Молодёжь и её участие в выборах: способы повышения электоральной активности молодых избирателей | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Зверовщиков Р. В. Молодёжь и её участие в выборах: способы повышения электоральной активности молодых избирателей // Новый юридический вестник. — 2019. — №3. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/125/4095/ (дата обращения: 19.10.2019).



Сегодня политические права являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного демократического общества и правового государства. При этом центральными в этом блоке прав являются правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии. Способом проявления власти народа являются открытые и всеобщие выборы. Именно сформированность и роль института выборов в обществе показывает степень демократичности существующего политического режима в конкретном государстве.

В настоящее время, учитывая наличие «запроса» на гражданское общество в России со стороны граждан остается нерешенной одна из важнейших проблем на данное время, а именно отсутствие должной политической и электоральной активности российской молодёжи.

Все существующие государства и сообщества соотносят свои судьбы и надежды с молодым поколением. Вопрос участия молодёжи, как неотъемлемой части российского общества, в политической жизни России является довольно значимым для нашего государства. Развитие политической культуры молодых людей необходимо для устойчивого развития, формирующегося «гражданского общества» в целом. Именно молодые люди создают образ будущего и поэтому вопросы участия молодежи в реализации политических прав, а в частности и степень их участия в избирательном процессе становятся все более актуальными на сегодняшний день.

Согласно закрепленному в нормативных актах понятию к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 лет и более. [8] Интересной является также позиция ЦИК России, в соответствии с которой молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет попадают под категорию «будущие избиратели», а в возрасте от 18 до 35 лет являются «молодыми избирателями». [9]

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в группу молодежи попадают: школьники; студенты вузов; молодые специалисты, окончившие вуз; военнослужащие срочной службы и т. д.

Россияне в целом приветствуют идею вовлечения молодых людей в общественную и политическую жизнь, от 34 % до 67 % наших сограждан одобряют участие молодежи в различных видах политической деятельности (прежде всего — простое участие в выборах в качестве избирателей, реже — выдвижение своей кандидатуры на выборах). Впрочем, респонденты старших возрастных групп чаще для себя представляют участие молодежи в тех или иных политических активностях (действиях), чем сами молодые люди. [5]

Не беремся утверждать, что сейчас, отказ молодых людей от участия в политических процессах становится популярной тенденцией. В настоящее время, напротив, информационные технологии способствуют консолидации молодежи в различные группы по интересам. Молодые люди чаще интересуются политической позицией различных «лидеров мнений», которые нередко высказываются о происходящих событиях в нашей стране, в том числе посредством своих блогов. Однако, учитывая то, что современную молодежь можно охарактеризовать как неоднородную — и по характеру политического участия, и по его содержанию такого участия. [3] Стоит отметить, что до сих пор среди молодежи распространенно мнение, что «голосование не отражается на судьбе отдельного человека», «мой голос ничего не значит» и «все уже куплено и решено». Напрашивается вывод, что основной причиной пассивного отношения молодежи к выборам — является недоверие к власти, т. е. рассмотрение института выборов как распиаренной формальности.

На наш взгляд, основная причина политической и электоральной пассивности молодых людей заключается в низком уровне правовой культуры молодежи, в отсутствии понимания избирательных процессов и их значения в современном демократическом государстве. Помимо этого, стоит отметить недостаточную активность системы избирательных комиссий и иных органов власти при осуществлении информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период.

Это утверждение предполагает вывод, что политическую активность молодежи можно инициировать совершенствованием системы правового и политического воспитания. Однако сводить весь процесс политической социализации молодежи только к системе совершенствования «воспитательных» мер неправильно. Причины политической пассивности молодежи и поиск путей формирования у нее активистской политической и электоральной культуры следует рассматривать в более широком социально-политическом контексте. Можно выделить следующие факторы, которые определяют особенности политической и электоральной пассивности молодежи, а именно — бюрократизм, отсутствие прозрачности в деятельности государственной власти, степень доверия к институту власти, низкий уровень информирования молодежи о выборах.

Базовым фактором политического участия молодежи является государственная политика, поскольку она в решающей степени определяет условия жизни, влияет на формирование общественных позиций молодежи. [2] Повышение политической и электоральной активности молодежи во многом зависит от того, насколько реально государство желает преодолеть сложившиеся в молодёжной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать необходимые условия для активного включения молодежи в общественно-политическую жизнь страны.

Безусловно государство предпринимает попытки, направленные на обеспечение активного и осознанного участия молодежи в организации и деятельности государства и его органов. Одним из примеров вышеизложенного является разработанная и принятая Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Молодежная электоральная концепция».

Однако, на наш взгляд, одной из ключевых проблем, препятствующих реализации целей, указанных в данной концепции, да и деятельности государства по обеспечению активного участия молодежи в политической жизни страны, в целом, является отсутствие диалога государства с молодежью на интернет-территории, в частности в социальных сетях на понятном для молодежи языке, т. е. игнорирование государством наиболее используемых молодежью каналов получения информации. Современная молодёжь, в большинстве своем, не читает газеты, не слушает радио и не смотрит телевизор, а отдаёт предпочтение получению информации из различных интернет-ресурсов, в том числе сетевых изданий и социальных сетей.

