Конституции РФ), предотвратить волевое и контролируемое уменьшение (по сути, умаление) объема содержания права представляется сложно разрешимой задачей в нынешних правовых реалиях [7, с. 34].

Существующая практика проведения не только федеральных, но и региональных и муниципальных выборов, выявила ряд недостатков системы формирования публичной власти, в той или иной степени не позволяющий должным образом обеспечить реализацию избирательных прав граждан [8, с. 35]. Федеральный Закон № 67-ФЗ без необходимой дифференциации применительно к уровням выборов, «забывая» о специфике каждого уровня, манометрическим образом регулирует избирательный процесс.

Существующий механизм правового регулирования не только не обеспечивает должным образом гарантии избирательных прав, но и не позволяют законодателям субъектов РФ создавать дополнительные условия и процедуры их реализации, наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс при проведении региональных и муниципальных выборов. Так, федеральным законодателем теперь запрещена возможность проведения досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий при проведении региональных выборов.

Прослеживается тенденция к установлению дополнительных требований к основным участникам избирательного процесса — к избирателям. Так, теперь проголосовать вне специально оборудованных помещений могут только те, кто по состоянию здоровья и инвалидности (исключая другие уважительные причины) не может прибыть в помещение для голосования и предварительно подал заявление в участковую избирательную комиссию. Требует дополнительного нормативного регулирования установление особого порядка реализации активного избирательного права гражданами, исполняющими трудовые и иные функции (обязанности) в силу закона (например, дежурство на работе, срочная военная служба и др.) на день голосования.

Требует особого внимания и институт наблюдателей, который в силу пункта 4 статьи 30 Федерального Закона № 67-ФЗ носит ярко выраженный «назначенческий», или как его определяют Берлявский Л. Г. и Тарабан Н. А. «конкретно-субъектный» характер. Вследствие чего возникает вполне логичный вопрос — почему гражданин, обладающий активным избирательным правом, не имеет право «самовыдвижения» себя в качестве наблюдателя»? Отметим, что граждане, реализовывающие свое пассивное избирательное право наделены возможностью «самовыдвижения». Данная проблема — конституционная, не позволяющая в полной мере обеспечить не только право избирать и быть избранным, но и право участвовать в избирательных действиях и процедурах [9, с. 29].

В заключение отметим, что построение теоретически обоснованной, эффективно действующей системы норм, определяющих границы реализации конституционных избирательных прав граждан в настоящее время в России стала весьма значимой и его разрешение возможно только путем конституционно-правовой модернизации избирательного законодательства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ». 04.08.2014. № 31. ст. 4398;
  2. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право: Учебник. М.: Информ-С, 2008. С. 369;
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета». № 106, 15.06.2002;
  4. Зиновьев А. В. Полякова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 179.
  5. Закон Республики Адыгея от 1 апреля 2016 г. № 518 «О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея» // «Собрание законодательства Республики Адыгея», апрель 2016 г. № 4;
  6. Закон Республики Адыгея от 28 июня 2012 года № 100 «О выборах Главы Республики Адыгея» // «Собрание законодательства Республики Адыгея», июнь 2012 г. № 6;
  7. Саликов М. С. Избирательное законодательство как политический инструмент государства: постконституционная эволюция // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 60–67.
  8. Степанова А. А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 34–37.
  9. Берлявский Л. Г., Тарабан Н. А. Проблемы регулирования и реализации полномочий наблюдателей в избирательных правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 11. С. 29–33.
Основные термины (генерируются автоматически): избирательный процесс, гражданин, Государственная Дума, Российская Федерация, государственная власть, избирательное законодательство, РФ, Адыгея, недавнее время, тайное голосование.

Ключевые слова

гражданин, государственная власть, избирательный процесс, реализация избирательных прав, избирательное законодательство

Похожие статьи

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы...

Правовой аспект процедуры голосования как составной части...

Современный исследователь голосования как стадии избирательного процесса в Российской Федерации С. В. Серков

Значительным отличием голосования как стадии избирательного процесса является организация его проведения специально уполномоченным субъектом...

Основные принципы избирательного права России

В избирательном праве Российской федерации, также, как и в других отраслях права, его основой являются — принципы. Под организацией и проведением выборов, следует понимать правовые гарантии, за счет которых осуществляются гражданами их избирательные права...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

[2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов.

В Российской Федерации избирательный процесс всегда сопровождается острой политической дискуссией, получает широкое освещение и неоднозначные оценки в средствах...

К вопросу о необходимости кодификации избирательного...

Вопрос о кодификации электорального законодательства России неоднократно поднимался как в научных кругах, так и на государственном уровне. Несмотря на это, единый кодифицированный акт в области избирательного права РФ до сих пор не принят...

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде городов Красноярского края выборы в местные советы прошли по пропорционально-мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право в конституциях стран СНГ

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Литература: 1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. /

Похожие статьи

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы...

Правовой аспект процедуры голосования как составной части...

Современный исследователь голосования как стадии избирательного процесса в Российской Федерации С. В. Серков

Значительным отличием голосования как стадии избирательного процесса является организация его проведения специально уполномоченным субъектом...

Основные принципы избирательного права России

В избирательном праве Российской федерации, также, как и в других отраслях права, его основой являются — принципы. Под организацией и проведением выборов, следует понимать правовые гарантии, за счет которых осуществляются гражданами их избирательные права...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

[2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов.

В Российской Федерации избирательный процесс всегда сопровождается острой политической дискуссией, получает широкое освещение и неоднозначные оценки в средствах...

К вопросу о необходимости кодификации избирательного...

Вопрос о кодификации электорального законодательства России неоднократно поднимался как в научных кругах, так и на государственном уровне. Несмотря на это, единый кодифицированный акт в области избирательного права РФ до сих пор не принят...

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде городов Красноярского края выборы в местные советы прошли по пропорционально-мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право в конституциях стран СНГ

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Литература: 1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. /

Задать вопрос