О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Горбань, А. Е. О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса / А. Е. Горбань, А. А. Джаримок. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4116/ (дата обращения: 18.01.2021).



Ключевые слова: избирательный процесс, реализация избирательных прав, гражданин, государственная власть, избирательное законодательство.

Свободные и демократические выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления — высшее непосредственное выражение власти народа, гарантированное Конституцией Российской Федерации [1]. Беспрепятственное осуществление конституционного права граждан избирать и быть избранными — основная цель, воплощенная в идеях демократического и правового государства.

Сложившаяся в настоящее время избирательная система Российской Федерации (далее — РФ) выработала механизм реализации конституционных избирательных прав граждан в тесной взаимосвязи со стадиями избирательного процесса. Действительно, многие процессуалисты в ходе исследования избирательного процесса в РФ рассматривают его как «форму реализации норм избирательного права» [2, с. 53].

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ) определяет правовые механизмы реализации избирательных прав в зависимости от стадии избирательного процесса. Данная особенность связана с тем, что конкретные субъективные избирательные права реализуются либо на протяжении всего избирательного процесса (например, активное избирательное право), либо на определенной стадии (например, право на участие в агитации, право на назначение выборов, право участвовать в подсчете голосов и т. д.).

Одной из проблем конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан является неустойчивость основ, фундаментальных положений избирательного законодательства, так и следствие и всей избирательной системы РФ. Непонятный простому обывателю, часто сменяющийся друг за другом порядок выборов депутатов Государственной Думы и наделения полномочиями глав субъектов РФ снижает уровень доступности для своих граждан же прав избирать и быть избранными. Для сравнения, порядок формирования законодательного органа США — конгресса остается незыблемым с 1788 года. В РФ за пару десятилетий пять раз изменялся порядок выборов депутатов Государственной Думы, что в конечном итоге не формирует положительную правовую культуру субъектов избирательного процесса в нашей стране. Так, с момента существования Конституции РФ порядок избрания депутатов Государственной Думы был изменен соответствующими Федеральными законами: от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ; от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ; от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ; от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ; от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.

Механизмы организации государственной власти — основа конституционного строя РФ и корректировка данного механизма неминуемо влечет за собой изменение содержания избирательных прав граждан. К примеру, до недавнего времени активное избирательное право гражданина РФ включало в себя право избирать высшее должностное лицо субъекта РФ, а на данный момент — в зависимости от желания властей субъекта РФ [4, с. 61].

Так до недавнего времени в соответствии с утратившим силу Законом Республики Адыгея от 28 июня 2012 года № 100 «О выборах Главы Республики Адыгея» [5] электорат республики был наделен правом избирать главу своего региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Данный порядок избрания главы субъекта РФ претерпел существенные изменения не в пользу обеспечения непосредственной демократии — теперь глава избирается законодательным (представительным) органом государственной власти республики, Государственным Советом — Хасэ Республики Адыгея, и избрание проводится тайным голосованием [6].

Поэтому, несмотря на конституционный принцип недопущения произвольного ограничения прав человека (часть 3 статьи 55 Конституции РФ), предотвратить волевое и контролируемое уменьшение (по сути, умаление) объема содержания права представляется сложно разрешимой задачей в нынешних правовых реалиях [7, с. 34].

Существующая практика проведения не только федеральных, но и региональных и муниципальных выборов, выявила ряд недостатков системы формирования публичной власти, в той или иной степени не позволяющий должным образом обеспечить реализацию избирательных прав граждан [8, с. 35]. Федеральный Закон № 67-ФЗ без необходимой дифференциации применительно к уровням выборов, «забывая» о специфике каждого уровня, манометрическим образом регулирует избирательный процесс.

Существующий механизм правового регулирования не только не обеспечивает должным образом гарантии избирательных прав, но и не позволяют законодателям субъектов РФ создавать дополнительные условия и процедуры их реализации, наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс при проведении региональных и муниципальных выборов. Так, федеральным законодателем теперь запрещена возможность проведения досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий при проведении региональных выборов.

Прослеживается тенденция к установлению дополнительных требований к основным участникам избирательного процесса — к избирателям. Так, теперь проголосовать вне специально оборудованных помещений могут только те, кто по состоянию здоровья и инвалидности (исключая другие уважительные причины) не может прибыть в помещение для голосования и предварительно подал заявление в участковую избирательную комиссию. Требует дополнительного нормативного регулирования установление особого порядка реализации активного избирательного права гражданами, исполняющими трудовые и иные функции (обязанности) в силу закона (например, дежурство на работе, срочная военная служба и др.) на день голосования.