Сегодня Интернет, безусловно, является важнейшим агентом политической социализации в современном обществе, а также участвует в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах. Данный статус обусловлен его информационной функцией обеспечения достоверной и актуальной информацией о наиболее важных событиях. [1]

Стоит отметить, что на выборах Президента Российской Федерации система избирательных комиссий и власть смогли применить новые современные формы информирования, соответственно, донести информацию о важности участия в выборах до молодежи. Широко использовались все информативные ресурсы в целях повышения правовой культуры избирателей. В первую очередь большую роль сыграло интернет информирование посредством социальных сетей и различных популярных интернет-сервисов таких как YouTube, размещение информации на рекламных площадках в приложениях для смартфонов, организация различных фотоконкурсов и челленджей, а также информативные и понятные для молодежи флаеры, плакаты, видеоролики на улицах, в крупных торговых центрах, образовательных учреждениях.

К сожалению, результаты региональных и муниципальных избирательных кампаний, проведенных в 2018 году, свидетельствуют об отсутствии, на данный момент, намерения и ресурсов у региональной власти, избирательных комиссий повторить позитивный опыт диалога с молодежью в интернет-среде с целью повышения их политической и электоральной активности.

Именно вышеуказанными способами при проведении выборов Президента в 2018 году, максимально доступно и ясно удалось донести до каждого избирателя информацию о предоставлении возможности реализовать свое активное избирательное право по месту нахождения.

Стоит акцентировать внимание на то, что молодежь, большую часть из которых составляют студенты, часто обучаются не по месту своей регистрации, а в других городах, как в пределах одного субъекта, так и на территории другого, что до выборов 2018 года делало практически невозможным участие указанных лиц как в региональных, так и в федеральных выборах. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. [7] В то же время, действующее законодательство, в рамках организации и проведения региональных выборов, предоставляя гражданам, находящимся вне пределов избирательного округа, возможность принять участие в выборах, не определяет универсального механизма осуществления указанного права.

При этом, возвращаясь к рассмотрению позитивных аспектов избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в марте 2018 года, необходимо учесть опыт использования процедуры включения избирателя в список избирателей по месту нахождения «Мобильный избиратель» на федеральном уровне, целью которой было — дать возможность избирателям проголосовать по месту своего нахождения. По словам заместителя Председателя ЦИК России Н. И. Булаева — «Количество избирателей, проголосовавших на выборах главы государства в марте 2018 года с помощью механизма «Мобильный избиратель», в 2 раза больше количества избирателей, голосовавших на выборах Президента в России в 2004, 2008 и 2012 годах по открепительным удостоверениям». [6] Стоит отметить, что данный механизм показал себя с положительной стороны, что скорее всего и явилось причиной частичной замены на федеральных и региональных выборах системы открепительных удостоверений и досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий, сделав процедуру голосования по месту нахождения более удобной для граждан, а впоследствии и применяемой на всей территории Российской Федерации в 2018 году при проведении региональных выборов.

Кроме того, что избиратели после подачи заявления смогли проголосовать на ближайшем удобном для них избирательном участке, при этом стоит отметить беспрецедентную возможность использовать вышеуказанный механизм выбора избирательного участка для голосования онлайн на портале Государственных услуг.

На наш взгляд, введение в работу данного механизма, в том числе возможность его использования при помощи интернет-сервиса, может стимулировать молодежь участвовать в выборах, ведь одной из причин отсутствия участия молодежи в выборах нередко являлось то, что избиратель, находясь за пределами родного города или населенного пункта не мог при всем желании участвовать в выборах в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на конкретной территории. Указанный механизм позволил выбрать наиболее удобный для избирателя избирательный участок, да еще и посредством онлайн сервиса.

Таким образом механизм включения избирателя в список избирателей для голосования по месту нахождения «Мобильный избиратель» решает не только одну из существующих проблем реализации права граждан на голосование вне места своего жительства, но и способствует повышению электоральной активности молодежи.

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на выборах Президента в марте 2018 года представители молодежи не менее активно участвовали в голосовании, чем представители других возрастных групп (65,6 % по сравнению с 62,9 % среди средних возрастов и 63,4 % среди тех, кто старше 60). [4]

Вышеуказанные результаты опроса безусловно подтверждают успех проведенной информационной деятельности системы избирательных комиссий на выборах Президента в марте 2018 года, эффективность и необходимость использования государством тех информационных каналов, которые удобны прежде всего для населения, в частности — молодежи, а также целесообразность поиска универсального механизма, решающего проблему реализации права граждан на голосование вне места своего жительства.

