О проблемах управления муниципальной собственностью | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.

Дата публикации: 04.04.2019

Статья просмотрена: 1345 раз

Библиографическое описание:

Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4092/ (дата обращения: 20.04.2024).



Актуальность данной темы можно рассматривать с точки зрения перспектив развития местного самоуправления. Поскольку муниципальная собственность является одной из экономических основ местного самоуправления. В данной статье представлен краткий обзор проблем, которые существуют в управлении муниципальной собственностью.

Ключевые слова: муниципальная собственность, проблемы управления муниципальной собственности, управление муниципальной собственностью, критерии эффективного управления муниципальной собственностью.

The relevance of this topic can be viewed from the perspective of the development of local government. Since municipal property is one of the economic foundations of local government. This article provides a brief overview of the problems that exist in the management of municipal property.

Keywords: Municipal property, problems of municipal property management, management of municipal property, criteria for effective management of municipal property.

Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» [1].

В составе муниципальной собственности находится местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Одним из условий социально-экономического развития муниципального образования является высокоэффективное управление муниципальной собственностью. Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования, осуществляемая в определенных федеральным законодательством формах и пределах, посредством формирования, эффективного использования, обеспечения учета, сохранности и воспроизводства муниципальной собственности. [4].

Одним из критериев эффективного управления муниципальным имуществом является, качественный результат деятельности, ценой наибольшей экономии ресурсов. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении муниципальными активами, в связи с чем нуждается в необходимости создания системы кадровой подготовки, аттестации управляющих и четкого учета имущества, находящегося в собственности муниципального района, и пользователей этого имущества [5]. Обеспечение постоянного и действенного контроля за выполнением имущественных обязательств пользователей муниципального имущества позволит распознавать объект и определять его значимость и основные свойства, а также это сможет обеспечить ему сохранность и исключит злоупотребления со стороны пользователя этого имущества.

Ни для кого не секрет, что на данный момент существует множество проблем, возникающих при управлении муниципальной собственностью. А именно такие проблемы, как малоразвитость социально-экономической инфраструктуры, финансовая зависимость муниципальных образований от субъектов Российской Федерации, отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций в сектор экономики, нехватка конкурентоспособной продукции и услуг.

Для решения вышесказанных проблем государство разработало законопроект № 554026–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий) [3], согласно которому все государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут продолжить свою деятельность в том случае если: 1) Создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ и Правительства РФ; 2) Учредителями будут являться федеральные органы исполнительной власти, иными словами Министерство обороны РФ; 3) Если деятельность осуществляется в сфере естественной монополии. Те предприятия, которые не попадают под эти критерии до 2021 года должны быть либо ликвидированы, либо преобразованы в коммерческие или казенные учреждения. Цель данного законопроекта: 1) Повысить эффективность управления; 2) Увеличить конкуренцию; 3) Снять финансовое давление с местных бюджетов. Необходимость принятия закона Федеральная монопольная служба аргументирует, тем что многие предприятия в том числе ЖКХ, осуществляет свою деятельность в сфере с развитой конкуренцией (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, управление жилым фондом), тем самым зачастую «обходят» действие федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», следствием этого является монополизация экономики, также злоупотребление доминирующем положением. Зарубежная и новейшая российская практика наглядно подтверждают, что действующие в условиях конкурентной борьбы частные предприятия предоставляют услуги населению, как правило, качественнее и дешевле (цены, тарифы, издержки), нежели предприятия, создаваемые и управляемые органами публичной власти. Тем самым в выгодном положении остается не только население, но и государство. Так как продажа акций от таких предприятий принесет не малые денежные средства в государственную казну.

Но эффективен ли данный законопроект, например, для небольших поселений?! Ответ очевидно, что нет, так как использование концессии в ЖКХ возможно только тогда, когда инвестор заинтересован во вложениях в эту сферу. Но как нам всем известно, в маленьких поселениях эти инвестиции вряд ли когда-то смогут самоокупиться, а бюджет этих поселений не в силах участвовать в софинансировании подобных проектов. Все это является следствием так называемых «дефектов» в законодательстве Российской Федерации, которые в свою очередь в настоящее время являются самыми главными проблемами нашей страны.