Требует особого внимания и институт наблюдателей, который в силу пункта 4 статьи 30 Федерального Закона № 67-ФЗ носит ярко выраженный «назначенческий», или как его определяют Берлявский Л. Г. и Тарабан Н. А. «конкретно-субъектный» характер. Вследствие чего возникает вполне логичный вопрос — почему гражданин, обладающий активным избирательным правом, не имеет право «самовыдвижения» себя в качестве наблюдателя»? Отметим, что граждане, реализовывающие свое пассивное избирательное право наделены возможностью «самовыдвижения». Данная проблема — конституционная, не позволяющая в полной мере обеспечить не только право избирать и быть избранным, но и право участвовать в избирательных действиях и процедурах [9, с. 29].

В заключение отметим, что построение теоретически обоснованной, эффективно действующей системы норм, определяющих границы реализации конституционных избирательных прав граждан в настоящее время в России стала весьма значимой и его разрешение возможно только путем конституционно-правовой модернизации избирательного законодательства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ». 04.08.2014. № 31. ст. 4398;
  2. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право: Учебник. М.: Информ-С, 2008. С. 369;
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета». № 106, 15.06.2002;
  4. Зиновьев А. В. Полякова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 179.
  5. Закон Республики Адыгея от 1 апреля 2016 г. № 518 «О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея» // «Собрание законодательства Республики Адыгея», апрель 2016 г. № 4;
  6. Закон Республики Адыгея от 28 июня 2012 года № 100 «О выборах Главы Республики Адыгея» // «Собрание законодательства Республики Адыгея», июнь 2012 г. № 6;
  7. Саликов М. С. Избирательное законодательство как политический инструмент государства: постконституционная эволюция // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 60–67.
  8. Степанова А. А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 34–37.
  9. Берлявский Л. Г., Тарабан Н. А. Проблемы регулирования и реализации полномочий наблюдателей в избирательных правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 11. С. 29–33.
Основные термины (генерируются автоматически): избирательный процесс, гражданин, Адыгея, государственная власть, Государственная Дума, избирательное законодательство, Российская Федерация, РФ, недавнее время, тайное голосование.

Похожие статьи

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы...

Правовой аспект процедуры голосования как составной части...

Современный исследователь голосования как стадии избирательного процесса в Российской Федерации С. В. Серков

Значительным отличием голосования как стадии избирательного процесса является организация его проведения специально уполномоченным субъектом...

Основные принципы избирательного права России

В избирательном праве Российской федерации, также, как и в других отраслях права, его основой являются — принципы. Под организацией и проведением выборов, следует понимать правовые гарантии, за счет которых осуществляются гражданами их избирательные права...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

[2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов.

В Российской Федерации избирательный процесс всегда сопровождается острой политической дискуссией, получает широкое освещение и неоднозначные оценки в средствах...

К вопросу о необходимости кодификации избирательного...

Вопрос о кодификации электорального законодательства России неоднократно поднимался как в научных кругах, так и на государственном уровне. Несмотря на это, единый кодифицированный акт в области избирательного права РФ до сих пор не принят...

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде городов Красноярского края выборы в местные советы прошли по пропорционально-мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право в конституциях стран СНГ

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Литература: 1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. /

Похожие статьи

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы...

Правовой аспект процедуры голосования как составной части...

Современный исследователь голосования как стадии избирательного процесса в Российской Федерации С. В. Серков

Значительным отличием голосования как стадии избирательного процесса является организация его проведения специально уполномоченным субъектом...

Основные принципы избирательного права России

В избирательном праве Российской федерации, также, как и в других отраслях права, его основой являются — принципы. Под организацией и проведением выборов, следует понимать правовые гарантии, за счет которых осуществляются гражданами их избирательные права...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде...

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

[2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов.

В Российской Федерации избирательный процесс всегда сопровождается острой политической дискуссией, получает широкое освещение и неоднозначные оценки в средствах...

К вопросу о необходимости кодификации избирательного...

Вопрос о кодификации электорального законодательства России неоднократно поднимался как в научных кругах, так и на государственном уровне. Несмотря на это, единый кодифицированный акт в области избирательного права РФ до сих пор не принят...

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на муниципальных выборах с 1996 года, когда в ряде городов Красноярского края выборы в местные советы прошли по пропорционально-мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право в конституциях стран СНГ

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Литература: 1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. /

Задать вопрос