Таким образом, заинтересованность и степень участия молодежи в политических и электоральных процессах страны напрямую зависит от политики государства и комплексных действий его органов. Без эффективного информационного и организационно-правового механизма обеспечения реализации избирательного права невозможно провести демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Необходимо проводить масштабную деятельность, направленную на просвещение молодежи в области реализации своих политических прав, способствовать созданию удобных для граждан условий их реализации.

Литература:

  1. Башкарев, А. А. Роль сети Интернет в процессе политической социализации молодежи в России: автореф. Дис... к.п.н. / А. А. Башкарев — Санкт-Петербург, 2009. — 25 с.
  2. Бирюлина, Т. В. Мотивация и характер политического участия российской молодежи: автореферат дис.... к.п.н. / Т. В. Бирюлина. — Саратов, 2008. — 23 с.
  3. Зозуля, Е. В. Молодежь как актор политического процесса в современной России: автореферат дис.... к.п.н. / Е. В. Зозуля. — Пятигорск, 2013. — 25 с.
  4. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Молодежь ломает стереотипы. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9002/ (дата обращения: 18.03.2019).
  5. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Молодежь и политика: точки соприкосновения. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116312 (дата обращения: 18.03.2019).

6. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ: Система «Мобильный избиратель» абсолютно прозрачна и вызывает доверие. — URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/41848.html (дата обращения: 18.03.2019)

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  3. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22.07.2015 г. N 293/1695–6 «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N 83/666–5 «О проведении Дня молодого избирателя»
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, выбор Президента, выбор, место жительства, место нахождения, участие молодежи, государственная власть, избирательный участок, деятельность государства, Россия.

Похожие статьи

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, государственная власть. В условиях становления и развития демократического общества в России, институту выборов...

Феномен президентских выборов | Статья в журнале...

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую

Предмет исследования — особенности президентских выборов в Российской Федерации

Напротив, занимающий второе место в предвыборной гонке по итогам обработки 99...

Проблема избирательной активности российской молодежи

В регионах активность молодежи на выборах еще ниже. Отчужденность молодежи от политики в российском обществе ученые объясняют следующими факторами: общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию политическое...

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан на...

Статья посвящена проблемам, возникающим при реализации прав граждан на выбор места жительства: влияние регистрации на получение отдельных видов льгот. В процессе исследования отмечается, что Российская Федерация — федеративное государство...

Проблемы повышения избирательной активности граждан

В результате в любом месте можно будет проголосовать в рамках любой избирательной кампании с помощью мобильного приложения в телефоне, что, несомненно, удобно и современно и поможет увеличить активность молодежи. «Выбирать — это большая работа...

Конституционное и законодательное регулирование права граждан...

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регламентируется и на уровне законодательства субъектов РФ, которое редко основывается на идеях и принципах, заложенных нормативными актами федерального и международного уровня.

Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными...

По данным Росстата на 1 января 2017 года в Российской Федерации насчитывается около 13 миллионов инвалидов, из которых 10 миллионов могут принимать участие в выборах. Активным избирательным правом в Российской Федерации обладают около 100 миллионов граждан...

Ограничение реализации активного избирательного права...

Чтобы участвовать на местных выборах, военнослужащему, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской

Нам мой взгляд, необходимо создать механизм реализации активного избирательного права военнослужащих, чье место жительства до...

Похожие статьи

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, государственная власть. В условиях становления и развития демократического общества в России, институту выборов...

Феномен президентских выборов | Статья в журнале...

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую

Предмет исследования — особенности президентских выборов в Российской Федерации

Напротив, занимающий второе место в предвыборной гонке по итогам обработки 99...

Проблема избирательной активности российской молодежи

В регионах активность молодежи на выборах еще ниже. Отчужденность молодежи от политики в российском обществе ученые объясняют следующими факторами: общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию политическое...

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан на...

Статья посвящена проблемам, возникающим при реализации прав граждан на выбор места жительства: влияние регистрации на получение отдельных видов льгот. В процессе исследования отмечается, что Российская Федерация — федеративное государство...

Проблемы повышения избирательной активности граждан

В результате в любом месте можно будет проголосовать в рамках любой избирательной кампании с помощью мобильного приложения в телефоне, что, несомненно, удобно и современно и поможет увеличить активность молодежи. «Выбирать — это большая работа...

Конституционное и законодательное регулирование права граждан...

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регламентируется и на уровне законодательства субъектов РФ, которое редко основывается на идеях и принципах, заложенных нормативными актами федерального и международного уровня.

Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными...

По данным Росстата на 1 января 2017 года в Российской Федерации насчитывается около 13 миллионов инвалидов, из которых 10 миллионов могут принимать участие в выборах. Активным избирательным правом в Российской Федерации обладают около 100 миллионов граждан...

Ограничение реализации активного избирательного права...

Чтобы участвовать на местных выборах, военнослужащему, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской

Нам мой взгляд, необходимо создать механизм реализации активного избирательного права военнослужащих, чье место жительства до...

Задать вопрос