Также одной из неурегулированных проблем до настоящего времени, является проблема, связанная с разграничением собственности на государственную и муниципальную. Последствиями которой является выполнение несвойственных функций органами местного самоуправления в экономико-хозяйственном секторе. Виной всему является единый публично-правовой статус субъектов муниципальной и государственной собственности. А отсутствие должной нормативной базы, регулирующей эти отношения, только усугубляет ситуацию.

Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [4, с. 733–736]. Согласно, которому был изменен порядок оперативного изъятия муниципального имущество в собственность. Но определенных правил на законодательном уровне, не существует, тем самым муниципалитет, исходя из особенностей территории и организации детальности управления муниципальной собственности, разрабатывает собственный порядок. На данный момент немалый объем имущества остается бесхозным, при том, что в России остро стоит жилищная проблема, тысячи людей нуждаются в приобретение или улучшении жилья.

Таким образом, на сегодняшний день, существует масса проблем, которые невозможно решить без активных действий государства, по регулированию данных отношений, путем устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а так же внесением дополнений в нынешние федеральные и региональные нормативно-правовые акты. Тут же можно сказать о том, что динамичное развитие экономики муниципального образования может обеспечить принятие новых форм и методов управления муниципальной собственностью.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 (ред. от 01.08.2016). — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  2. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.06.2013 N 123-ФЗ. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147233/
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий) [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона N 554026–7 Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=176173#07929155860257484
  4. Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 733–736
  5. Сысоев П. А., Никитин А. А. Принципы и методы управления государственной и муниципальной собственность // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономичекие науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42)
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, Земельный кодекс, имущество, муниципальное имущество, предприятие, управление, эффективное управление.

Ключевые слова

муниципальная собственность, проблемы управления муниципальной собственности, управление муниципальной собственностью, критерии эффективного управления муниципальной собственностью

Похожие статьи

Проблемы управления муниципальной собственностью...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество

Система управления муниципальной собственностью в РФ. Важной задачей органов местной власти является управление...

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация, субъект РФ, местное значение, акт, Конституция РФ.

Анализ управления муниципальной собственностью...

Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация...

Муниципальная собственность как ключевой компонент...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская

Органы местного самоуправления в Российской федерации в отличии от государственного управления и перераспределения...

муниципальная собственность, местное самоуправление...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская. Органы местного самоуправления в Российской федерации в отличии от государственного управления и перераспределения...

Анализ управления муниципальной собственностью г. Улан-Удэ

Муниципальная собственность — главная составляющая экономической основы местного самоуправления. Эффективное управление собственностью — это, прежде всего, формирование доходной части городского бюджета...

Проблемы и перспективы управления муниципальной...

Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью на примере города Улан-Удэ.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация, субъект РФ...

История формирования и развития муниципальной...

История формирования и развития муниципальной собственности в Российской Федерации.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация, субъект РФ...

Похожие статьи

Проблемы управления муниципальной собственностью...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество

Система управления муниципальной собственностью в РФ. Важной задачей органов местной власти является управление...

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация, субъект РФ, местное значение, акт, Конституция РФ.

Анализ управления муниципальной собственностью...

Анализ управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация...

Муниципальная собственность как ключевой компонент...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская

Органы местного самоуправления в Российской федерации в отличии от государственного управления и перераспределения...

муниципальная собственность, местное самоуправление...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская. Органы местного самоуправления в Российской федерации в отличии от государственного управления и перераспределения...

Анализ управления муниципальной собственностью г. Улан-Удэ

Муниципальная собственность — главная составляющая экономической основы местного самоуправления. Эффективное управление собственностью — это, прежде всего, формирование доходной части городского бюджета...

Проблемы и перспективы управления муниципальной...

Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью на примере города Улан-Удэ.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация, субъект РФ...

История формирования и развития муниципальной...

История формирования и развития муниципальной собственности в Российской Федерации.

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация, субъект РФ...

Задать вопрос